обязанности, возложенные на граждан Российской Федерации. Так, осужденные к
лишению свободы пользуется без каких-либо существенных ограничений правами
в сфере наследственных, брачно-семейных, трудовых и иных отношений.
Осужденные – субъекты как общих, гражданских, так и специальных,
присущих только условиям отбывания наказания, отношений. В результате этого
появляются специальные права, законные интересы и обязанности осужденных.
Механизм их появления обусловлен назначением осужденному уголовного
наказания – своеобразного средства самозащиты общества против нарушений
условий его существования. Наказание, как разновидность государственного
принуждения применяется к лицу, признанному виновным в совершении
преступления, в целях восстановления социальной справедливости, а также в
целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых
преступлений (статья 43 Уголовного кодекса). Кроме этого, государственно-
принудительный характер имеют порядок и условия отбывания наказания, а
также применение к некоторым из осужденных исправительного воздействия. В
правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений
прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к лишению
свободы устанавливаются ограничения в свободе передвижения, выборе места
жительства и места пребывания.
В условиях отбывания наказания происходит не только ограничение общих
прав граждан, но и их конкретизация и дополнение. Конкретизация
представляет собой детализацию прав, свобод, обязанностей граждан в
условиях отбывания наказания. При этом конкретизация может выражаться как в
уточнении субъекта прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их
содержания. Примером могут быть права и обязанности осужденных к лишению
свободы, возникающие в связи с получением общего и профессионального
образования.
Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям
отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических
отношений, не имеющих аналога в общественной жизни и присущих только
условиям отбывания наказания того или иного вида.
По своему содержанию правовой статус осужденных – это совокупность
юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного
во время отбывания наказания. Содержание правового статуса складывается из
прав, законных интересов и обязанностей осужденных.
С учетом изложенного правовой статус лиц, отбывающих наказания, можно
определить как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное
через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение
осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида.
Глава 2. Содержание правового статуса лиц,
отбывающих наказания.
Как уже отмечалось, осужденные не лишаются статуса гражданина и имеют
общегражданские права и свободы. В то же время они отбывают уголовное
наказание, содержание которого согласно части 1 статьи 43 Уголовного
кодекса представляет собой предусмотренные Уголовным кодексом лишения или
ограничения прав свобод этих лиц. Взаимодействие этих факторов определяет и
содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания.
В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят
права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и
реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-исполнительных
правоотношений. Однако, права, законные интересы и обязанности осужденных
могут возникать в отношениях, регулируемых нормами государственного,
административного, гражданского и иных отраслей права.
Права, законные интересы и обязанности осужденных – это
самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть
охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и
содержания.
Социально-правовое значение прав осужденных заключается в укреплении
режима законности при исполнении наказания, поскольку мера свободы
осужденного в свою очередь означает меру несвободы государства по отношению
к нему, придерживаться которой – важнейшая обязанность его представителей,
в данном случае – персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
Права осужденных, гарантированные материально, политически, идеологически и
организационно, способствуют развитию личности осужденного, а в конечном
итоге – его исправлению. Права осужденных, провозглашенные лишь формально,
углубляют существующий антагонизм между ним и обществом, существенно
отдаляют выполнение поставленных перед наказанием целей.[2]
Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управа
моченному лицу возможности определенного поведения или пользования
социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно
степень притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага
определяется содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых,
возможность осужденного свободно пользоваться социальными благами
(питанием, вещественным довольствием) в рамках, установленных правом; во-
вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву
юридических обязанностей персоналом учреждений и органами, исполняющими
наказания, другими субъектами уголовно-исполнительных и иных
правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к
защите своего субъективного права. В статье 45 Конституции РФ гарантируется
государственная защита прав и свобод гражданина. Основываясь на указанном
принципе, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского
надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного
контроля.
Исходя из изложенного, субъективное право осужденного можно определить
как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность
определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами,
обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и
органов, исполняющих наказания, других субъектов возникающих
правоотношений.
В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих
наказание, необходимо рассматривать законные интересы осужденных. Социально-
правовое значение законных интересов заключается в том, что они позволяют
обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их
исправление в процессе отбывания наказания.
Содержание законных интересов состоит из трех элементов.
Первый – это стремление к получению предусмотренного законом
социального блага, как материального (например, получение дополнительных
посылок и передач, дополнительное расходование денег на приобретение
продуктов питания и предметов первой необходимости, премирование за лучшие
показатели в работе и т.д.), так и духовного (предоставление
дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих
объектом законных интересов осужденных могут иметь как материальный, так и
духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведение
свидания за пределами исправительного учреждения и т.д.).
Объектом законных интересов могут быть социальные блага, как
существенно изменяющие правовое положение осужденных (например, перевод на
облегченные или льготные условия отбывания лишения свободы, перевод в
колонию-поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание
материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).
Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного
интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения
которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства
законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе
других факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению
режимных правил, труд, воспитательной работе, обучению). Такая оценка
осуществляется персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания,
прокуратурой, судом и другими субъектами и участниками уголовно-
исполнительных правоотношений. Поэтому в качестве второго элемента
содержания законных интересов осужденных можно назвать возможность
ходатайствовать перед указанными управамоченными субъектами и участниками
об их соответствующих действиях, направленных на реализацию законных
интересов осужденных.
Третий элемент – возможность обращаться к компетентным органам за
защитой законных интересов. И хотя такое обращение не предполагает
автоматического удовлетворения обращения осужденного, оно означает, что
законные интересы осужденных, как и их субъективные права, гарантированны
государством.
Следовательно, законные интересы осужденных можно определить как
закрепленные в правовых нормах конкретного действия стремления осужденных к
обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в
результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих
наказания, прокуратуры, судом поведения осужденных во время отбывания
наказания.
Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Так, по
социально – политическому назначению блага законные интересы могут быть
разделены на три группы.
Первую группу представляют законные интересы, направленные на
получение поощрения, возможность которого закреплена в поощрительных нормах
уголовного (условно – досрочное, досрочное освобождение), уголовно –
исполнительного (представление облегченных или льготных условий отбывания
лишения свободы) и иных отраслей права.
Вторая группа – это законные интересы, направленные на получение льгот
осужденными. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного
одобрения поведения людей, большинство льгот устанавливаются не в
зависимости от заслуг человека, а в связи с обстоятельствами, которым закон
придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных
уголовно – исполнительным законодательством (например, возможность
осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и
сопровождения).
Третью группу представляют законные интересы, направленные на
получение благ, по своей социально – правовой сущности не являющихся для
осужденного ни поощрениями, ни льготами. В одних случаях они закреплены в
законе в виде законного интереса осужденных. Например, согласно части 1