Общие начала назначения наказания

возрастных показателей может указать и на другие возрастные группы,

обладающие криминологическими особенностями.

Хорошо известна связь между образовательным уровнем и преступностью. Не

более 7—10% осужденных имеют законченное среднее образование и только до

2%— высшее (в том числе незаконченное). Наиболее низкий уровень

встречается у лиц, осужденных за хулиганство за кражи, а также за

преступления против личности, связанные с насилием. Анализ данных об

образовании правонарушителей нс должен ограничиваться констатацией

полученных сведений; более важной задачей является выявление причин

низкого образовательного уровня некоторой части населения, в том число

причин нарушения закона о всеобщем обязательном обучении, отсева из школ

п т. д. Решение всех этих вопросов выходит за пределы компетенции

судебных органов, однако их постановка перед соответствующими

государственными органами и общественными организациями заслуживает

внимания и является одной из актуальных задач обобщения судебной

практики.

Такой социально-демографический признак, как семейное положение обвиняемых,

казалось бы, мало связан с преступным поведением. Общая структура состава

преступников по признакам семейного положения в основном соответствует

структуре населения. Однако в судебной статистике совершенно не учитываются

данные о характере семейных отношений, а они-то особенно важны. Достаточно

сказать, что по выборочным исследованиям плохие отношения между родителями

в семьях, где проживали подростки, ставшие преступниками, встречались в 7—8

раз чаще, чем у подростков контрольной группы (не совершавших

преступлений); число семей, где родители систематически пьянствовали, у

преступников-подростков больше в 6—7 раз; число семей, где родители были

осуждены, больше в 4—5 раз; семей, распавшихся в результате развода, больше

в 3—4 раза; наконец, низкий образовательный уровень родителей у подростков-

преступников встречается в 3—4 раза чаще, чем в контрольной группе.[2]

Вот почему как при расследовании, так и при судебном рассмотрении дел никак

нельзя ограничиваться стандартными вопросами типа «холост— женат»; задача

суда состоит в том, чтобы по возможности более глубоко выяснить характер

семейных взаимоотношений, условий воспитания в семье. Это в первую очередь

относится к преступлениям подростков, а также к тем преступлениям взрослых,

где усматрпвается связь поведения виновного с конфликтной обстановкой в

семье.

Выяснение этих обстоятельств дает возможность правильно понять

непосредственные причины совершения преступления обвиняемым, мотивы и цели

его поведения. Особенно важно это по делам о преступлениях против

личности, которые нередко совершаются в результате обостренных,

неприязненных семейных отношений.

Во многих случаях полезно поинтересоваться п данными о личности

потерпевшего и его поведении, предшествовавшем преступлению. Исследования

показывают, что из числа мужчин, являющихся потерпевшими по делам об

убийстве, около 25% находились в состоянии опьянения, причем многие из них

оказались участниками ссор и драк, в результате которых происходит каждое

пятое убийство. По делам об изнасилованиям более чем в 40% случаев

потерпевшие легкомысленно завязывали знакомство с обвиняемым, участвовали

с ним в совместных выпивках. Все это не может не сказаться на решении ряда

вопросов, возникающих во время судебного разбирательства.[3]

Смягчающие и отягчающие

обстоятельства при назначении наказания.

Общие начала назначения наказания включают учет смягчающих и отягчающих

наказание обстоятельств. Смягчающие наказание обстоятельства принимаются в

расчет при избрании в пределах санкции более мягкого наказания. Их можно

разделить на обстоятельства, относящиеся к самому преступлению и к личности

виновного.

Обстоятельства, относящиеся к преступлению, объективно понижают степень

его общественной опасности. К ним относятся: совершение впервые

преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения

обстоятельств; совершение преступления в результате физического или

психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной

зависимости; совершение преступления при нарушении условий правомерности

необходимой обороны, задержания лица,совершившего преступление, крайней

необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения.

Обстоятельства, относящиеся к личности виновного, следующие:

несовершеннолетие виновного; беременность; наличие малолетних детей у

виновного; совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных

обстоятельств и по мотиву сострадания; явка с повинной; активное

способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников

преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления;

оказание медицинской помощи потерпевшему непосредственно после совершения

преступления: добровольное возмещение имущественного ущерба и морального

вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные

на загла-живание вреда, причиненного потерпевшему.

Перечень смягчающих наказание обстоятельств — примерный. Закон допускает

признавать таковыми и другие обстоятельства. Определенную сложность

вызывает и понимание специфики влияния "иных обстоятельств" на наказание,

назначаемое виновному. Вряд ли до конца убедительным выглядит решение

вопроса, основанного на посылке: любое обстоятельство дела лишь постольку

влияет на наказание, поскольку смягчает или отягчает его. Более правильно

сделать вывод, согласно которому влияние "иных обстоятельств" дела на

наказание может быть двояким: либо они в большей или меньшей степени

смягчают или отягчают его, либо обусловливают выбор несмягченной и

неотягченной меры наказания.

Особо нужно остановиться на вопросе об основаниях учета видов

обстоятельств при назначении наказания, в том числе и так называемых

данных, отрицательно характеризующих личность виновного, допустимость учета

которых теория и судебная практика до принятия УК 1996 г. объясняли

следующим: все, что подпадает под перечень смягчающих и отягчающих

обстоятельств, учитывается "по определению"; все, что находится за их

пределами, подлежит учету вследствие обязанности руководствоваться

общественной опасностью совершенного преступления и личностью виновного.

Возражая против данного подхода, сделаем акцент на главном в характеристике

данных общих начал, т. е. общественной опасности совершенного преступления

и личности виновного, с одной стороны, и обстоятельств, смягчающих и

отягчающих наказание, с другой.

Ранее уже отмечалось, что выбор наказания связан с решением многих

задач, одна из которых — уяснение того, какие обстоятельства дела должны, а

какие не должны приниматься во внимание. Но наряду с этим назначение

наказания требует ясности и в другом вопросе: в каком качестве то или иное

фактическое обстоятельство, подлежащее учету, может повлиять на выбор

наказания? Ясно, что первый и второй вопросы, хотя и касаются одного и того

же, нельзя считать тождественными: в одном случае нас интересуют признаки,

позволяющие очертить круг обстоятельств, подлежащих учету при назначении

наказания; в другом — обусловливающие особенности влияния этих

обстоятельств на выбор наказания.

С этой точки зрения нужно сделать соответствующие выводы не только о

единстве оснований учета обстоятельств дела, яо и об основных аспектах

характеристики института обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.

Не останавливаясь подробно на каждом из таких аспектов, отметим, что в

отличие от ранее действующего в нашей стране уголовного законодательства, в

УК РФ 1996 г. речь идет о влиянии обстоятельств делано на вину, опасность

преступления и личность виновного или ответственность, а на наказание. Это

объясняется тем, что выбор целесообразной меры наказания обусловливает

необходимость учета не только обстоятельств, сказывающихся на степени вины

или опасности преступления и личности виновного, но и многих других. Что же

касается наименования "обстоятельства, смягчающие и отягчающие

ответственность", то оно мало согласуется с содержанием раздела,

посвященного лишь вопросам, непосредственно связанным с наказанием (его

понятием, целями, видами и назначением). Но, не восприняв позицию УК РСФСР

1960 г., законодатель, видимо, исходил также из положения, в соответствии с

которым уголовная ответственность не может быть большей или меньшей: она

либо существует, либо отсутствует.

Немало изменений внесено в сами перечни обстоятельств, влияющих на

наказание. Прежде всего восприняты все обстоятельства, смягчающие

наказание, известные УК РСФСР 1960 г. При этом, с некоторой долей

условности, можно заметить, что формулировка одних осталась прежней (явка с

повинной, активное способствование раскрытию преступления); других —

уточнена (совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие

случайного стечения обстоятельств; совершение преступления в результате

физического или психического принуждения либо в силу материальной,

служебной или иной зависимости; совершение преступления при нарушении

условий правомерности необходимой обороны); третьих — конкретизирована

(активное способствование изобличению других соучастников преступления и

розыску имущества, добытого в результате преступления, добровольное

возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в

результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда,

причиненного потерпевшему); четвертых — расширена (оказание ме". дицинской

и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления;

противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося

поводом для преступления; несовершеннолетие виновного; беременность). В

числе неизвестных УК РСФСР смягчающих обстоятельств следует отметить:

совершение преступлений при нарушении условий задержания лица, совершившего

преступление, крайняя необходимость, обоснованный риск, исполнение приказа

или распоряжения; наличие малолетних детей у виновного; совершение

преступления по мотиву сострадания и т.д.

Определенные корректировки претерпел в УК 1996 г. и перечень отягчающих

обстоятельств. В отличие от прежнего, ныне существующий их перечень не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты