совершения преступления);
? виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления;
? обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности
обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность
обвиняемого;
? характер и размер ущерба, причиненного преступлением.
Подлежат выяснению такие причины и условия, способствовавшие
совершению преступления.
Большинство преступлений совершаются в условиях неочевидности, в
связи, с чем их раскрытие требует значительных усилий органов дознания и
предварительного следствия. Без целенаправленной деятельности этих органов
раскрытие многих преступлений практически невозможно. Быстрое и полное
раскрытие преступлений органами предварительного расследования обеспечивает
необходимые условия для отправления правосудия по уголовным делам. При этом
рамки уголовной ответственности лица, совершившего преступление,
определяются органами предварительного расследования в постановлении о
привлечении в качестве обвиняемого, составляемом по результатам их
процессуальной деятельности.
2. Изобличение виновных как задача предварительного расследования
заключается в том, что органы дознания и предварительного следствия должны
собрать достаточно доказательств, на основе которых можно сделать
однозначный вывод о наличии события преступления и состава преступления в
деянии лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Недостаточность или
сомнительность доказательств, изобличающих обвиняемого, затрудняет или
делает невозможным решение в суде вопроса о признании подсудимого виновным
в совершении преступления. Органы предварительного расследования обязаны не
только изобличить лиц, виновных в совершении преступления, но и обеспечить
неуклонение обвиняемого от следствия и суда, его участие в судебном
разбирательстве, иными словами - предоставить обвиняемого в распоряжение
суда, который будет решать вопрос о его виновности или невиновности. С этой
целью органы предварительного расследования в установленном законом порядке
применяют к обвиняемому, а в исключительных случаях и к лицу,
подозреваемому в совершении преступления, меру пресечения: подписку о
невыезде, заключение под стражу и др.
3. Обеспечение правильного применения закона означает точное и
неуклонное исполнение органами дознания и предварительного следствия
требований закона и соответствие ему всех действий и принимаемых решений.
Правильное применение закона является гарантией установления истины по делу
и соблюдения прав и законных интересов граждан, участвующих в процессе. Оно
обеспечивает правильное разрешение дела и назначение справедливого
наказания лицу, признанному судом виновным в совершении преступления. В то
же время точное исполнение закона гарантирует от необоснованного
привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных.
Существенное нарушение уголовно-процессуального закона органами дознания и
предварительного следствия является основанием возвращения судом дела для
дополнительного расследования. Это может послужить также основанием к
отмене или изменению приговора при рассмотрении дела вышестоящим судом в
кассационном порядке или в порядке надзора. Обеспечение правильного
применения закона в ходе предварительного расследования означает не только
строгое соблюдение закона должностными лицами и органами, которые
расследуют уголовное дело. Чтобы это требование реально проводилось в
жизнь, необходим достаточно сложный процессуальный, ведомственный
(организационный), уголовно-правовой механизм обеспечения законности. Он
включает в себя прокурорский надзор, а также ведомственный контроль, в
частности, контроль за предварительным расследованием руководителей
следственных подразделений (ст.127(1) УПК) контроль со стороны начальника
органа дознания за действиями дознавателя и др. Обеспечить законность на
предварительном расследовании обязаны также следователь и лицо,
производящее дознание, по отношению ко всем лицам, вовлеченным в сферу
расследования (свидетелям, экспертам, другим лицам, участвующим в
следственных действиях).
4. Решая возложенные на них задачи, органы дознания и предварительного
следствия обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению
преступления, и принимать меры к их устранению. Они вносят в
соответствующие государственные органы, общественные организации или
должностным лицам представления о принятии мер к устранению этих причин и
условий. Не позднее чем в месячный срок по представлению должны быть
приняты меры и о результатах сообщено лицу, направившему представление
(ст.21, 21(1) УПК).
5. В случае причинения преступлением материального ущерба органы
дознания и предварительного следствия обязаны принять, меры по обеспечению
его возмещения (ст.30 УПК). В числе таких мер могут быть:
? розыск и изъятие похищенного имущества;
? наложение ареста на имущество и вклады;
? проведение обыска, в целях обнаружения и изъятия имущества, денег и
ценностей, нажитых преступным путем, и т.д.
6. Всей своей деятельностью органы дознания и предварительного
следствия должны способствовать укреплению законности и правопорядка. Эта
задача решается путем:
? строгого соблюденная законов в деятельности самих этих органов;
? разъяснения и обеспечения прав всех участвующих в деле лиц;
? изобличения виновных и защиты невиновных;
? выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений,
внесения представлений в целях устранения нарушений закона;
? предания гласности обстоятельств совершения преступления (если это не
противоречит интересам расследования) в воспитательных целях и в целях
формирования соответствующего общественного мнения в связи с совершением
преступления;
? привлечения общественности к расследованию преступлений и т.п.
Следует отметить, что уже само уголовное расследование и привлечение
к ответственности лиц, совершивших преступление, проведенные своевременно,
на должном уровне и в строгом соответствии с законом, способствуют
укреплению законности и правопорядка.
Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы
предварительного расследования дознание и предварительное следствие.
Предварительное расследование, таким образом, представляет общее понятие,
включающее в себя дознание и предварительное следствие.
Дознание и предварительное следствие решают общие задачи уголовного
судопроизводства, установленные в результате их процессуальной деятельности
фактические данные имеют равное доказательственное значение. Закон
установил единый порядок производства следственных действий для всех,
органов дознания и предварительного следствия.
Дознание и предварительное следствие - это процессуальная
деятельность, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным
законом. Компетенция органов дознания и предварительного следствия по
расследованию конкретного преступления определяется с учетом
подследственности уголовного дела (ст.126 УПК).
Закон установил различные сроки ведения дознания и предварительного
следствия (ст. 121, 133 УПК). Имеются некоторые различия в объеме
процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание
(ст.120 УПК). Важно отметить, что если следователь вправе производить
только процессуальные действия, то органы дознания наделены правом
производить, не только процессуальные действия, но и действия оперативно-
розыскного характера (ст.118, 127 УПК). При этом в понятие дознания, как
одну из форм предварительного расследования преступлений, включается только
процессуальная деятельность органов дознания.
Основной формой расследования преступлений является предварительное
следствие, которое производится по большинству уголовных дел и представляет
собой основную, наиболее полную форму, досудебного установления
обстоятельств совершения преступления, предварительного расследования
преступлений, осуществляемое органами дознания. Перечень государственных
органов и должностных лиц, наделённых правом производить дознание (органов
дознания), дан в ст.117 УПК.
Дознание имеет два вида, которые различаются в зависимости от
подследственности уголовного дела:
1) дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие
обязательно (ст.119 УПК);
2) дознание по делам о преступлениях, по которым производство
предварительного следствия не обязательно (ст.120- 124 УПК).
Помимо дознания и предварительного следствия уголовно-процессуальный
закон предусматривает протокольную форму досудебной подготовки материалов
(ст.ст. 414-417,419 УПК). Протокольная форма, по нашему мнению, является
самостоятельным процессуальным институтом и не может рассматриваться как
разновидность дознания или предварительного следствия. Предварительное
расследование по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, в
форме дознания или предварительного следствия производится лишь в
специально предусмотренных законом случаях (ст. 416 УПК).
По делам частного обвинения дознание и предварительное следствие
проводятся в исключительных случаях, когда это признают необходимым
прокурор или суд (ст.27, 126 УПК).
Четко разграничивая подследственность и компетенцию органов дознания
и предварительного следствия как самостоятельных и независимых друг от
друга органов предварительного расследования, закон вместе с тем исходит из
необходимости объединения усилий этих органов в борьбе с преступностью
путем организации взаимодействия между ними, определяет общие условия,
формы и порядок, такого взаимодействия. Необходимость взаимодействия
диктуется потребностями практики, поскольку органы предварительного
следствия и дознания используют в своей деятельности разные средства и
методы. Деятельность следователя заключается главным образом в выполнении
процессуальных действий по расследованию преступлений. Компетенция органов
дознания гораздо шире. Помимо процессуальных полномочий они наделены правом
осуществлять административную и иную деятельность, проводить оперативно-
розыскные мероприятия, направленные на обнаружение, пресечение и раскрытие
преступлений. Многие органы дознания имеют хорошее техническое обеспечение