или его заместителем, с обязательным присутствием понятых. Личный обыск
без вынесения о том отдельного постановления и без санкции прокурора может
производится:
при задержании или заключении под стражу;
при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в
помещении или ином месте, в котором производится выемка или обыск, скрывает
при себе предметы или документы, могущие иметь значение для дела (ч.2
ст.172 УПК).
Личный обыск может производиться только лицом одного пола с
обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ч.3 ст.172 УПК). Это
требование уголовно-процессуального закона необходимо учитывать в процессе
формирования группы обыска, которой предстоит производить обыск в помещении
или ином месте. Для производства личного обыска в необходимых случаях может
быть привлечен в качестве специалиста врач.
При производстве личного обыска следует предусмотреть вероятность
сопротивления или внезапного нападения со стороны обыскиваемого лица.
Поэтому личный обыск должен производится двумя лицами (двумя следователями
или следователем и сотрудником органа дознания), один из которых производит
обследование обыскиваемого лица, а другой внимательно следит за его
поведением, не допуская передачи каких-либо предметов другим лицам или иных
попыток избавиться от них.
Осмотр тела обыскиваемого желательно производить с участием врача.
Следует подчеркнуть, что при производстве личного обыска должны быть
обеспечены безопасность и здоровье обыскиваемого, а также его личное
достоинство. В связи с эти важно учитывать и исполнять требования ст.21
Конституции РФ, установившей:
"1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть
основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или
унижающему человеческое достоинство обращению..."
По окончании личного обыска должно быть обследовано место, на котором
он производился, так как обыскиваемый мог что-либо выбросить или спрятать.
Важным условием производства обыска является и то, что "следователь
обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске
и выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение,
или других лиц" (п.5 ст.170 УПК).
Обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а
также в помещениях, в которых проживают члены дипломатических
представительств и их семьи, могут проводится по просьбе или с согласия
дипломатического представителя, которое испрашивается через Министра
иностранных дел. При производстве обыска в указанных помещениях обязательно
присутствие прокурора и представителя Министерства иностранных дел. ( п.1
ст.173 УПК).
Особое внимание при производстве обыска следователь должен обращать на
соблюдение конституционных прав и свобод граждан. Следователь при
производстве обыска в жилом помещении должен учитывать, что, согласно ст.25
Конституции РФ, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих
в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на
основании судебного решения.[31] Обыск может быть произведен только на
основании мотивированного постановления следователя.
(2 Проблемы совершенствования норм уголовно-процессуального
законодательства, регламентирующих соблюдение прав и свобод
личности при производстве обыска
Статья 25 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку
и гражданину право на неприкосновенность жилища и устанавливает
допустимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц в
случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного
решения.
Производство многих следственных действий (осмотр помещения, обыск,
выемка, наложение ареста на имущество и др.), а в некоторых случаях
проведение, например, допроса, очной ставки вызывает необходимость
проникновения в жилище человека и гражданина. Довольно часто проникновение
в жилище затруднено из-за нежелания лиц, проживающих там. Бывают такие
случаи, когда с производством следственных действий медлить нельзя, так как
возможно уничтожение вещественных доказательств. Как уже было сказано выше,
ст. 25 Конституции РФ предусматривает проникновение в жилище против воли
проживающих в нем лиц на основании судебного решения. К сожалению,
действующий УПК РСФСР не предусматривает механизм, регулирующий данные
правоотношения.
В Проекте УПК РФ[32] содержание ч.1 ст.13 максимально приближено к
Конституции РФ и предусматривает проникновение в жилище на основании
судебного решения, а также в случаях и порядке, предусмотренных Проектом
УПК РФ.
Как было уже замечено в главе 2 настоящей дипломной работы, существуют
определенные сложности в проникновении в жилище против воли лиц,
проживающих там, для осмотра места происшествия. Проект УПК РФ в ч.2 ст.13
предусматривает, что «осмотр жилища производится только с согласия лиц,
проживающих в нем, или на основании судебного решения». Часть 3 ст.13
устанавливает, что обыск и выемка могут производится на основании судебного
решения, а также в случаях и порядке, установленных Проектом УПК РФ. В ч.4
ст.13 говорится, что «порядок осмотра жилища, обыска и выемки
устанавливаются данным Кодексом».
Очень важным моментом является то, что Проект УПК РФ не просто
разворачивает положения ст. 25 Конституции РФ о возможности проникновения в
жилище человека и гражданина на основании судебного решения, но также
предусматривает данный механизм (в отличие от УПК РСФСР).
В ст.196 Проекта УПК РФ «Порядок производства обыска и выемки» часть 2
предусматривает, что «обыск и выемка в жилом помещении против воли
проживающих в нем лиц, производится по правилам частей восьмой и девятой
статьи 187 настоящего Кодекса».
Ст.187 Проекта УПК РФ «Порядок производства осмотра» как раз и
предусматривает порядок проникновения в жилище против воли лиц, проживающих
в нем, на основании судебного решения и этот порядок заключается в
следующем: «если лицо возражает против осмотра (обыска, выемки),
следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о
проведении осмотра (обыска, выемки). Мотивировочное постановление о
возбуждении такого ходатайства подлежит рассмотрению судьей по месту
производства предварительного следствия или проведения следственного
действия в течение шести часов с момента поступления ходатайства в суд. В
целях проверки достаточности оснований для производства осмотра судья
вправе получить от следователя необходимые пояснения и материалы о
рассмотрении ходатайства. Судья выносит постановление о производстве
осмотра или отказе в его проведении с указанием мотивов отказа».
Часть 9 ст.187 Проекта УПК РФ предусматривает порядок осмотра (обыска,
выемки) при случаях, не терпящих промедления, и этот порядок следующий:
«если жилое помещение является местом происшествия и его осмотр (обыск,
выемка) не терпит отлагательств, то осмотр жилого помещения может быть
произведен по постановлению следователя, но с последующим уведомлением
судьи в суточный срок о произведенном осмотре (обыске, выемке) для проверки
законности. Получив указанное уведомление, судья проверяет законность
произведенного осмотра и выносит постановление о его законности или
незаконности. В случае, если принято решение о незаконности произведенного
осмотра (обыска, выемки), данное действие не может быть допущено в качестве
доказательства по делу».
Думается, что не лишним будет еще раз сказать, что следователь на
протяжении всего следственного действия (осмотра, обыска, выемки) обязан
соблюдать права и свободы тех лиц, в помещении которых проводится
следственное действие, а именно:
- следователь должен обеспечить присутствие совершеннолетнего
проживающего в данном помещении лица, а в случае невозможности этого
сделать приглашаются представители жилищно-эксплутационной
организации или местной администрации (п.10 ст.187 Проекта УПК РФ)
- обыск (выемка, осмотр) должны проводиться с участием понятых, а в
необходимых случаях с участием специалиста и переводчика (п. 4 ст.
196 Проекта УПК РФ)
- в ходе осмотра (обыска, выемки) должен вестись протокол
следственного действия с требованиями, указанными в законе (ст.176
Проекта УПК РФ)
Очень важным является то, что ч.11 ст.196 Проекта УПК РФ обязывает
следователя к принятию мер, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и
выемке обстоятельства частной жизни лица, занимающего данное помещение.
В отличие от ст.173 УПК РСФСР ч.12 ст.187 Проекта УПК РФ вносит
дополнения о том, что в помещениях, занимаемых дипломатическими
представителями, а равно в помещениях, где проживают члены дипломатических
представительств и их семьи, осмотр (обыск, выемка) производится в
присутствии дипломатического представителя.
Нам представляется, что нормы ст.187, 196 Проекта УПК РФ значительно
приближены и соответствуют Конституции РФ и международно-правовым нормам,
так как Проект УПК РФ развивает положение ст.25 Конституции РФ о
принудительном проникновении в жилище человека и гражданина на основании
судебного решения, тогда как нормы УПК РСФСР не в полной мере соответствуют
Конституции РФ и международно-правовым нормам.
К сказанному выше следует добавить тот факт, что к началу 2001 года
Конституционный суд РФ принял 18 постановлений, в которых ряд норм УПК
РСФСР признавались несоответствующими Конституции РФ. Почти в каждом своем
решении Конституционный Суд РФ ставил перед Федеральным Собранием РФ вопрос
о необходимости внесения изменений в существующий уголовно-процессуальный
закон. Однако этого сделано не было (за исключением отмены ст.418 УПК
РСФСР).
В связи с этим в соответствии с пунктом «г» статьи 84 Конституции
Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин внес на
рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О внесении
изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (№ 11р-15 от
5 января 2001 г.)[33].
В проекте предлагается исключить из УПК РСФСР 3 статьи (ст. 220, 255,
256) и в 46 статей УПК РСФСР внести изменения, тем самым привести эти нормы
в соответствие с Конституцией РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9