Правовое положенние лиц, отбывающих наказание

закреплены в ряде статей Уголовно-процессуального кодекса. Например, в

части 4 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливается, что для

получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются

свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание

юридической помощи.

Инициатива по поводу необходимости свидания может принадлежать

осужденному, адвокату и иным лицам. Однако основанием для его представления

является письменное заявление осужденного, адресуемое администрации

исправительного учреждения. При этом администрация, по общему правилу, не

может отказать осужденному в свидании с адвокатом или лицом, имеющим право

на оказание юридической помощи. Исключение здесь составляю случаи, если в

исправительном учреждении вводится режим особых условий и доступ на

территорию учреждения для граждан, не являющихся сотрудниками этого

учреждения, полностью прекращается, либо если в учреждении в связи с

эпидемией какого-либо заболевания объявляется карантин. Однако отказ по

указанным основаниям является обоснованным только на время действия в

учреждении режима особых условий или введения карантина.

Свидания с адвокатом или иными лицами, имеющими право на оказание

юридической помощи, представляется при условии, что, прибыв на свидание с

осужденным, они предъявят соответствующие документы, удостоверяющие их

личность и полномочия на защиту прав и законны интересов данного клиента.

Администрацией обеспечиваются необходимые условия для общения адвоката с

осужденным, в том числе, по их желанию, наедине.

Осужденные иностранные граждане наравне с гражданами России пользуются

закрепленными Уголовно-исполнительным кодексом правам и свободами, а также

установленными средствами защиты. Кроме того, осужденным иностранным

гражданам, отбывающим арест, ограничение свободы или лишение свободы,

гарантируется право поддерживать связь со своими дипломатическими и

консульскими учреждениями, а при отсутствии в России таковых – с

межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

Данная связь может выражаться в переписке с указанными учреждениями,

направлении в их адрес заявлений, предложений и жалоб, предоставлении

свиданий с дипломатическими и консульскими работниками.

К числу основных прав лиц, отбывающих наказания, законом отнесено

право осужденных на личную безопасность. При этом в нормах статьи 13

Уголовно-исполнительного кодекса гарантируется личная безопасность

осужденного независимо от того, от кого исходит угроза его безопасности (от

других осужденных, персонала и т.д.). Характер угрозы личной безопасности

может быть различным: угроза убийством, причинением телесных повреждений,

избиения и иного посягательства. В ряде случае речь может идти о фактах

систематического издевательства, которые в конечном счете могут

спровоцировать возникновение конфликта с угрозой личной безопасности для

индивида, подвергающегося глумлению.

При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе

обратиться к любому должностному лицу учреждения с просьбой об обеспечении

личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано

незамедлительно принять соответствующие меры. На практике они обычно

выражаются в помещении такого осужденного в отдельную свободную камеру

штрафного изолятора до решения вопроса о месте его дальнейшего нахождения в

учреждении или за его пределами. Нахождение осужденного в данном помещении

никаких ограничений для него не предусматривает, он пользуется всеми

принадлежащими ему правами.

Начальник учреждения, исполняющего наказание в виде ареста,

ограничения свободы или лишения свободы, обязан досконально разобраться в

создавшейся ситуации, выяснить причины возникновения такой угрозы, выявить

участников конфликта, его организаторов. В зависимости от результатов

рассмотрения и оценки сущности конфликта начальник принимает конкретное

решение относительно осуществления мер, устраняющих угрозу личной

безопасности осужденного, в том числе и его помещения в безопасное место

либо перевода в другое учреждение.

Законодатель рассматривает свободу совести и свободу вероисповедания

осужденных в качестве основного их права. Такое положение исходит из

установлений Конституции Российской Федерации и Закона РФ «О свободе

вероисповеданий». Согласно этим установлениям лица, осужденные за уголовные

преступления, независимо от вида назначенного наказания имеют право

исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не

исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные

убеждения и действовать в соответствии с ними.

Важной гарантией реализации этого права является соглашение о

сотрудничестве между Российской Патриархальной Церковью и МВД РФ от 30

августа 1996 года, предусматривающее расширение взаимодействия в сфере

просветительной и воспитательной работы среди осужденных, в создании

благоприятных условий для проведения священнослужителями в исправительных

учреждениях духовно-нравственных бесед, совершения треб и богослужений.

Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в

возможности открыто признавать и следовать своей религии, жить согласно

своим религиозным убеждениям. Исходя из закона, содержание этого права

состоит из права отправлять религиозные обряды, права получать,

приобретать, хранить и пользоваться предметами культа и религиозной

литературой. Право на распространение религиозных убеждений может быть

реализовано через многотиражные газеты для осужденных, ведомственные и иные

издания, а также путем организации индивидуальной и массовой работы в

рамках воскресных школ, библейских курсов, во время совершения обрядов

крещения, венчания, покаяния, соборования, причастия и т.д.

Вместе с тем законом устанавливаются и некоторые ограничения. Право

осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания осуществляется

исключительно на добровольной основе и с учетом специфики вида режима

учреждений, исполняющих наказания. Религиозные обряды совершаются в

специально отведенное распорядком дня время и на основании договоров,

заключенных между местными епархиями и управлениями по исполнению

наказаний. Отправление треб и богослужений не должно ущемлять права других

осужденных.

Регулируя порядок приглашения служителей религиозных объединений к

осужденным, отбывающим наказания, закон определяет ряд условий, соблюдение

которых гарантирует это право осужденных: 1) заявление, просьба

осужденного; 2) факт регистрации религиозного объединения в установленном

порядке. На администрацию исправительного учреждения возлагается

обязанность предоставить для совершения того или иного культового обряда

соответствующее помещение (церковь, часовню, молельную комнату и т.д.).

Проведение треб (крещение, венчание, соборование и др.) оплачивается из

средств, находящихся на лицевых счетах осужденных. Им разрешено получать в

посылках, приобретать, иметь при себе и пользоваться религиозными книгами,

журналами и газетами в установленном количестве, а также атрибутами культа

(нательные крестики, ладанки и т.д.), кроме предметов, выполненных в виде

колюще-режущих средств, и помимо изделий из драгоценных металлов, камней

либо представляющих собой культурно-историческую ценность.

Закон впервые допускает возможность посещения служителями культа лиц,

содержащихся в штрафных изоляторах, одиночных камерах колоний особого

режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях

камерного типа. Правовое значение данного положения состоит в том, что он

формирует законный интерес указанных категорий осужденных, отличающихся

повышенной социальной опасностью. Этот интерес удовлетворяется при

отсутствии угрозы личной безопасности служителей культа и зависит от

усмотрения администрации исправительного учреждения, которая в любом случае

обязана проинструктировать священнослужителей о соблюдении мер

предосторожности.

Порядок осуществления всех этих прав устанавливается Уголовно-

исполнительным кодексом и иными нормативными актами (Правилами внутреннего

распорядка исправительных учреждений, Положением о дисциплинарной воинской

части Министерства обороны Российской Федерации, Положением об уголовно-

исполнительных инспекциях и др.). В законе специально оговорено

требование, чтобы при осуществлении прав осужденных не нарушались порядок и

условия отбывания наказаний, а также не ущемлялись права и законные

интересы других лиц. Кроме того, статьей 15 Уголовно-исполнительного

кодекса устанавливается, что осужденные могут направлять предложения,

заявления и жалобы по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных

интересов. Жалобы обычно подаются на неправомерные действия, нарушающие

права осужденных. Заявление могут касаться разрешения любых вопросов,

относящихся к реализации прав, свобод и иных законных интересов осужденных,

в том числе и в связи с их нарушением или ограничением. Предложения, как

правило, носят позитивный характер и направлены на совершенствование реалий

жизнедеятельности, как самих осужденных, так и всего общества в целом, в

чем также проявляется их связь с гражданским обществом. Предложения,

заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменных

формах, а также представлены на кино-, фото-, видео носителях. Все они

рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания,

которая обязана дать ответ на каждое обращение осужденных.

Предложения, заявления и жалобы осужденных относительно ареста,

содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы адресованные в

вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими

наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы

местного самоуправления, общественные объединения, а также в

межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, направляются

через администрацию учреждения и органов, исполняющих наказания. К таким

обращениям администрация, как правило, предлагает сведения, содержащие

краткие установочные данные заявителя, а также информацию о том, когда и

как разрешилась проблема, обозначенная в обращении. Предложения, заявления

и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части,

лишению свободы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за

деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не

подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных

дней) направляются по принадлежности. При этом предложения, заявления и

жалобы осужденных по поводу решений и действий администраций учреждений и

органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений

и действий.

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и

жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством

Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения

осужденных; то есть в данном случае применяется обычной для всех порядок

рассмотрения обращений граждан.

Таким образом, гарантиями осуществления осужденными своих прав,

свобод и законных интересов, а также выполнение ими в полном объеме

возложенных на их обязанностей выступает контроль органов государственной

власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный

контроль, контроль общественных объединений, прокурорский надзор;

совместными усилиями они должны обеспечит соблюдение законности при

исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Заключение.

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в

последние годы в России обусловили повышенное внимание отечественной

юридической науки к проблемам обеспечения прав человека и гражданина.

Особое место в общем комплексе правозащитных проблем в нашем обществе

занимают вопросы обеспечения прав человека в местах лишения свободы.

Уголовное наказание в виде лишения свободы представляет собой одну из

наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающую существенное

влияние на правовой статус определенной категории граждан Российской

Федерации. Правовое положение осужденных регламентируется уголовно-

исполнительным законодательством, согласно которому они не теряют

гражданства Российской Федерации и, соответственно, основных прав

гражданина, гарантированных Конституцией РФ. Имеющиеся у граждан права и

свободы важны в той мере, в какой они служат удовлетворению их реально

существующих потребностей. Только они определяют выбор человеком формы

своего поведения, являясь исходным пунктом и движущим фактором любой

человеческой деятельности. Поэтому Уголовно-исполнительный кодекс серьезное

внимание уделил регламентации правового положения осужденных, значительно

расширив его и углубив, а также посвятив этому вопросу самостоятельную

главу.

В указанной главе, как уже писалось выше, закрепляются общие принципы

определения правового положения осужденных, их субъективные права и

юридические обязанности. Данная глава исходя из социально-правовой

значимости отношений, входящих в ее предмет, поставлена законодателем на

второе место, сразу за главой, устанавливающей общие положения. Это решение

вполне закономерно и оправдан, учитывая архитектонику Конституции

Российской Федерации, где глава о правовом положении человека и гражданина

также расположена после общих конституционных положений и принципов.

Однако Конституция не только обусловила место главы о правовом

положении осужденных, но и в своих нормах определила принципы к закреплению

правового статуса осужденных и его содержание. Так, Конституция существенно

изменила требования к источникам ограничений прав человека и гражданина. В

части 3 статьи 55 Конституции установлено, что права человека и гражданина

могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это

необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,

здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны

и безопасности государства. Что же следует из данного положения для

правового статуса осужденных к уголовному наказанию?

Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина

нормативными правовыми актами, в том числе ведомственными актами. Тем более

они не могут быть предусмотрены указаниями должностных лиу персонала

учреждений и органов, исполняющих наказания.

Во-вторых, ограничения общегражданских прав осужденных не могут

устанавливаться законами субъектов Федерации. В соответствии с положениями

статьи 71 Конституции уголовно-исполнительное законодательство отнесено к

исключительной компетенции Российской Федерации.

В-третьих, ограничения могут устанавливаться в интересах обеспечения

строго определенного круга социально-подитических ценностей, например,

защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства.

Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно отметить, что

осужденные, несмотря на совершенные ими преступления, нередко против

государственных интересов, находятся под правовой и социальной защитой

прежде всего Российского государства. Это не исключает защиту прав, свобод

и законных интересов с помощью общественных, правозащитных организаций,

однако приоритет отдан законодателем именно государственным процедурам

защиты. Кроме того, Российская Федерация берет на себя обязанность уважать

и охранять права, свободы и законные интересы осужденных наравне с другими

гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовно-исполнительный кодекс.

3. Закон РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991 г.

4. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание

в виде лишения свободы» от 21.07.93 с изменениями и дополнениями от

15.06.1996 г., 13.04.1998 г.,21.07.1998 г.

5. Правила отбывания уголовных наказаний военнослужащими. Утвержден

приказом Министра обороны от 29.07.1997. № 302.

6. Положение о дисциплинарной воинской части. Утвержден постановлением

Правительства РФ от 4.06.1997г. № 669.

7. Положение об уголовно-исполнительных инспекциях. Утвержден

постановлением Правительства РФ от 16.07.1997 г. № 729.

8. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу под ред. проф. А.И.

Зубкова М. 1997.

9. Уголовно-исполнительное право России. Учебник под ред. проф. В.И.

Селиверстова. М.2000.

10. Уголовно-исполнительное право России. Учебник под ред. проф.

А.И.Зубкова М. 1997.

11. Дерюга Н.Н. Петров А.Я. Принцип обязательности труда для осужденных

и его развитие в уголовно-исполнительном кодексе Росии.

//Государство и право 1998. № 4.

12. Долженкова Г.Д. Правовые основы социального обеспечения осужденных

к лишению свободы. //Журнал Российского права. 2000 № 5/6

13. Михлин А. Уголовно-исполнительный кодекс: общие положения.

//Российскя юстиция 1997. №4.

14. Стецовский Ю. Общественный контроль за обеспечением прав

заключенных. // Правозащитник 1999. №1.

15. Ткачевский Ю.М. Уголовно-исполнительный кодекс. //Законодательство.

1997. № 2.

-----------------------

[1] Уголовно–исполнительное право России. Учебник под ред. проф.

Селиверстова В.И. 2000 С.5.

[2] Уголовно-исполнительное право. Учебник под ред. проф. Селиверстова В.И.

2000. С. 115

[3] Уголовно – исполнительное право России. Учебник под ред. проф. А.И.

Зубкова. М. 1997. С. 396.

[4] Уголовно – исполнительный кодекс. Комментарий под ред. проф. А.И.

Зубкова М. 1997. С.30.

[5] Мачульская Е.. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М. 1998.

С. 5.

[6] Долженкова Д.Г. Правовые основы социального обеспечения осужденных к

лишению своюбоды. // Журнал Российского права 2000. №5/6 С.154.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты