Ответственность за должностные преступления

Ответственность за должностные преступления

КИСЛОВОДСКИЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.

ДИПЛОМНАЯ

РАБОТА

НА ТЕМУ:

«Ответственность за должностные преступления

по российскому законодательству».

Студентки

Топаловой

V курса

Мариам

очного отделения

Ильясовны

группы Ю 6

_ _ _ _ _ _

Руководитель дипломной Синигибский

Иван

работы: к.ю.н. профессор

Алексеевич

_ _ _ _ _ _

Декан юридического

Тараян Сергей

факультета, доцент

Филиппович

_ _ _ _ _ _

Кисловодск 2001г.

Содержание:

стр

Введение

Глава 1

Понятие должностного лица…………………………………………1

§ 1.1

История законодательства о должностных преступлениях ……….10

§ 1.2

Должностные преступления – понятие ……………………………..15

Глава 2

Виды должностных преступлений: квалификация и

ответственность……………………………………………………….16

§ 2.1

Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями лицами,

выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, и

коммерческий подкуп……………………….44

Глава 3

Коррупция и коррупционное преступление ………………………..46

§ 3.1

Причины распространения коррупции в России……………………49

§ 3.2

Необходимые меры по искоринению коррупции …………………..52

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей своей жизни человек очень часто оказывается перед

моральным выбором: делать или не делать. Как он поступит во многом

зависит от уровня его сознания, социального развития, уважения к

собственной личности, обществу и государству в целом. Выбор человеком

определенного поведения – это, как правило, результат воздействия на

личность всего комплекса воспитательных мер, влияния общества.

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп,

коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные

нормы.

Целостная, динамическая система социальных норм является

необходимым условием жизни общества, средством общественного управления,

организации и функционирования государства, обеспечения согласованного

взаимодействия людей, прав человека. Человек, в своем поведении

может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них.

В настоящее время материальные ценности в нашем обществе

приобрели большее значение нежели моральные. И в таких условиях

поведение человека, в первую очередь, зависит от его моральных

устоев.

Актуальность данной темы является в том, что количество

должностных преступлений с каждым днем растет. Это происходит от

того, что должностные лица так или иначе, в большинстве случаев,

избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в

той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в

настоящее время в стране. А это влечет за собой довольно плачевные

последствия, - как подрыв общественного порядка в стране, что в

свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и

государством в целом.

В данной работе предполагается показать актуальность и

чрезвычайную важность борьбы с должностными преступлениями. А также

необходимые меры по искоренению должностных преступлений, в любых

его проявлениях, будь то взяточничество, подлог, халатность и

коррупция, как наиболее опасная форма должностных преступлений.

Это и будет объектом данного исследования.

Данная тема достаточно глубоко проанализирована работами

таких авторов как: Б. В. Волженкин - «К вопросу о понятии

должностного лица, как субъекта должностных преступлений»; П. И.

Гришаев, Б. В. Здравомыслов – «Взяточничество: понятие, причины,

квалификация»; А. К. Ковисиния - «Должностные преступления»; А. В.

Галахова - «Должностные преступления»; Б. В. Волженкин, В. Е. Квашис,

С. Ш. Сагикян - «Ответственность за взяточничество: уголовно- правовые

и криминологические проблемы»; Н. И. Коржанский - «Квалификация

следователем должностных преступлений».

ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА.

Понятие должностного лица, как субъекта большинства предусмотренных в

главе 30 УК РФ преступление дано в примечании 1 к статье 285:

должностными признаются лица, постоянно, или по специальному полномочию

осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-

распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных

органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных

учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских

формированиях РФ.*

Данная формулировка позволяет выделить три блока признаков, которые

лежат в основе признания лица должностным:

- характер выполняемых лицом функций (полномочий и обязанностей);

- правовое основание наделения его этими функциями;

- принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в

которых трудится лицо.

При этом определяющим является характер выполняемых должностным лицом

функций. Указание в законе на характер выполняемых функций позволяет четко

очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает возможность

расширительного толкования субъекта этой группы преступлений. Этот признак

позволяет отличить его от иных лиц, хотя и занятых на работе в

государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и

муниципальных учреждениях и т.д., но выполняющих иные, технические

функции.

Содержание функции власти, а следовательно и характер действий

представителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом,

который он представляет. Например, представитель власти – работник милиции

осуществляет свои функции власти в сфере охраны общественного порядка,

собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций

и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий,

а также предупреждение и пресечение преступлений и других антиобщественных

действий, быстрого и полного раскрытия преступлений, всемерного содействия

устранению причин, порождающих преступление и иные правонарушения. Вся его

деятельность строится на взаимоотношениях с лицами, не

находящимися в его

-------------------------------------------

*Уголовный кодекс РФ с постатейными материалами. Москва. «Спарк». 1998.

административном подчинении. Это – неопределенно широкий круг лиц, в

отношения с которыми представитель власти вступает в силу предоставленных

ему и строго регламентированных полномочий для осуществления конкретных

задач.

Полномочия некоторых представителей власти, хотя и распространяются

на неопределенный круг лиц, но имеют силу в определенных ведомственных

границах. Так, сотрудники налоговой полиции, таможенных органов выступают

как представители власти лишь в рамках отношений, возникающих при

выполнении возложенных на них задач; судебные приставы действуют как

представители власти, когда исполняют решения суда по различного рода

взысканиям.

Деятельность представителя власти выражается в основанных на законе

распоряжениях или действиях, имеющих юридическое значение, в отношении

отдельных граждан, должностных лиц учреждений, организаций и предприятий

независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Например,

представитель власти – работник милиции имеет право в определенных случаях

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность,

входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан.

Законные распоряжения представителя власти, обусловленные

предоставленными ему полномочиями, обязательны для исполнения.

Обязательность исполнения законных распоряжений представителя власти

обеспечивается авторитетом государственного органа власти, от имени

которого он действует. В предусмотренных законом случаях деятельность

представителя власти может быть подкреплена принудительным воздействием.

Например, в целях защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или

здоровью, работники милиции имеют право в исключительных случаях в качестве

крайней меры применить физическую силу, специальные средства и

огнестрельное оружие. Такое же право предоставлено, например, и сотрудникам

таможенных органов, судебным приставам.

Представитель власти как лицо, осуществляющее функции власти, в

соответствии с законом является должностным лицом. В примечании к статье

318 УК РФ сказано: «Представителем власти в настоящей статье и других

статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного

или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в

установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении

лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».*

К признанию некоторых лиц представителями власти следует подходить

дифференцировано. Так, рядовой милиционер, осуществляя функции власти по

отношению к отдельным гражданам, обладает правом отдавать распоряжения или

совершать действия, имеющие юридическое значение. В этом случае он –

возможный субъект должностных преступлений. Во взаимоотношениях с другими

сотрудниками различных подразделений милиции рядовые милиционеры не могут

выступать как должностные лица ибо в подобных случаях они не имеют право

отдавать распоряжения или совершать действия, имеющие юридическое

значение.

Требования о том, что только законные распоряжения или действия

представителя власти подлежат исполнению, обязывает в каждом случае

разрешения вопроса о наличии в его действиях признаков преступления или

иного правонарушения, уяснить его компетенцию, обусловленные ею права и

обязанности. Обычно эти вопросы регламентированы в законах и иных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты