01.01.1997 года должна применяться не статья 170 УК РСФСР, а статья 201 УК
РФ,
=====================================
* «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных
организациях». Комментарий законодательства с справочные материалы. Ростов-
на-Дону.: «Феникс». 1997г.
как имеющая обратную силу, согласно положениям статьи 10 УК РФ.*
Также по статье 170 УК РСФСР до 01.01.1997 года должна была наступать
ответственность за злоупотребление служебным положением должностными лицами
некоммерческих общественных организаций.
Таким образом, можно говорить о том, что в новом УК РФ Законодатель
криминализовал общественно-опасные посягательства на интересы службы лишь
в тех коммерческих организациях, которые не являлись государственными или
общественными, а также в некоммерческих организациях, которые не являлись
общественными. Посягательства на интересы службы в иных видах
коммерче6ских и некоммерческих организаций в новом УК РФ частично
депенализированы.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является
общественное отношение, обеспечивающее интересы управления коммерческими
либо некоммерческими организациями в соответствии с их законными интересами
Вред, причиняемый рассматриваемым преступлением данному объекту,
состоит в нарушении установленного законами, иными нормативными актами, а
также основанными на первых учредительными документами, порядка управления
соответствующими коммерческими и некоммерческими организациями, влекущего
причинение существенного вреда как имущественным или иным интересам
(например, деловой репутации), таких организаций, так и любым законным
интересам иных организаций, а также интересам граждан либо охраняемым
законом интересам общества или государства в целом.
Предметом данного преступления могут выступать , как правило:
А) часть имущества (например, денежные средства) коммерческой или
некоммерческой организации; гражданина, объединения граждан, не являющегося
организацией; а также государства, не принадлежащего виновному на праве
собственности и обладающего признаками вещи, либо
Б) предприятие (организация), как имущественный комплекс в целом при
тех же условиях.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется:
=======================================
*«Преступления против интересов службы в ком. и иных организациях».
Комментарий законодательства и справочные материалы. Ростов- на- Дону.
«Феникс». 1997г.
*Яни П.С. Экономические и служебные преступления. М.: ЗАО «Бизнес-школа».
«Интел-Синтез». 1997г.
1.деянием в форме использования лицом, выполняющим управленческие функции
в коммерческой или иной организации своих полномочий;
2. наличием фактического противоречия данного деяния законным интересам
этой организации;
3. последствием в виде причинения существенного вреда альтернативно: а)
правам и законным интересам граждан; б) таким же правам и интересам
организаций; в) охраняемым законом интересам общества или государства;
4. наличием причинно-следственной связи между названным деянием и
наступившими последствиями.
Коррупция коррупционное преступление.
В обще-социальном понимании коррупция – использование должностным
лицом предоставленных ему полномочий и вытекающих из них возможностей для
незаконного личного обогащения. Использование полномочий охватывает
деятельность, как в рамках полномочий должностного лица, так и за их
пределами, но в связи с его статусом. В обоих случаях это использование
авторитета власти, который может распространятся в зависимости от уровня
должностного положения на различные сферы, порой бесконечно многообразное.*
Незаконное обогащение выражается в приобретении должностным лицом или
других лиц, в судьбе которых оно так или иначе заинтересовано, материальных
благ, помимо законного вознаграждения, за труд в виде заработной платы,
премий, льгот и т.п. В принципе любая должность и связанная с нею власть,
большая или малая, таит в себе возможность для незаконного обогащения.
Реализация этой возможности, или наоборот, зависит от нравственных устоев
человека, честности, уважения к самому себе, обществу и государству, от
отношения к своему долгу и т.д.
С понятием коррупции в её обще-социальном значении связано понятие
коррумпированности. Коррумпированность – это вовлеченность должностного
лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий,
зараженность стремлением к незаконному обогащению посредством использования
возможностей занимаемого служебного положения.*
С позиции коррумпированности всех должностных лиц возможно
дифференцировать на две категории: коррумпированные и некоррумпированные.
Определить их соотношение практически невозможно. Между тем не исключено
ретроспективное
=======================================
*Министерство общего и профессионального образования РФ. Ростовская гос.
экон. академия. Юридический вестник. № 3. 1999г.
*С. В. Максимов. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: Юр-инфор. 2000г.
установления коррумпированности по такому, например, критерию, как
результаты приватизации.
Гипотеза, согласно которой значительная часть государственного
имущества в процессе приватизации была распределена между должностными
лицами, могла бы быть подтверждена или, напротив, опровергнута в
результате сплошной ревизии документации о передачи
этого имущества в собственность должностных лиц, их родственников, близких
и т.д.
Способы коррумпированности бесконечно разнообразны: от примитивных и
явных в виде получения взяток, до сложных и завуалированных в виде участия
должностных лиц, их родственников и близких самолично или через доверенных
лиц в различных сферах предпринимательской деятельности, а
коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в
законотворчестве, - в виде лоббирования законов за вознаграждения и т.д.*
С позиции генезиса коррумпированные должностные лица подразделяются
на лиц, ставших коррумпированными в процессе исполнения должностных
полномочий, и тех кто до вступления в должность преследовал цель
использовать служебные полномочия для незаконного личного обогащения.
Последних обычно назначают на должности вышестоящие коррумпированные
должностные лица из-за их личной преданности, дружеских отношений и т.д.
В основе определения коррупции в её политэкономическом значении лежит
известный постулат, согласно которому бюрократия фактически является
хозяином государственных ресурсов и все существующее в нем представляет
собой собственность бюрократии. А сама она объединяет должностных лиц всех
государственных органов местного самоуправления, государственных
муниципальных учреждений, Вооруженных Сил и других воинских формирований.*
Коррупция в указанном понимании означает присвоение должностными
лицами собственности и иных выгод опосредованно – путем получения власти.
Присвоение собственности характеризует экономический аспект, а получение
власти и предоставление преимуществ и льгот, в том числе при нарушении ими
закона, - политический.
Поскольку эти аспекты органически взаимосвязаны, постольку их
соединение выражает политэкономический аспект коррупции.
==================================
*Уголовное право. № 1. 2000г. Ст. 7.
*Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная лит-ра. Серия
2. «Экономика». Реферативный журнал. М.: 2000г.
На современном этапе коррупция в криминологическом значении – это
антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и
политической безопасности РФ явление, пронизавшее ветви власти,
составляющее, совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в
целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных
организаций и граждан. Достигается это путем получения с использованием
должностных полномочий материальных и иных благ в ущерб интересам
государства. А объективно такие действия выражаются в сращивании
государственной власти и организованной преступности.
Одним из факторов благоприятствующих коррупции, является закон,
сформулированный неоднозначно или содержащий оценочные признаки и тем самым
предоставляющий должностным лицам возможность применять его по собственному
усмотрению, произвольно с целью личного обогащения. Устранить этот фактор
коррупции в идеале способен законодатель посредством точно определенного и
однозначного формулирования правовых норм, которые обязывали бы должностных
лиц лишь зафиксировать решение, заложенное в самом законе.*
В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой
предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния субъектом
которых являются должностные лица, и которые совершаются посредством
использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в
целях личного обогащения. Эти деяния обоснованно, на наш взгляд, именовать
коррупционными преступлениями. Они составляют наиболее опасное проявление
коррупции.*
Повышение эффективности уголовно-правовой борьбы с данными
преступлениями может быть обеспечено путем совершенствования действующего
уголовного, гражданского законодательства и Конституции РФ в разнообразных
направлениях. Основными, первоочередными и неотложными из таких направлений
являются:
1. преобразование специальных норм о должностных преступлениях, в
частности, с привилегированными составами, в специальные нормы с
квалифицирующими составами либо составами, соответствующими по степени
общественной опасности, отраженной в санкциях, основному;
2.исключение из санкций статей об ответственности за
===================================
*С. В. Максимов. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: «ЮрИнфор». 2000г.
*Уголовное право. № 4. 2000г. Ст. 11.
должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения
свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление предусмотренное
ст. 289 УК РФ, - не ниже пяти лет;
3. установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных
санкций с запрещением применять ст. ст. 64-65 УК РФ и включением в санкции
таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13