закреплены в ряде статей Уголовно-процессуального кодекса. Например, в
части 4 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливается, что для
получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются
свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание
юридической помощи.
Инициатива по поводу необходимости свидания может принадлежать
осужденному, адвокату и иным лицам. Однако основанием для его представления
является письменное заявление осужденного, адресуемое администрации
исправительного учреждения. При этом администрация, по общему правилу, не
может отказать осужденному в свидании с адвокатом или лицом, имеющим право
на оказание юридической помощи. Исключение здесь составляю случаи, если в
исправительном учреждении вводится режим особых условий и доступ на
территорию учреждения для граждан, не являющихся сотрудниками этого
учреждения, полностью прекращается, либо если в учреждении в связи с
эпидемией какого-либо заболевания объявляется карантин. Однако отказ по
указанным основаниям является обоснованным только на время действия в
учреждении режима особых условий или введения карантина.
Свидания с адвокатом или иными лицами, имеющими право на оказание
юридической помощи, представляется при условии, что, прибыв на свидание с
осужденным, они предъявят соответствующие документы, удостоверяющие их
личность и полномочия на защиту прав и законны интересов данного клиента.
Администрацией обеспечиваются необходимые условия для общения адвоката с
осужденным, в том числе, по их желанию, наедине.
Осужденные иностранные граждане наравне с гражданами России пользуются
закрепленными Уголовно-исполнительным кодексом правам и свободами, а также
установленными средствами защиты. Кроме того, осужденным иностранным
гражданам, отбывающим арест, ограничение свободы или лишение свободы,
гарантируется право поддерживать связь со своими дипломатическими и
консульскими учреждениями, а при отсутствии в России таковых – с
межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.
Данная связь может выражаться в переписке с указанными учреждениями,
направлении в их адрес заявлений, предложений и жалоб, предоставлении
свиданий с дипломатическими и консульскими работниками.
К числу основных прав лиц, отбывающих наказания, законом отнесено
право осужденных на личную безопасность. При этом в нормах статьи 13
Уголовно-исполнительного кодекса гарантируется личная безопасность
осужденного независимо от того, от кого исходит угроза его безопасности (от
других осужденных, персонала и т.д.). Характер угрозы личной безопасности
может быть различным: угроза убийством, причинением телесных повреждений,
избиения и иного посягательства. В ряде случае речь может идти о фактах
систематического издевательства, которые в конечном счете могут
спровоцировать возникновение конфликта с угрозой личной безопасности для
индивида, подвергающегося глумлению.
При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе
обратиться к любому должностному лицу учреждения с просьбой об обеспечении
личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано
незамедлительно принять соответствующие меры. На практике они обычно
выражаются в помещении такого осужденного в отдельную свободную камеру
штрафного изолятора до решения вопроса о месте его дальнейшего нахождения в
учреждении или за его пределами. Нахождение осужденного в данном помещении
никаких ограничений для него не предусматривает, он пользуется всеми
принадлежащими ему правами.
Начальник учреждения, исполняющего наказание в виде ареста,
ограничения свободы или лишения свободы, обязан досконально разобраться в
создавшейся ситуации, выяснить причины возникновения такой угрозы, выявить
участников конфликта, его организаторов. В зависимости от результатов
рассмотрения и оценки сущности конфликта начальник принимает конкретное
решение относительно осуществления мер, устраняющих угрозу личной
безопасности осужденного, в том числе и его помещения в безопасное место
либо перевода в другое учреждение.
Законодатель рассматривает свободу совести и свободу вероисповедания
осужденных в качестве основного их права. Такое положение исходит из
установлений Конституции Российской Федерации и Закона РФ «О свободе
вероисповеданий». Согласно этим установлениям лица, осужденные за уголовные
преступления, независимо от вида назначенного наказания имеют право
исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не
исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные
убеждения и действовать в соответствии с ними.
Важной гарантией реализации этого права является соглашение о
сотрудничестве между Российской Патриархальной Церковью и МВД РФ от 30
августа 1996 года, предусматривающее расширение взаимодействия в сфере
просветительной и воспитательной работы среди осужденных, в создании
благоприятных условий для проведения священнослужителями в исправительных
учреждениях духовно-нравственных бесед, совершения треб и богослужений.
Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в
возможности открыто признавать и следовать своей религии, жить согласно
своим религиозным убеждениям. Исходя из закона, содержание этого права
состоит из права отправлять религиозные обряды, права получать,
приобретать, хранить и пользоваться предметами культа и религиозной
литературой. Право на распространение религиозных убеждений может быть
реализовано через многотиражные газеты для осужденных, ведомственные и иные
издания, а также путем организации индивидуальной и массовой работы в
рамках воскресных школ, библейских курсов, во время совершения обрядов
крещения, венчания, покаяния, соборования, причастия и т.д.
Вместе с тем законом устанавливаются и некоторые ограничения. Право
осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания осуществляется
исключительно на добровольной основе и с учетом специфики вида режима
учреждений, исполняющих наказания. Религиозные обряды совершаются в
специально отведенное распорядком дня время и на основании договоров,
заключенных между местными епархиями и управлениями по исполнению
наказаний. Отправление треб и богослужений не должно ущемлять права других
осужденных.
Регулируя порядок приглашения служителей религиозных объединений к
осужденным, отбывающим наказания, закон определяет ряд условий, соблюдение
которых гарантирует это право осужденных: 1) заявление, просьба
осужденного; 2) факт регистрации религиозного объединения в установленном
порядке. На администрацию исправительного учреждения возлагается
обязанность предоставить для совершения того или иного культового обряда
соответствующее помещение (церковь, часовню, молельную комнату и т.д.).
Проведение треб (крещение, венчание, соборование и др.) оплачивается из
средств, находящихся на лицевых счетах осужденных. Им разрешено получать в
посылках, приобретать, иметь при себе и пользоваться религиозными книгами,
журналами и газетами в установленном количестве, а также атрибутами культа
(нательные крестики, ладанки и т.д.), кроме предметов, выполненных в виде
колюще-режущих средств, и помимо изделий из драгоценных металлов, камней
либо представляющих собой культурно-историческую ценность.
Закон впервые допускает возможность посещения служителями культа лиц,
содержащихся в штрафных изоляторах, одиночных камерах колоний особого
режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях
камерного типа. Правовое значение данного положения состоит в том, что он
формирует законный интерес указанных категорий осужденных, отличающихся
повышенной социальной опасностью. Этот интерес удовлетворяется при
отсутствии угрозы личной безопасности служителей культа и зависит от
усмотрения администрации исправительного учреждения, которая в любом случае
обязана проинструктировать священнослужителей о соблюдении мер
предосторожности.
Порядок осуществления всех этих прав устанавливается Уголовно-
исполнительным кодексом и иными нормативными актами (Правилами внутреннего
распорядка исправительных учреждений, Положением о дисциплинарной воинской
части Министерства обороны Российской Федерации, Положением об уголовно-
исполнительных инспекциях и др.). В законе специально оговорено
требование, чтобы при осуществлении прав осужденных не нарушались порядок и
условия отбывания наказаний, а также не ущемлялись права и законные
интересы других лиц. Кроме того, статьей 15 Уголовно-исполнительного
кодекса устанавливается, что осужденные могут направлять предложения,
заявления и жалобы по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных
интересов. Жалобы обычно подаются на неправомерные действия, нарушающие
права осужденных. Заявление могут касаться разрешения любых вопросов,
относящихся к реализации прав, свобод и иных законных интересов осужденных,
в том числе и в связи с их нарушением или ограничением. Предложения, как
правило, носят позитивный характер и направлены на совершенствование реалий
жизнедеятельности, как самих осужденных, так и всего общества в целом, в
чем также проявляется их связь с гражданским обществом. Предложения,
заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменных
формах, а также представлены на кино-, фото-, видео носителях. Все они
рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания,
которая обязана дать ответ на каждое обращение осужденных.
Предложения, заявления и жалобы осужденных относительно ареста,
содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы адресованные в
вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими
наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы
местного самоуправления, общественные объединения, а также в
межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, направляются
через администрацию учреждения и органов, исполняющих наказания. К таким
обращениям администрация, как правило, предлагает сведения, содержащие
краткие установочные данные заявителя, а также информацию о том, когда и
как разрешилась проблема, обозначенная в обращении. Предложения, заявления
и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части,
лишению свободы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за
деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не
подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных
дней) направляются по принадлежности. При этом предложения, заявления и
жалобы осужденных по поводу решений и действий администраций учреждений и
органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений
и действий.
Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и
жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством
Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения
осужденных; то есть в данном случае применяется обычной для всех порядок
рассмотрения обращений граждан.
Таким образом, гарантиями осуществления осужденными своих прав,
свобод и законных интересов, а также выполнение ими в полном объеме
возложенных на их обязанностей выступает контроль органов государственной
власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный
контроль, контроль общественных объединений, прокурорский надзор;
совместными усилиями они должны обеспечит соблюдение законности при
исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
Заключение.
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в
последние годы в России обусловили повышенное внимание отечественной
юридической науки к проблемам обеспечения прав человека и гражданина.
Особое место в общем комплексе правозащитных проблем в нашем обществе
занимают вопросы обеспечения прав человека в местах лишения свободы.
Уголовное наказание в виде лишения свободы представляет собой одну из
наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающую существенное
влияние на правовой статус определенной категории граждан Российской
Федерации. Правовое положение осужденных регламентируется уголовно-
исполнительным законодательством, согласно которому они не теряют
гражданства Российской Федерации и, соответственно, основных прав
гражданина, гарантированных Конституцией РФ. Имеющиеся у граждан права и
свободы важны в той мере, в какой они служат удовлетворению их реально
существующих потребностей. Только они определяют выбор человеком формы
своего поведения, являясь исходным пунктом и движущим фактором любой
человеческой деятельности. Поэтому Уголовно-исполнительный кодекс серьезное
внимание уделил регламентации правового положения осужденных, значительно
расширив его и углубив, а также посвятив этому вопросу самостоятельную
главу.
В указанной главе, как уже писалось выше, закрепляются общие принципы
определения правового положения осужденных, их субъективные права и
юридические обязанности. Данная глава исходя из социально-правовой
значимости отношений, входящих в ее предмет, поставлена законодателем на
второе место, сразу за главой, устанавливающей общие положения. Это решение
вполне закономерно и оправдан, учитывая архитектонику Конституции
Российской Федерации, где глава о правовом положении человека и гражданина
также расположена после общих конституционных положений и принципов.
Однако Конституция не только обусловила место главы о правовом
положении осужденных, но и в своих нормах определила принципы к закреплению
правового статуса осужденных и его содержание. Так, Конституция существенно
изменила требования к источникам ограничений прав человека и гражданина. В
части 3 статьи 55 Конституции установлено, что права человека и гражданина
могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны
и безопасности государства. Что же следует из данного положения для
правового статуса осужденных к уголовному наказанию?
Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина
нормативными правовыми актами, в том числе ведомственными актами. Тем более
они не могут быть предусмотрены указаниями должностных лиу персонала
учреждений и органов, исполняющих наказания.
Во-вторых, ограничения общегражданских прав осужденных не могут
устанавливаться законами субъектов Федерации. В соответствии с положениями
статьи 71 Конституции уголовно-исполнительное законодательство отнесено к
исключительной компетенции Российской Федерации.
В-третьих, ограничения могут устанавливаться в интересах обеспечения
строго определенного круга социально-подитических ценностей, например,
защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно отметить, что
осужденные, несмотря на совершенные ими преступления, нередко против
государственных интересов, находятся под правовой и социальной защитой
прежде всего Российского государства. Это не исключает защиту прав, свобод
и законных интересов с помощью общественных, правозащитных организаций,
однако приоритет отдан законодателем именно государственным процедурам
защиты. Кроме того, Российская Федерация берет на себя обязанность уважать
и охранять права, свободы и законные интересы осужденных наравне с другими
гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.
Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Уголовно-исполнительный кодекс.
3. Закон РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991 г.
4. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание
в виде лишения свободы» от 21.07.93 с изменениями и дополнениями от
15.06.1996 г., 13.04.1998 г.,21.07.1998 г.
5. Правила отбывания уголовных наказаний военнослужащими. Утвержден
приказом Министра обороны от 29.07.1997. № 302.
6. Положение о дисциплинарной воинской части. Утвержден постановлением
Правительства РФ от 4.06.1997г. № 669.
7. Положение об уголовно-исполнительных инспекциях. Утвержден
постановлением Правительства РФ от 16.07.1997 г. № 729.
8. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу под ред. проф. А.И.
Зубкова М. 1997.
9. Уголовно-исполнительное право России. Учебник под ред. проф. В.И.
Селиверстова. М.2000.
10. Уголовно-исполнительное право России. Учебник под ред. проф.
А.И.Зубкова М. 1997.
11. Дерюга Н.Н. Петров А.Я. Принцип обязательности труда для осужденных
и его развитие в уголовно-исполнительном кодексе Росии.
//Государство и право 1998. № 4.
12. Долженкова Г.Д. Правовые основы социального обеспечения осужденных
к лишению свободы. //Журнал Российского права. 2000 № 5/6
13. Михлин А. Уголовно-исполнительный кодекс: общие положения.
//Российскя юстиция 1997. №4.
14. Стецовский Ю. Общественный контроль за обеспечением прав
заключенных. // Правозащитник 1999. №1.
15. Ткачевский Ю.М. Уголовно-исполнительный кодекс. //Законодательство.
1997. № 2.
-----------------------
[1] Уголовно–исполнительное право России. Учебник под ред. проф.
Селиверстова В.И. 2000 С.5.
[2] Уголовно-исполнительное право. Учебник под ред. проф. Селиверстова В.И.
2000. С. 115
[3] Уголовно – исполнительное право России. Учебник под ред. проф. А.И.
Зубкова. М. 1997. С. 396.
[4] Уголовно – исполнительный кодекс. Комментарий под ред. проф. А.И.
Зубкова М. 1997. С.30.
[5] Мачульская Е.. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М. 1998.
С. 5.
[6] Долженкова Д.Г. Правовые основы социального обеспечения осужденных к
лишению своюбоды. // Журнал Российского права 2000. №5/6 С.154.