Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

интеллектуальной собственности

В силу ст. 48 «Закона», за нарушение авторских и смежных

прав наступает гражданская, административная и уголовная

ответственность. Последний вид ответственности вытекает из

диспозиции ст. 146 УК РФ: «Незаконное использование объектов

авторского права и смежных прав, а равно присвоение

авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб...».

Поскольку каждый состав преступления представляет собой

четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и

субъективная сторона, то и данное исследование уголовно-

правовой характеристики диспозиции ст. 146 УК РФ будет

осуществляться согласно этой классификации преступлений,

установившейся в отечественной уголовно-правовой доктрине.

Объект преступления — авторские и смежные права.

Напомним, что к объектам авторских прав относят произведения

науки, литературы и искусства. К произведениям искусства

относят и видеофильмы, созданные творческим трудом автора

(авторов) и (или) соавторов, с участием исполнителей

(артистов). В понятие «автор» входят и другие термины,

упоминаемые в «Законе»: «составитель», «переводчик»,

«режиссер-постановщик», «художник-постановщик» , причем

автором по законодательству России может быть только

физическое, но не юридическое лицо. Разграничение авторских и

смежных прав дается и ст. 1 «Закона».

«Смежные права» — фонограммы (аудиокассеты и компакт-

диски), исполнения, постановки, передачи эфирного или

кабельного вещания (ст. I «Закона»).

Мы отметим два обстоятельства разграничения «авторских» и

«смежных» прав.

Первое. Субъектом авторских прав является только

физическое лицо, именуемое словом «автор».

Второе. Субъектом смежных прав может быть физическое и

юридическое лицо. Однако для категории «смежных прав» не

используется слово «автор». Субъектами смежных прав

признаются: исполнители, производители фонограмм, организации

эфирного или кабельного вещания.

Несмотря на указанные различия «авторских» и «смежных»

прав гражданско-правовом смысле, ст. 146 УК РФ в одинаковой

степени защищает права авторов (авторское право) и права

субъектов смежных прав (смежные права). Именно поэтому ст.

146 УК РФ и имеет название «Нарушение авторских и смежных

прав».

Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 1

ст. 146 УК РФ, включает и себя:

а) незаконное использование объектов авторских и смежных

прав;

б) присвоение авторства;

но в том случае, если:

в) противоправное деяние причинило крупный ущерб.

Как усматривается из диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ,

законодатель дает лишь «общий перечень» способов преступных

посягательств на авторские (смежные) права, уходя при этом от

детального либо исчерпывающего перечисления таких способов.

Это объясняется тем, что в тексте закона, конечно, невозможно

перечислить все те действия, которые могут так или иначе

привести к преступному нарушению авторских и смежных прав.

Оценку «незаконного использования объектов авторских

(смежных) прав», «присвоение авторства», а также факт

причинения «крупного ущерба» — производит дознаватель и (или)

следователь, а затем и суд.

В силу ст. 73 УПК РФ, следствие (дознание) обязано

доказать, помимо события преступления, виновности обвиняемого

и мотивов совершенного им преступления, также и другие

обстоятельства, влияющие на степень и характер его

ответственности, включая и обстоятельства, характеризующие

его личность, в том числе характер и размер ущерба,

причиненного преступлением. Кроме того, органы дознания и

следствия обязаны выявить причины и условия, способствовавшие

преступлению.

Уяснение всех указанных выше обстоятельств входит в

уголовно-правовую характеристику данного преступного деяния.

Кроме того, дознаватель, следователь и прокурор,

осуществляющий надзор за следствием (дознанием), должны

учитывать специфику ч. 1 ст. 146 УК РФ: знание четырех

элементов состава преступления и, в особенности, его объекта

и объективной стороны. Это играет предопределяющую роль в

расследовании данного вида преступления.

Рассмотрим первый признак объективной стороны:

«незаконное использование объектов авторских и смежных прав».

Под незаконным использованием объектов авторского, права

понимается их использование без согласия автора:

опубликование, воспроизведение и распространение

произведения; «переработка», внесение каких-либо изменений в

само произведение, в его название или обозначение имени

автора; снабжение произведения иллюстрациями, предисловиями,

послесловиями или пояснениями; использование произведения

автора другими лицами, включая перевод на другой язык;

принудительное соавторство. Это также и незаконное

распространение чужого произведения, как-то: реализация,

публичное исполнение, представление, причем вопреки воле

автора.

Применительно к видеокассетам, авторство, то есть право

авторов на имя, в некотором смысле этого слова, как правило,

не нарушается, ибо сами авторы, включая и исполнителей ролей

в видеофильмах, режиссеров-постановщиков и др.

(видеоконцерты, видеоклипы и т.д.), получили свое авторское

вознаграждение по соответствующему авторскому договору,

передав на определенное время свои исключительные авторские

права видеокомпаниям, а последние передают права на

распространение своим полномочным представителям, например,

таким, как: ТОО «Дрим», ЗАО «ВЕСТ-ВИДЕО», ЗАО «ВЕСТ», ЗАО

«Премьер-Фильм», ООО «Премьер-Видео-Фильм» и многим другим.

Указанные общества либо организации (предприятия),

охватываемые единым понятием «юридические лица» именуются

правообладателями.

Однако авторские права (права авторов видеофильмов,

видеоклипов т.д.) все-таки могут нарушаться и при указанных

выше обстоятельствах, исходя только из условий текста

авторского договора. Так, например, согласно авторскому

договору, автор (авторы) передал исключительные права на

изготовление и тиражирование видеопроизведений на условиях

получения авторского вознаграждения за каждый единичный

случай выпуска такой видеокассеты в свет. В этом случае как

раз автор и будет недополучать вознаграждение за выпуск в

свет каждого произведения. Ущерб при этом наносится,

естественно, и правообладателю.

В данном конкретном случае, с учетом специфики создания

видеопроизведений, под незаконным использованием объектов

авторского права понимается незаконное использование

физическим лицом, в т.ч. даже под эгидой любого юридического

лица, права на изготовление, тиражирование и распространение

той или иной записи на видеокассете, как видеопродукции,

принадлежащей конкретному правообладателю.

Тиражирование указанной видеопродукции или ее сбыт, а

равно то и другое действие одновременно без соответствующей

лицензии либо без особой доверенности правообладателя

означает нарушение авторских прав. Сказанное подпадает под

прямое понятие «нарушитель авторских и смежных прав»,

изложенное в п. 2 ст. 48 «Закона». Так, физическое или

юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона «Об

авторских и смежных правах», является нарушителем авторских и

смежных прав.

Итак, лицо, изготавливающее (выпускающее, тиражирующее) и

(или) распространяющее видеопродукцию путем «перезаписи»

(копирование с подлинника в копию) без разрешения автора либо

правообладателя, выпускает «контрафактную продукцию». «Закон»

(ст. 48, и. 4 ст. 49, ст. 50) не раскрывает понятия

«контрафактная продукция», а лишь указывает, что

контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы,

изготовление или распространение которых влечет за собой

нарушение авторских и смежных прав (п. 3 ст. 48 «Закона»).

Под незаконным «воспроизведением» либо «изготовлением»

понимается изготовление с помощью имеющейся записи

«контрафактных» повторов этой записи, т.е. экземпляров

(копий) записи на материальных носителях.

Слово «контрафактная», «контрафактный» (contrefacon —

фр.) означает нарушение прав интеллектуальной собственности,

и в правоприменительной практике России употребляется, как

«нарушающий авторские или смежные права». В последнее время

под термином «контрафактный» подразумевают «пиратский», как

производное от английского неологизма «piracu» — также

нарушение прав интеллектуальной собственности.

В то же время следует иметь в виду, что «Закон»

употребляет слово «контрафактный» лишь по отношению к

экземплярам произведений (и т.ч. видеокассетам) и фонограмм

(аудиокассетам и компакт-дискам, в т.ч. и грампластинкам), а

также к экземплярам видеозаписей исполнений и телевизионных

передач. Следовательно, понятие «контрафактности» в «Законе»

находит несколько суженное применение2 .

И последнее о «контрафактности» произведений и фонограмм.

Контрафактная продукция произведений (фонограмм) может быть

не обязательно изготовлена в России. Так, согласно п. 4 ст.

48 «Закона» контрафактными экземплярами произведений и

фонограмм признаются:

импортируемые и Россию без согласия обладателей авторских и

смежных прав из другого государства, но в том случае, если;

они в соответствующей зарубежной стране «никогда не

охранялись или перестали охраняться». Последнее выражение

следует понимать так, что произведения (фонограммы) являются

общественным достоянием, а их

импорт в Россию осуществлен без согласия правообладателя.

Указанный контрафактный товар, как правило, ввозится

контрабандным путем. Поэтому квалифицировать такие преступные

действия необходимо не только по ст. 146 УК РФ (ч. 1 или ч.

2), но и по ст. 188 УК РФ «Контрабанда».

Вернемся вновь к дальнейшему анализу объективной стороны

диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ.

Рассмотрим незаконное использование объектов смежных

прав применительно к аудиокассетам и компакт-дискам. Как мы

отметили выше, понятие «контрафактность» относится и к

фонограммам, коими, разумеется, и являются указанные объекты:

аудиокассеты и компакт-диски. Напомним, что «Закон»

подразделяет сферу действия смежных прав за «исполнителем» и

«производителем» фонограммы. Исполнитель — всегда физическое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты