Ответственность за должностные преступления
КИСЛОВОДСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Ответственность за должностные преступления
по российскому законодательству».
Студентки
Топаловой
V курса
Мариам
очного отделения
Ильясовны
группы Ю 6
_ _ _ _ _ _
Руководитель дипломной Синигибский
Иван
работы: к.ю.н. профессор
Алексеевич
_ _ _ _ _ _
Декан юридического
Тараян Сергей
факультета, доцент
Филиппович
_ _ _ _ _ _
Кисловодск 2001г.
Содержание:
стр
Введение
Глава 1
Понятие должностного лица…………………………………………1
§ 1.1
История законодательства о должностных преступлениях ……….10
§ 1.2
Должностные преступления – понятие ……………………………..15
Глава 2
Виды должностных преступлений: квалификация и
ответственность……………………………………………………….16
§ 2.1
Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями лицами,
выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, и
коммерческий подкуп……………………….44
Глава 3
Коррупция и коррупционное преступление ………………………..46
§ 3.1
Причины распространения коррупции в России……………………49
§ 3.2
Необходимые меры по искоринению коррупции …………………..52
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей своей жизни человек очень часто оказывается перед
моральным выбором: делать или не делать. Как он поступит во многом
зависит от уровня его сознания, социального развития, уважения к
собственной личности, обществу и государству в целом. Выбор человеком
определенного поведения – это, как правило, результат воздействия на
личность всего комплекса воспитательных мер, влияния общества.
Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп,
коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные
нормы.
Целостная, динамическая система социальных норм является
необходимым условием жизни общества, средством общественного управления,
организации и функционирования государства, обеспечения согласованного
взаимодействия людей, прав человека. Человек, в своем поведении
может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них.
В настоящее время материальные ценности в нашем обществе
приобрели большее значение нежели моральные. И в таких условиях
поведение человека, в первую очередь, зависит от его моральных
устоев.
Актуальность данной темы является в том, что количество
должностных преступлений с каждым днем растет. Это происходит от
того, что должностные лица так или иначе, в большинстве случаев,
избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в
той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в
настоящее время в стране. А это влечет за собой довольно плачевные
последствия, - как подрыв общественного порядка в стране, что в
свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и
государством в целом.
В данной работе предполагается показать актуальность и
чрезвычайную важность борьбы с должностными преступлениями. А также
необходимые меры по искоренению должностных преступлений, в любых
его проявлениях, будь то взяточничество, подлог, халатность и
коррупция, как наиболее опасная форма должностных преступлений.
Это и будет объектом данного исследования.
Данная тема достаточно глубоко проанализирована работами
таких авторов как: Б. В. Волженкин - «К вопросу о понятии
должностного лица, как субъекта должностных преступлений»; П. И.
Гришаев, Б. В. Здравомыслов – «Взяточничество: понятие, причины,
квалификация»; А. К. Ковисиния - «Должностные преступления»; А. В.
Галахова - «Должностные преступления»; Б. В. Волженкин, В. Е. Квашис,
С. Ш. Сагикян - «Ответственность за взяточничество: уголовно- правовые
и криминологические проблемы»; Н. И. Коржанский - «Квалификация
следователем должностных преступлений».
ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА.
Понятие должностного лица, как субъекта большинства предусмотренных в
главе 30 УК РФ преступление дано в примечании 1 к статье 285:
должностными признаются лица, постоянно, или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-
распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных
органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных
учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских
формированиях РФ.*
Данная формулировка позволяет выделить три блока признаков, которые
лежат в основе признания лица должностным:
- характер выполняемых лицом функций (полномочий и обязанностей);
- правовое основание наделения его этими функциями;
- принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в
которых трудится лицо.
При этом определяющим является характер выполняемых должностным лицом
функций. Указание в законе на характер выполняемых функций позволяет четко
очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает возможность
расширительного толкования субъекта этой группы преступлений. Этот признак
позволяет отличить его от иных лиц, хотя и занятых на работе в
государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и
муниципальных учреждениях и т.д., но выполняющих иные, технические
функции.
Содержание функции власти, а следовательно и характер действий
представителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом,
который он представляет. Например, представитель власти – работник милиции
осуществляет свои функции власти в сфере охраны общественного порядка,
собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций
и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий,
а также предупреждение и пресечение преступлений и других антиобщественных
действий, быстрого и полного раскрытия преступлений, всемерного содействия
устранению причин, порождающих преступление и иные правонарушения. Вся его
деятельность строится на взаимоотношениях с лицами, не
находящимися в его
-------------------------------------------
*Уголовный кодекс РФ с постатейными материалами. Москва. «Спарк». 1998.
административном подчинении. Это – неопределенно широкий круг лиц, в
отношения с которыми представитель власти вступает в силу предоставленных
ему и строго регламентированных полномочий для осуществления конкретных
задач.
Полномочия некоторых представителей власти, хотя и распространяются
на неопределенный круг лиц, но имеют силу в определенных ведомственных
границах. Так, сотрудники налоговой полиции, таможенных органов выступают
как представители власти лишь в рамках отношений, возникающих при
выполнении возложенных на них задач; судебные приставы действуют как
представители власти, когда исполняют решения суда по различного рода
взысканиям.
Деятельность представителя власти выражается в основанных на законе
распоряжениях или действиях, имеющих юридическое значение, в отношении
отдельных граждан, должностных лиц учреждений, организаций и предприятий
независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Например,
представитель власти – работник милиции имеет право в определенных случаях
проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность,
входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан.
Законные распоряжения представителя власти, обусловленные
предоставленными ему полномочиями, обязательны для исполнения.
Обязательность исполнения законных распоряжений представителя власти
обеспечивается авторитетом государственного органа власти, от имени
которого он действует. В предусмотренных законом случаях деятельность
представителя власти может быть подкреплена принудительным воздействием.
Например, в целях защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или
здоровью, работники милиции имеют право в исключительных случаях в качестве
крайней меры применить физическую силу, специальные средства и
огнестрельное оружие. Такое же право предоставлено, например, и сотрудникам
таможенных органов, судебным приставам.
Представитель власти как лицо, осуществляющее функции власти, в
соответствии с законом является должностным лицом. В примечании к статье
318 УК РФ сказано: «Представителем власти в настоящей статье и других
статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного
или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в
установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении
лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».*
К признанию некоторых лиц представителями власти следует подходить
дифференцировано. Так, рядовой милиционер, осуществляя функции власти по
отношению к отдельным гражданам, обладает правом отдавать распоряжения или
совершать действия, имеющие юридическое значение. В этом случае он –
возможный субъект должностных преступлений. Во взаимоотношениях с другими
сотрудниками различных подразделений милиции рядовые милиционеры не могут
выступать как должностные лица ибо в подобных случаях они не имеют право
отдавать распоряжения или совершать действия, имеющие юридическое
значение.
Требования о том, что только законные распоряжения или действия
представителя власти подлежат исполнению, обязывает в каждом случае
разрешения вопроса о наличии в его действиях признаков преступления или
иного правонарушения, уяснить его компетенцию, обусловленные ею права и
обязанности. Обычно эти вопросы регламентированы в законах и иных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13