интеллектуальной собственности
В силу ст. 48 «Закона», за нарушение авторских и смежных
прав наступает гражданская, административная и уголовная
ответственность. Последний вид ответственности вытекает из
диспозиции ст. 146 УК РФ: «Незаконное использование объектов
авторского права и смежных прав, а равно присвоение
авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб...».
Поскольку каждый состав преступления представляет собой
четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и
субъективная сторона, то и данное исследование уголовно-
правовой характеристики диспозиции ст. 146 УК РФ будет
осуществляться согласно этой классификации преступлений,
установившейся в отечественной уголовно-правовой доктрине.
Объект преступления — авторские и смежные права.
Напомним, что к объектам авторских прав относят произведения
науки, литературы и искусства. К произведениям искусства
относят и видеофильмы, созданные творческим трудом автора
(авторов) и (или) соавторов, с участием исполнителей
(артистов). В понятие «автор» входят и другие термины,
упоминаемые в «Законе»: «составитель», «переводчик»,
«режиссер-постановщик», «художник-постановщик» , причем
автором по законодательству России может быть только
физическое, но не юридическое лицо. Разграничение авторских и
смежных прав дается и ст. 1 «Закона».
«Смежные права» — фонограммы (аудиокассеты и компакт-
диски), исполнения, постановки, передачи эфирного или
кабельного вещания (ст. I «Закона»).
Мы отметим два обстоятельства разграничения «авторских» и
«смежных» прав.
Первое. Субъектом авторских прав является только
физическое лицо, именуемое словом «автор».
Второе. Субъектом смежных прав может быть физическое и
юридическое лицо. Однако для категории «смежных прав» не
используется слово «автор». Субъектами смежных прав
признаются: исполнители, производители фонограмм, организации
эфирного или кабельного вещания.
Несмотря на указанные различия «авторских» и «смежных»
прав гражданско-правовом смысле, ст. 146 УК РФ в одинаковой
степени защищает права авторов (авторское право) и права
субъектов смежных прав (смежные права). Именно поэтому ст.
146 УК РФ и имеет название «Нарушение авторских и смежных
прав».
Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 1
ст. 146 УК РФ, включает и себя:
а) незаконное использование объектов авторских и смежных
прав;
б) присвоение авторства;
но в том случае, если:
в) противоправное деяние причинило крупный ущерб.
Как усматривается из диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ,
законодатель дает лишь «общий перечень» способов преступных
посягательств на авторские (смежные) права, уходя при этом от
детального либо исчерпывающего перечисления таких способов.
Это объясняется тем, что в тексте закона, конечно, невозможно
перечислить все те действия, которые могут так или иначе
привести к преступному нарушению авторских и смежных прав.
Оценку «незаконного использования объектов авторских
(смежных) прав», «присвоение авторства», а также факт
причинения «крупного ущерба» — производит дознаватель и (или)
следователь, а затем и суд.
В силу ст. 73 УПК РФ, следствие (дознание) обязано
доказать, помимо события преступления, виновности обвиняемого
и мотивов совершенного им преступления, также и другие
обстоятельства, влияющие на степень и характер его
ответственности, включая и обстоятельства, характеризующие
его личность, в том числе характер и размер ущерба,
причиненного преступлением. Кроме того, органы дознания и
следствия обязаны выявить причины и условия, способствовавшие
преступлению.
Уяснение всех указанных выше обстоятельств входит в
уголовно-правовую характеристику данного преступного деяния.
Кроме того, дознаватель, следователь и прокурор,
осуществляющий надзор за следствием (дознанием), должны
учитывать специфику ч. 1 ст. 146 УК РФ: знание четырех
элементов состава преступления и, в особенности, его объекта
и объективной стороны. Это играет предопределяющую роль в
расследовании данного вида преступления.
Рассмотрим первый признак объективной стороны:
«незаконное использование объектов авторских и смежных прав».
Под незаконным использованием объектов авторского, права
понимается их использование без согласия автора:
опубликование, воспроизведение и распространение
произведения; «переработка», внесение каких-либо изменений в
само произведение, в его название или обозначение имени
автора; снабжение произведения иллюстрациями, предисловиями,
послесловиями или пояснениями; использование произведения
автора другими лицами, включая перевод на другой язык;
принудительное соавторство. Это также и незаконное
распространение чужого произведения, как-то: реализация,
публичное исполнение, представление, причем вопреки воле
автора.
Применительно к видеокассетам, авторство, то есть право
авторов на имя, в некотором смысле этого слова, как правило,
не нарушается, ибо сами авторы, включая и исполнителей ролей
в видеофильмах, режиссеров-постановщиков и др.
(видеоконцерты, видеоклипы и т.д.), получили свое авторское
вознаграждение по соответствующему авторскому договору,
передав на определенное время свои исключительные авторские
права видеокомпаниям, а последние передают права на
распространение своим полномочным представителям, например,
таким, как: ТОО «Дрим», ЗАО «ВЕСТ-ВИДЕО», ЗАО «ВЕСТ», ЗАО
«Премьер-Фильм», ООО «Премьер-Видео-Фильм» и многим другим.
Указанные общества либо организации (предприятия),
охватываемые единым понятием «юридические лица» именуются
правообладателями.
Однако авторские права (права авторов видеофильмов,
видеоклипов т.д.) все-таки могут нарушаться и при указанных
выше обстоятельствах, исходя только из условий текста
авторского договора. Так, например, согласно авторскому
договору, автор (авторы) передал исключительные права на
изготовление и тиражирование видеопроизведений на условиях
получения авторского вознаграждения за каждый единичный
случай выпуска такой видеокассеты в свет. В этом случае как
раз автор и будет недополучать вознаграждение за выпуск в
свет каждого произведения. Ущерб при этом наносится,
естественно, и правообладателю.
В данном конкретном случае, с учетом специфики создания
видеопроизведений, под незаконным использованием объектов
авторского права понимается незаконное использование
физическим лицом, в т.ч. даже под эгидой любого юридического
лица, права на изготовление, тиражирование и распространение
той или иной записи на видеокассете, как видеопродукции,
принадлежащей конкретному правообладателю.
Тиражирование указанной видеопродукции или ее сбыт, а
равно то и другое действие одновременно без соответствующей
лицензии либо без особой доверенности правообладателя
означает нарушение авторских прав. Сказанное подпадает под
прямое понятие «нарушитель авторских и смежных прав»,
изложенное в п. 2 ст. 48 «Закона». Так, физическое или
юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона «Об
авторских и смежных правах», является нарушителем авторских и
смежных прав.
Итак, лицо, изготавливающее (выпускающее, тиражирующее) и
(или) распространяющее видеопродукцию путем «перезаписи»
(копирование с подлинника в копию) без разрешения автора либо
правообладателя, выпускает «контрафактную продукцию». «Закон»
(ст. 48, и. 4 ст. 49, ст. 50) не раскрывает понятия
«контрафактная продукция», а лишь указывает, что
контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы,
изготовление или распространение которых влечет за собой
нарушение авторских и смежных прав (п. 3 ст. 48 «Закона»).
Под незаконным «воспроизведением» либо «изготовлением»
понимается изготовление с помощью имеющейся записи
«контрафактных» повторов этой записи, т.е. экземпляров
(копий) записи на материальных носителях.
Слово «контрафактная», «контрафактный» (contrefacon —
фр.) означает нарушение прав интеллектуальной собственности,
и в правоприменительной практике России употребляется, как
«нарушающий авторские или смежные права». В последнее время
под термином «контрафактный» подразумевают «пиратский», как
производное от английского неологизма «piracu» — также
нарушение прав интеллектуальной собственности.
В то же время следует иметь в виду, что «Закон»
употребляет слово «контрафактный» лишь по отношению к
экземплярам произведений (и т.ч. видеокассетам) и фонограмм
(аудиокассетам и компакт-дискам, в т.ч. и грампластинкам), а
также к экземплярам видеозаписей исполнений и телевизионных
передач. Следовательно, понятие «контрафактности» в «Законе»
находит несколько суженное применение2 .
И последнее о «контрафактности» произведений и фонограмм.
Контрафактная продукция произведений (фонограмм) может быть
не обязательно изготовлена в России. Так, согласно п. 4 ст.
48 «Закона» контрафактными экземплярами произведений и
фонограмм признаются:
импортируемые и Россию без согласия обладателей авторских и
смежных прав из другого государства, но в том случае, если;
они в соответствующей зарубежной стране «никогда не
охранялись или перестали охраняться». Последнее выражение
следует понимать так, что произведения (фонограммы) являются
общественным достоянием, а их
импорт в Россию осуществлен без согласия правообладателя.
Указанный контрафактный товар, как правило, ввозится
контрабандным путем. Поэтому квалифицировать такие преступные
действия необходимо не только по ст. 146 УК РФ (ч. 1 или ч.
2), но и по ст. 188 УК РФ «Контрабанда».
Вернемся вновь к дальнейшему анализу объективной стороны
диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ.
Рассмотрим незаконное использование объектов смежных
прав применительно к аудиокассетам и компакт-дискам. Как мы
отметили выше, понятие «контрафактность» относится и к
фонограммам, коими, разумеется, и являются указанные объекты:
аудиокассеты и компакт-диски. Напомним, что «Закон»
подразделяет сферу действия смежных прав за «исполнителем» и
«производителем» фонограммы. Исполнитель — всегда физическое