предупреждения. В качестве меры специального предупреждения лишение
свободы, как известно, имеет противоречивый характер: ставя перед собой
задачу максимально приспособить человека к жизни в обществе, его отделяют
от этого общества, желая заменить в сознании человека вредные привычки и
представления правильными, его помещают в среду, где опасность «заражения»
отрицательными взглядами и чертами наиболее велика.
Противоречива и роль смертной казни. Представляется, что применение данного
вида наказания оставляет возможным констатировать лишь кару осужденному и
общую превенцию остальным гражданам.
Так, С.Г.Келина обоснованно пишет: «Цель частного предупреждения -
перевоспитание преступника, с тем чтобы он в дальнейшем не совершал новых
преступлений, в случаях применения этой меры наказания (имеется в виду
смертная казнь. - В.И.), естественно, не ставится»9.
Особого внимания в связи с решением проблем совершенствования уголовного
законодательства заслуживают существующие в общественном мнении
противоречия относительно целей наказания. Исследования показывают, что
общественное мнение, выступая в целом за расширение уголовной
ответственности и за ужесточение санкций в рамках действующего
законодательства, одновременно склоняется к тому, что эффективность,
например, лишения свободы невелика и отбывание наказания в местах лишения
свободы и большинстве случаев не достигает цели исправления и тем более
перевоспитания10.
Лишение свободы в значительной своей части применяется за преступления, не
представляющие большой общественной опасности, а этого, видимо, можно было
бы избежать11
Это свидетельствует о том, что назрела необходимость разрешения
противоречий между неумеренными карательными притязаниями и случаями весьма
либеральной оценки совершения конкретных преступлений, между требованиями
усиления уголовной репрессии как главного средства борьбы с преступностью и
низкой эффективностью страха перед наказанием в качестве мотива соблюдения
закона. Это тем более актуально в условиях, когда общая перспектива
постепенного сужения государственного принуждения может проявляться в более
высоком стимулирующем воздействии мер поощрения по сравнению с мерами
наказания, последовательной линии на смягчение уголовной политики, в
дифференциации ответственности, расширении применения мер общественного
воздействия и усиления воспитательного начала при исполнении карательных
санкций. В свое время законодатель существенно смягчал участь большого
контингента лиц, виновных в совершении преступления. Свидетельством тому
служат Указы Президиума Верховного Совета СССР от 8 и 15 февраля 1977 г. Об
этом же свидетельствует и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля
1982 года «О дальнейшем совершенствовании уголовного и исправительно-
трудового законодательства».
В теории советского уголовного права в последние годы единодушно
высказывалась мысль о необходимости внести изменения в систему наказания, в
частности, устранить существенный разрыв в степени кары между лишением
свободы, с одной стороны, и остальными наказаниями - с другой.
Представляется, что в новом законе в части первой ст. 60 «Общие начала
назначения наказания» определенно отражено стремление устранить эту
проблему указанием, что «более строгий вид наказания из числа
предусмотренных за совершенное преступление назначается лишь в случае, если
менее строгий его вид не может обеспечить достижение целей наказания».
3. Система наказаний
Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений,
различны по своему содержанию и тяжести. Помещены они в Уголовный кодекс в
определенном порядке, образуя в целом систему наказаний.
Под системой наказаний принято понимать установленный Уголовным кодексом
исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной
последовательности исходя из степени их тяжести.
Система наказаний базируется на общих принципах уголовного права. В ней
предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом,
вины, справедливости и гуманизма.
Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным и
государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально-
политические изменения и тенденции непосредствен не влияют на систему
наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое
значение и исключаются из уголовного законодательства, появляются новые их
виды, обусловленные общими изменениями и потребностями в общественно-
политической, экономической и идеологической сферах.
Ранее действовавший УК РСФСР 1960_г. предусматривал до начала коренных
изменений, происходящих « государстве и обществе, следующую систему
наказании:
1) лишение свободы; 2) ссылка; 3) высылка; 4) исправительные работы без
лишения свободы; 5) лишение права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью; 6) штраф; 7) общественное порицание;
8) направление в дисциплинарный батальон - для военнослужащих; 9)
конфискация имущества; 10) лишение воинских и других званий, а также
орденов, медалей, почетных званий и Почетных грамот. Виды наказаний,
включая общественное порицание, были расположены по степени их тяжести.
Последние два вида наказаний (конфискация и лишение званий, орденов и т.п.)
не могли применяться самостоятельно, поэтому, по существу, в систему
наказаний не входили. Не входила в систему также и предусмотренная этим УК
высшая мера наказания - смертная казнь.
В последующем эта система претерпела ряд изменений. В УК был включен
новый вид наказания - условное осуждение к лишению свободы с обязательным
привлечением осужденного к труду. Однако практика применения этого
наказания показала его недостаточную эффективность. Выявилась также и
низкая эффективность таких видов наказаний, как ссылка и высылка. В связи с
это названные три вида наказаний из УК 1960 г. были исключены.
Новый Уголовный кодекс с учетом коренных перемен, произошедших в
государстве и обществе за последние годы, предусматривает следующую систему
наказании: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского
или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4)
обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной
службе; 7) конфискация имущества; 8) ограничение свободы; 9) арест; 10)
содержание в дисциплинарной воинской части. 11) лишение свободы на
определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь (ст.
44 УК).
Новый Уголовный кодекс отдельно устанавливает систему и перечень
наказаний, назначаемых несовершеннолетним. В нее входят: а) штраф; б)
лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные
работы; г) исправительные работы; д) арест; е) лишение свободы на
определенный срок.
По отношению к прежнему уголовному законодательству система наказаний
претерпела весьма существенные изменения. Из числа уголовных наказаний
обоснованно исключено общественное порицание, включены четыре новых вида
наказания (обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение
свободы и арест). Смертная казнь введена в общую систему наказаний, а
лишение свободы подразделено на срочное и пожизненное.
О том, что наказания в этой системе располагаются по степени их тяжести,
хотя и в обратном порядке по отношению к прежнему УК (от менее тяжких к
более тяжким), можно говорить весьма условно.
Перечень наказаний начинается со штрафа и лишения права занимать
должности или заниматься деятельностью. Вряд ли эти наказания обладают
меньшей степенью репрессивности, чем следующее за ними лишение званий и
наград, которое может быть лишь дополнительным наказанием. Конфискация
имущества, которая также не применяется самостоятельно, в перечне стоит
выше исправительных работ.
Перечень наказаний в законе является исчерпывающим. Суд не может
назначить подсудимому наказание, не предусмотренное законом. Как следует из
перечня, виды наказаний весьма различны по своему содержанию и степени
тяжести, по формам воздействия на осужденного. В нормах, где
предусматриваются отдельные виды наказаний, входящих в перечень,
раскрывается их суть, указываются пределы и условия их применения.
Установленная новым Уголовным кодексом система наказаний в целом
соответствует карательной политике на современном этапе и отражает принципы
российского уголовного права. Предметно отражен в ней, в частности, принцип
гуманизма, поскольку из тринадцати видов «наказании преобладающая часть
(восемь)
4. Основные и дополнительные наказания
1. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной
службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской
части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы,
смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.
2. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и
дополнительных видов наказаний.
3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и
государственных наград, а также конфискация имущества применяются только в
качестве дополнительных видов наказаний.
Наказания, образующие в целом их систему, подразделяются на три
категории: основные, дополнительные и наказания, которые могут назначаться
и как основные, и как дополнительные Основными являются те виды наказаний,
которые назначаются только самостоятельно и не могут присоединяться к
другим видам.
Закон к числу основных наказаний относит: обязательные работы,
исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы,
арест, содержание в дисциплинарной части, лишение свободы на определенный
срок, пожизненное лишение свободы и смертную казнь (п. 1 ст. 45 УК).
Дополнительными являются виды наказаний, которые не могут назначаться
самостоятельно. Они присоединяются к основным, усиливая карательное влияние
наказания в целом.
К дополнительным наказаниям закон относит два вида: лишение специального,
воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а
также конфискацию имущества (п. 2 ст. 45 УК).
Наказания, которые могут играть двоякую роль - основных или
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11