Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

преступлением» (п. 4 ст. 73 УПК РФ). Подчеркнем, определяющая

роль принадлежит доказыванию именно «вреда», а не «ущерба». В

Уголовный же кодекс РФ в ст. 146, напротив, оперирует

понятием «ущерб», что характерно и для преступлений в сфере

экономической деятельности, а точнее «крупный ущерб» (гл.22 УК

РФ).

5. О крупном ущербе в уголовном праве

применительно к ч. I ст. 146 УК РФ

Отечественное уголовное законодательство придерживается

правоустановления о том, что недопустимо использовать I

аналогию закона при определении крупного размера ущерба. Иначе

говоря, нельзя критерий крупного ущерба, содержащийся,

например, в главе 22 УК РФ (ст. 169 п. 2, ст. 171 п. 1, ст.

172 п. 1, ст. 173, 177, 180 и т.д.) и составляющий более 500

МРОТ для физических лиц и более 2500 МРОТ для организаций,

механически брать из ст. 177 УК РФ6 и переносить на состав ст.

146 УК РФ. Таким же образом, нельзя размер крупного ущерба,

обозначенный в п. 2 Примечания к ст. 158 УК РФ «Кража», в 500

МРОТ аналогично использовать применительно к диспозиции ст.

146 УК для определения размера крупного ущерба.

Отечественное уголовное законодательство придерживается

правоустановления о том, что недопустимо использовать аналогию

закона при определении крупного размера ущерба. Иначе говоря,

нельзя критерий крупного ущерба, содержащийся, например, в

главе 22 УК РФ (ст.169 п. 2, ст. 171 п. 1).

Между тем, отдельные суды общей юрисдикции не признают

крупным ущербом ущерб, который превышает 10 и даже 50 МРОТ.

Другие суды также считают, что с учетом товарооборота

видеокомпании «X» нельзя признать для нее крупным ущербом

ущерб, равный в 50 МРОТ. Отдельные суды России трактуют

«крупный ущерб», как ущерб, равный 500 МРОТ. Таковы полярные

решения и приговоры судов общей юрисдикции о признании

крупного ущерба по признакам ст. 146 У К РФ.

Мы же полагаем, что крупным ущербом применительно к

объективной стороне диспозиции ст. 146 УК РФ должна быть

признана сумма, эквивалентная 50 МРОТ, ибо сумма в 10 МРОТ для

правообладателя (не гражданина, а видеокомпании, а равно и

представителя (дилера) такой видеокомпании) не является в

действительности «крупным ущербом». Она может быть взыскана в

гражданско-правовом порядке.

Но явно несправедливым будет решение, а равно приговор

суда, по которому суд не признает крупным ущербом ущерб,

равный 50, 60 и более МРОТ для какого-либо правообладателя.

При этом такой суд голословно указывает в приговоре: «Нет

оснований расценивать ущерб, равный 20 тысяч рублей, как ущерб

крупный, ибо ежемесячный товарооборот (доход) правообладателя

исчисляется более чем в 200 тысяч рублей». Такой «приговор»

только дискредитирует отдельные судебные органы.

В том же случае, если у продавца изымается

контрафактной продукции на весьма значительную сумму

(например, от 400 до 500 МРОТ), можно с уверенностью говорить

о том, что данное лицо ведет по своей сути промысел, которым

нарушает авторские или смежные права, в чем заключается

повышенная общественная опасность содеянного.

Для правообладателя, дознавателя и следователя крайне

важно знать положение п. 1 ст. 49 «Закона» о том, что

обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе

требовать от нарушителя:

1) признания прав;

восстановления положения, существовавшего до нарушения прав и

прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу

его нарушения;

возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

взыскания дохода, полученного вследствие нарушения авторских и

смежных прав, вместо возмещения убытков',

выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 МРОТ,

устанавливаемых законодательством РФ, определяемой по

усмотрению судами арбитражного суда, вместо возмещения убытков

или взыскания дохода;

принятия иных, предусмотренных законодательными актами мер,

связанных с защитой их прав.

Меры, указанные в данных подпунктах (3-5),

применяются по выбору обладателями авторских и смежных прав.

Здесь же необходимо выделить и такое важное

обстоятельство. В ст. 49 «Закона» речь идет о защите только

исключительных авторских и смежных прав. Следовательно,

неисключительные авторские и смежные права, переданные автором

либо исполнителем определенному правообладателю, не подлежат

защите по правилам ст. 49 «Закона».

Каким же образом подсчитывается крупный ущерб и кем он

должен быть доказан?! Это — главный вопрос объективной стороны

диспозиции ч. I ст. 146 УК РФ.

В силу ч. 3 ст. 20 УПК РФ, состав ч. I ст. 146 УК РФ

относится к делам частного-публичного обвинения. Поэтому дела

данной категории, как правило, возбуждаются по заявлению

потерпевшего, но оно должно быть надлежащим лицом: это — автор,

правообладатель либо его законный представитель (доверенное

лицо). Исключением из этого правила является тот случай, когда

дело имеет особое общественное значение или если потерпевший по

такому делу не в состоянии защитить свои права и законные

интересы, — тогда прокурор вправе возбудить дело и при

отсутствии жалобы потерпевшего. Однако во всех этих случаях

возбужденное уголовное дело не подлежит прекращению за

примирением потерпевшего с обвиняемым.

В среде следственных работников, расследующих уголовные

дела по признакам ч. 1 и (или) ч. 2 ст. 146 УК РФ, бытует

предубеждение о том, что доказывание крупного ущерба лежит на

потерпевшем, как заявителе, ибо само уголовное дело возбуждено

по жалобе (заявлению) последнего. Это предубеждение в корне

неверно. Действительно, правообладатель может и должен

представить расчет реального ущерба (прямых убытков) и

неполученного дохода (упущенной выгоды). Однако для того, чтобы

«вывести» конечную сумму крупного ущерба, следствие (дознание)

должно подтвердить точное количество контрафактных

произведений. Точное количество контрафактных экземпляров видео-

, аудиопродукции должно подтверждаться только целым комплексом

действий: протоколом осмотра места происшествия, протоколом

обыска и (или) выемки (изъятия) контрафактной продукции,

показаниями свидетелей, очевидцев и иными следственными

действиями. Кроме того, в силу абзаца 2 п. 2 ст. 50 «Закона»

следователь и орган дознания обязаны принять меры для

обеспечения предъявленного или возможного в будущем (!)

гражданского иска путем розыска и наложения ареста на

экземпляры произведений и фонограмм, в отношении которых

предполагается, что они являются контрафактными, а также на

материалы и оборудование, предназначенные для их изготовления и

воспроизведения, а в необходимых случаях — путем изъятия и

передачи их на ответственное хранение. Помимо всего, к

обязательствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу,

относится характер и размер ущерба, причиненного преступлением

(п. 4 ст. 73 УПК РФ). Таким образом, процесс доказывания

крупного ущерба входит в круг процессуальных обязанностей

следователя.

Итак, правообладатель, чьи авторские (смежные) права были

нарушены, в силу п. 1 ст. 49 «Закона» может выбрать любую из

мер защиты нарушенных прав:

* возмещение убытков, включая упущенную

выгоду;

* взыскание в свою пользу дохода, который

получил правонарушитель;

* компенсацию в сумме от 10 до 50 000 МРОТ вместо

возмещения убытков или взыскания дохода. Это — общий принцип

подсчета ущерба, причиненного правообладателю. Между тем,

существует и частный случай подсчета ущерба (убытков),

нанесенных правообладателю. Он заключается в исчислении суммы

убытков по принципу «один к одному», то есть каждая

контрафактная копия, по крайней мере, приводит к срыву

легальной продажи одного экземпляра лицензионного видео-, и

(или) аудиопроизведения.

В судебной практике России, исходя из положения ч. 1 п. 3

ст. 37 «Закона» о том, что правообладатель (исполнитель) имеет

исключительное право на получение вознаграждения за каждый вид

использования исполнения (т.е. по указанному выше принципу:

«один к одному»), считается, что ущерб в размере 100 МРОТ за

использование одного контрафактного экземпляра аудиовизуального

произведения (видеофильма), принесенный правообладателю,

представляется разумным и обоснованным.

Целесообразно отметить и такой факт. Оценка ущерба по

специальной методике в виде убытков, в т.ч. и неполученного

дохода, производится еще и по результатам заключения

комплексной товароведческой и контрафактной экспертизы (см, (§6

главы 6 данного пособия), которую во всех случаях назначает

следствие либо орган дознания.

Другие вопросы объективной стороны преступления

В объективной стороне преступления (ч. 1 ст. 146 УК)

надлежит рассмотреть также и ряд других вопросов:

событие преступления (время, место, способ и другие

обстоятельства совершения преступления);

какого момента преступление признается оконченным;

кто, когда и в каких случаях является соучастником

преступления;

другие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.

О событии преступления. Получив заявление потерпевшего,

следователь и (или) орган дознания обязаны возбудить уголовное

дело и принять меры к установлению события преступления, лиц,

виновных в совершении преступления (ст. 21 УПК РФ).

К событию преступления относится наличие самого факта

совершения преступления. Применительно к расследованию

преступных нарушений таких объектов авторских (смежных) прав,

как видео-, аудиопроизведения, следователь (дознаватель)

устанавливает наличие контрафактных экземпляров видео- и

аудиокассет либо компакт-дисков, желательно, точное

реализованное количество такой продукции. При этом он

устанавливает время, в течение которого изготавливались и (или)

реализовывались указанные контрафактные экземпляры видео-,

аудиопродукции.

Местом совершения преступления может быть не только

подпольный «цех» по тиражированию (изготовлению) контрафактной

продукции, ее складированию, но и так называемые «точки» по

реализации «пиратской» продукции. Этими «точками» могут быть

различные ларьки, киоски, отдельные арендованные места в самых

разных магазинах, универмагах, на рынках, в местах большого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты