Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

Министерство внутренних дел

Российской Федерации

Краснодарский юридический институт

(Представительство в г. Армавире Краснодарского края)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Уголовное право»

Тема: «Нарушение авторских и смежных прав в области

интеллектуальной собственности»

Студента 4 курса

Группа ОЗО-3/2001

Анисимова Сергея Александровича

Преподаватель

кандидат юридических наук

Меликян Александр Максимович

Армавир 2002 г.

ПЛАН

Введение.

1. Авторское право.

2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио-

видеопрограмм).

3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с

нарушением права интеллектуальной собственности.

4. О крупном ущербе в уголовном праве применительно к ч.1. ст. 146 УК

РФ.

5. Другие вопросы объективной стороны преступления.

6. Уголовно-правовая характеристика диспозиции ч.2 ст. 146 УК РФ.

Заключение.

Введение

История видеобизнеса в нашей стране сравнительно

немолода. Время 70-х годов - эпохи нелегального и

запрещенного кино на видеокассетах сменилось торжеством

дикого пиратского рынка. С начала 80-х годов были заложены

основы очередного специфического российского кризиса:

«пиратское» видео медленно, но уверенно «убивало»

кинопрокат. Третий, современный этап (середина 90-х годов)

ознаменован началом легального, лицензионного видео.

Интересно, что инициатором перевода пиратского видео рынка

на легальный, стали сами видеопираты. В настоящее время в

нашей стране существует несколько десятков фирм и компаний,

выпускающих только лицензионную видеопродукцию.

Компания борьбы с видеопиратством под условным лозунгом

«Видео – территория закона», начавшаяся после принятия

Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля

1993 года, нанесла мощный удар по видеопиратству,

вследствие чего с торговых точек исчезли 3-х часовые

видеокассеты с двумя фильмами. Однако отечественные

видеопираты быстро научились подделывать обложки легальных

видеокассет.

Россия характеризуется высоким уровнем распространения

кинопиратской продукции – порядка 70%, по сравнению со

средним показателем 18% для большинства западных стран и 33%

- стран Восточной Европы.

Пиратский видеобизнес в России приносит большие убытки

киноиндустрии зарубежных стран, отечественному

кинематографу, российским правообладателям.

Правонарушения в сфере видеобизнеса часто носят

организованный характер, совершая их «пираты» используют

транснациональные связи, контрабандным путем ввозя

«пиратские» копии фильмов в Россию.

Как правило, следственные действия по ст. 146 УК РФ,

связанные с фактами видеопиратства в большинстве случаев

прекращаются на основании малой социальной значимости

последних. Поэтому по сотням и даже тысячам выявленных

правонарушений выносятся лишь несколько обвинительных

заключений. А приговоры видеопиратам выносятся, как правило,

не связанные с наказанием в виде лишения свободы или с

отсрочкой его применения. Так в ноябре 2001 года суд г.

Армавира Краснодарского края обвинил одного видеопирата в

нарушении авторских прав по ч.2 146 УК РФ и приговорил к

двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора.

Расследование же преступлений, связанных с

видеопиратством, сопряжено со значительными трудностями.

Это связано прежде всего, с тем, что данный вид

правонарушений сравнительно новый. У следователей нет не

только навыков расследования этой категории дел, но даже и

соответствующего умения правильной квалификации содеянного.

Следующая трудность заключается в том, что российский

видеобизнес имеет сложные разветвленные связи,

сконцентрированные в столице. Поэтому, если несколько

крупных акций против продавцов нелегальной видеопродукции,

предпринятых в Москве правоохранительными органами в

сотрудничестве фирмами-правообладателями, нанесли серьезный

удар по «пиратам», то в провинции немногочисленные продавцы

легального видео либо свертывают свою деятельность, либо

переключаются на продажу пиратской продукции.

При расследовании таких преступлений следователи должны

использовать помощь сотрудников эксперто-криминалистических

подразделений. Других специалистов.

Столичные же фирмы-правообладатели не имеют возможности в

полном объеме обеспечить информацией и консультациями

сотрудников правоохранительных органов по фактам

видеопиратства. Не зная соответствующей методики нельзя

отличить контрафактную видеопродукцию по внешним признакам от

подлинных видеокассет правообладателя.

Предпринимателям, в сфере видеобизнеса кроме

экономических законов – законов «рынка» необходимо знать

основы права интеллектуальной собственности, хотя бы с тем,

чтобы не стать жертвами мошенничества со стороны

видеопиратов.

Адвокатам, осуществляющим защиту обвиняемых,

потерпевших по делам о видеопиратстве также следует иметь

представление об особенностях видеобизнеса в России и

признаках квалификации подобных преступлений.

Потребителям – любителям «важнейшего из искусств»,

стремящимся приобрести видеофильм с хорошим звуком,

идеальной картинкой и приличным переводом, также необходимо

уметь отличать лицензионное видео от «пиратской» подделки.

Цель данной курсовой работы помочь понять особенности

видеобизнеса и видеопиратства всем тем, кто обеспечивает

охрану и защиту авторского права в данной сфере.

1. Авторское право

Российский законодатель счел целесообразным включить

норму, устанавливающую уголовную ответственность за нарушения

авторских и смежных прав (ст. 146) в главу 19 «Преступления

против конституционных прав и свобод человека и гражданина»

УК РФ.

Необходимо отметить, что отношения, возникающие в связи с

созданием и использованием произведений науки, литературы и

искусства, образующих авторское право, а также фонограмм,

исполнений,

постановок, передач организаций эфирного и кабельного

вещания,

составляющих смежные права, регулирует специальный Закон

Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»

1993 г. (далее «Закон») Авторское право распространяется:

1) на произведения, обнародованные либо необнародованные,

находящиеся в какой-либо объективной форме на территории

Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их

правопреемников;

2) на произведения, обнародованные либо необнародованные,

но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами

Российской Федерации, и признается за авторами — гражданами

Российской Федерации и их правопреемниками;

3) на произведения, обнародованные либо необнародованные,

но

находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами

Российской Федерации, и признается за авторами (их

правопреемниками) —

гражданами других государств в соответствии с

международными договорами Российской Федерации;

4) существующие в какой-либо объективной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись

и т. д.);

- устной (публичное произнесение, публичное

исполнение и т. д.);

- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной,

цифровой,

оптической и т. д.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план,

чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.);

- объемно-пространственной (скульптура, модель,

макет, сооружение и т. д.);

- в других формах.

Под охраной уголовного закона в сфере видеобизнеса

находятся также следующие имущественные права автора

(правообладателя): воспроизводить видеопрограммы,

распространять экземпляры видеопрограмм, публично

демонстрировать фильмы в кинозалах и по кабельному

телевидению.

2. Способы незаконного использования объектов авторского

права (аудио- видеопрограмм)

В рассматриваемой нами сфере существует два наиболее

распространенных способа незаконного использования объектов

авторского права.

Первый - закупка заведомо контрафактной продукции у

тиражирующих фирм. Иногда «пираты-продавцы» выискивают своих

клиентов у прилавков магазинов или на расположенных

неподалеку остановках транспорта. В других случаях

предпринимателям предлагают готовые контрафактные кассеты на

их же торговых точках. Часто сам «пират» их туда и

поставляет. Иногда студии, тиражирующие «пиратскую»

продукцию, дают объявления в местных газетах. Так, в октябре

1999 г. в г. Владивостоке правоохранительными органами была

пресечена деятельность такого «подпольного» цеха,

руководители которого несколько лет открыто через местные СМИ

предлагали свои «пиратские» услуги.

Второй способ — изготовление контрафактных видеокассет.

Это связано с дополнительными расходами по приобретению1:

а) видеомагнитофонов;

б) «пиратских» обложек на видеокассеты (то есть,

необходим канал их поставок);

в) специального упаковочного материала (термоусадочный

целлофан), а также приспособлений для «закатки»

видеокассет (может быть использован и простой утюг!);

г) «балок» - чистых видеокассет различного метража;

д) оригиналов видеопрограмм (мастер - кассеты) для их

последующего тиражирования. Кроме того «бизнесмену» придется

искать помещение для тиражирования (используется собственная

квартира или квартира родственников) и нанимать рабочих

(часто их роль выполняют родственники предпринимателя).

3. Уголовно-правовая характеристика преступлений,

связанных с нарушением права

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты