Правовое положенние лиц, отбывающих наказание
План
Введение______________________________________________________________3
Глава 1. Понятие правового положения лиц, отбывающих наказания____________6
Глава 2. Содержание правового статуса лиц, отбывающих
наказания___________11
Глава 3. Основные обязанности и права лиц, отбывающих
наказания___________17
Заключение___________________________________________________________32
Список использованной литературы ______________________________________36
Введение.
В Российской Федерации активно проводится правовая реформа, в том
числе реформа законодательства, регулирующего исполнение наказаний.
Основными ее этапами являются принятие Уголовного кодекса Российской
Федерации (1996 год) и Уголовно–исполнительного кодекса Российской
Федерации (1997 год), урегулировавшего исполнение и отбывание всех
наказаний, закрепленных в статье 44 Уголовного кодекса, а также иных мер
уголовно – правового характера.
Принятие Уголовно–исполнительного кодекса позволило не только
расширить предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее
действовавшие разнородные правовые акты, регулирующие исполнение различных
видов наказания. До 1 июля 1997 года исполнение и отбывание наказания
регулировали законодательные акты бывшего СССР и РСФСР, а именно: Положение
о дисциплинарном батальоне Вооруженных сил СССР, Исправительно–трудовой
кодекс РСФСР, Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР наказаний,
не связанных с мерами исправительно –трудового воздействия на осужденных и
другие довольно многочисленные нормативные правовые акты министерств и
ведомств.
Характеризуя новый Уголовно-исполнительный кодекс, следует отметить и
то, что он разработан с учетом рекомендаций международно-правовых актов.
При противоречии между ратифицированными Российской Федерацией
международными договорами и нормами Кодекса последние должны приводиться в
соответствие с договорами.
К числу важнейших международных актов, касающихся обращения с
осужденными, относятся, в частности: Минимальные стандартные правила
обращения с заключенными, 1955 год; Декларация о защите всех лиц от пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания, 1975 год; Концепция против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984
год; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979
год; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников
здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных
лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания, 1982 год; Меры, гарантирующие защиту прав тех,
кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальные стандартные правила
ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинские правила), 1985 год; Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых
задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989 год;
Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с
тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правила ООН, касающиеся
защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящие принципы
ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские
руководящие принципы), 1990 год.
Уголовно–исполнительный кодекс закрепил важнейшее положение уголовно –
исполнительной политики Российского государства о направленности
законодательства и практики его применения не решение задач первостепенной
важности, а именно на нравственное совершенствование личности осужденного,
его исправление. Достижение именно этой цели, при всех трудностях
воспитательного процесса, позволяет с большой степенью вероятности
гарантировать правопослушное поведение осужденного во время отбывания
наказания и после освобождения от него. Именно поэтому Кодекс расширил
границы применения основных средств исправления осужденных, установив, что
они применяются практически в каждом наказании.[1]
На этом понятии основывается и перечень основных средств исправления
осужденных. К их числу относятся: установленный порядок исполнения и
отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный
труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и
общественное воздействие. Все это подчеркивает важность достижения основной
задачи правосудия в широком смысле - превращение бывшего преступника в
члена общества, который не будет совершать новых преступлений.
Важное значение в Уголовно – исполнительном кодексе РФ придается охране
прав осужденных. Подробно регламентируется их правовое положение, которому
посвящена отдельная глава. Законодательно закреплены как обязанности
осужденных, так и их права. Детально определяется и право на личную
безопасность. Это касается также обеспечения свободы совести и свободы
вероисповедания осужденных; этого права осужденные до недавнего времени в
течение многих десятилетий вообще были лишены.
Глава 1. Понятие правового положения лиц,
отбывающих наказания.
Лица, попадающие в сферу регулирования отношений, возникающих при
исполнении наказания, имеют определенное правовое положение (статус).
Соответственно можно говорить о правовом положении осужденного, правовом
положении персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, правовом
положении ближних родственников осужденного и т.д. В их числе особого
внимания заслуживает правовое положение осужденных, социально-правовое
значение которого выражается в следующем.
Лица, отбывающие наказания, как граждане государства обладают правами
и свободами человека и гражданина, которые согласно статье 2 Конституции
Российской Федерации являются высшей ценностью. Это обуславливает наличие
особых требований к нормативным правовым актам, закрепляющим правовое
положение осужденных, к ограничениям их общегражданских прав и свобод.
Кроме того, закрепление правового положения осужденных означает
одновременно установление пределов и форм деятельности персонала учреждений
и органов, исполняющих наказания, иначе говоря – гарантию обеспечения
законности в деятельности персонала при исполнении уголовных наказаний.
Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация
принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим
отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных
перед наказанием целей, в первую очередь – исправление осужденных.
Социально обоснованная регламентация правового положения осужденных
представляет собой важный инструмент их правового и нравственного
воспитания, привития уважения к закону, правам и законным интересам других
лиц.
Правовое положение лиц, отбывающих наказания, в самом общем виде
можно определить как основанное на общем статусе граждан России и
устанавливаемое с помощью правовых норм положение осужденных во время
отбывания уголовного наказания. Однако приведенная формула нуждается в
научном толковании, позволяющем раскрыть специфику правового положения
осужденных.
Общепринято выделение трех видов правовых статусов личности. Это
общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо
категории граждан и индивидуальное правовом положение гражданина. Правовое
положение осужденных представляет собой разновидность специального
правового статуса, в свою очередь подразделяемого на правовые статусы лиц,
отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы
и т.д.).
Отличительной чертой специального правового статуса осужденных
является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России,
так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства
России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. В
статье 6 Конституции прямо указывается на то, что гражданин Российской
Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Исходя из этого, в Законе Российской Федерации «О гражданстве
Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года не предусмотрено лишение
гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того,
согласно статье 23 этого закона отбывание уголовного наказания служит
препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.
Сохранение гражданства Российского государства по отношению к лицам,
совершившим преступления, соответствует международным актам, закрепляющим
принципы обращения с осужденными, служит ярким примером реализации
принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний.
Кроме того, его значение выражается в том, что оно, во-первых, способствует
обеспечению законности при исполнении наказания, ибо нарушения последней в
любых формах их появления неизбежно связана с ущемлением прав, законных
интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам
государства. Конкретное выражение рассматриваемое положение находит в
требовании исчерпывающего закрепления законом ограничений общегражданских
прав осужденных. В результате этого осужденным гарантируется пользование
правами граждан, не подвергшихся ограничению, в противном случае (в случае
их ограничения) – теми правами и законными интересами, которые сохранились
у осужденных в остаточном объеме.
Во-вторых, сохраняя за осужденными гражданство, государство
преследует цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как это
позволяет не формально, а по существу обращаться к гражданским чувствам
осужденных, что усиливает воспитательную функцию наказания. Примеры
обращения к гражданским чувствам осужденных имелись в наиболее тяжелое
время для нашей страны, например, в Великую отечественную войну. Есть такие
примеры и в настоящее время. Свидетельством этого служат случаи
добровольного перечисления осужденными пожертвований в различные
благотворительные фонды, помощь во время ликвидаций последствий стихийных
бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах.
В-третьих, сохранение гражданства означает то, что осужденный к
уголовному наказанию пользуется общегражданскими правами, а также несет