деятельности. Между тем это необходимо сделать.
Представляется, что она состоит из двух видов:
1. деятельности, возможность осуществления которой дает органу
специфика внешней (основной, административно-правовой) функции;
2. деятельности, вытекающей чисто из внутренней (уголовно-
процессуальной) функции, из обеспечительной функции органа дознания.
Нарушение закона тождества привело к картине кажущегося отсутствия
единого мнения на то, является ли оперативно-розыскная деятельность
элементом дознания. Тем не менее, большинство процессуалистов по этому
вопросу имеют одинаковую точку зрения. Различие их позиций заключается лишь
в том, что первые в конце своих рассуждений дают определение этапу
расследования, а вторые одноименной уголовно-процессуальной деятельности,
обычно осуществляемой на этапе дознания.
Первые отмечают, что на этапе дознания производятся оперативно-
розыскные мероприятия; вторые - что это деятельность уголовно-
процессуальная, и поэтому оперативно-розыскные меры не входят в ее
содержание. И те, и другие ученые правы. Они характеризуют разные по своему
содержанию понятия. Поэтому их определения не противоречат, а взаимно
дополняют друг друга. На самом деле, оперативно-розыскная деятельность не
урегулирована нормами уголовно-процессуального закона и поэтому не может
быть признана уголовно-процессуальной, хотя в ряде случаев она
осуществляется во временном промежутке между возбуждением уголовного дела и
передачей его следователю, то есть на этапе дознания.[1]
В характеристику любого из основных понятий института дознания
входят задачи (цели), решение которых определяет специфику объекта
исследования. Так и дознание, и деятельность органов дознания, да и сам
этап имеют свои задачи, выполняют строго определенную роль в системе
уголовного процесса.
Для любого органа дознания задачи осуществляемой деятельности в
общем, виде закреплены в ст.2 УПК и конкретизированы в ст.ст. 118 и 119
УПК. В ст. 118 УПК говорится об обнаружении преступлений и лиц, их
совершивших, предупреждении и пресечении преступлений. Статья 119 УПК, хотя
и не имеет прямого упоминания о задачах дознания, тем не менее,
предполагает наличие таковых. Изложенные в нормах права задачи органов
дознания не в полной мере относятся к самому дознанию. Они лишь дают
возможность из задач всего органа вычленить те, что характеризуют один из
видов осуществляемой им деятельности.
Часть авторов в своих определениях понятия дознания ничего не
говорят о его задачах. Большинство же дефиниций включало в свое содержание
и этот понятиеобразующий признак. Задачи дознания, описываемые
процессуалистами, разнообразны. Среди них можно назвать следующие:
а) Обнаружение преступлений.
б) Обнаружение (установление) следов преступления.
в) Обнаружение (установление) лиц, совершивших
преступление; раскрытие преступлений и розыск "виновных".
г) Предупреждение преступлений и ликвидация причин,
их порождающих.
д) Пресечение преступлений, как правило, приводится наравне с
предупреждением, но иногда и как самостоятельная задача.
Некоторыми процессуалистами эта задача понимается более узко, лишь
как задержание лиц подозреваемых в совершении преступления.
Реже в литературе встречаются упоминания о таких задачах, как:
а) расследование в полном объеме;
б) "изобличение виновных", а равно лиц, их совершивших;
в) "обеспечение успешного хода расследования" или же "ведения по
уголовному делу предварительного следствия ";
г) "собирание доказательств", "закрепление следов преступления",
"фиксирование первичных доказательств" и другие.
Понятия "обнаружение преступлений" и их "установление" в контексте
большинства определений употребляются как равнозначные. Постановка этих
задач перед дознанием на первый взгляд вытекает из ст.118 УПК. Между тем в
указанной статье УПК термин "дознание" не употребляется. Следуя логике
изложения главы девятой уголовно-процессуального кодекса, вышеуказанной и
последующих статей, представляется возможным сделать вывод, что ст. 118 УПК
хотя и конкретизирует задачи уголовного судопроизводства, однако не на
уровне отдельного вида деятельности органа дознания, а на более высоком -
уровне всей деятельности органа дознания, как процессуальной, так и иной,
как на этапе дознания, так до и после него.
Поэтому механическое перенесение указанных в этой статье целей к
специфической части деятельности органа дознания не всегда будет
правильным. Так обстоит дело с задачей обнаружения преступлений и лиц, их
совершивших.
Обнаружение преступлений более свойственно деятельности,
осуществляемой органом дознания до возбуждения уголовного дела. Хотя при
производстве расследования могут и должны наряду с известными выявляться и
неизвестные факты преступлений, оно не свойственно ни дознанию, ни
деятельности, осуществляемой на этапе дознания. Тем более нельзя выдвигать
подобную задачу применительно к рассматриваемым объектам как один из
понятиеобразующих признаков.
Учитывая изложенное, основные понятия института дознания
применительно к деятельности органов дознания, неуполномоченных на
осуществление оперативно-розыскной деятельности, на этапе дознания могут
быть охарактеризованы следующим образом.
Дознание - это проведение органом дознания и лицом, производящим
дознание, неотложных следственных действий и принятие связанных с ними
процессуальных решений в целях обеспечения всесторонности, полноты и
объективности предварительного следствия; предупреждения, пресечения и
раскрытия преступлений.1
Этап дознания - это первоначальный этап расследования, период
времени от возбуждения уголовного дела до направления его следователю, в
течение которого органом дознания и лицом, производящим дознание, в
пределах своей компетенции осуществляются уголовно-процессуальная и иная
деятельность в целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности
предварительного следствия; предупреждения, пресечения и раскрытия
преступлений.
Деятельность органа дознания на этапе дознания заключается в
осуществлении уголовно-процессуальной и иной деятельности с целью
обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного
следствия, пресечения и раскрытия преступлений.
Иначе говоря, дознание - это всегда производство неотложных
следственных действий и принятие соответствующих процессуальных решений.
Поэтому нельзя именовать дознанием деятельность, осуществляемую в порядке
ст.120 УПК.
А, исходя из результатов анализа всей уголовно-процессуальной
функции органа дознания, дознанием последовательно называть осуществляемую
средствами стадии предварительного расследования уголовно-процессуальную
деятельность органа дознания, направленную на обеспечение всестороннего,
полного и объективного расследования преступлений, но не само расследование
в полном объеме. Несомненно, что в других странах в содержание дознания
могут включаться не только неотложные следственные действия и связанные с
ними процессуальные решения. Так, во Франции, к примеру, согласно ст. 14
УПК Франции сюда отнесено "установление фактов нарушения уголовного закона,
собирание о них доказательств и розыск лиц, их совершивших, пока не начато
следствие".1
Глава 2. Общие условия предварительного
расследования.
2.1. Понятие и значение общих условий предварительного
расследования уголовных дел.
Общие условия предварительного расследования - это, как следует из
самого определения, закрепленные в уголовно-процессуальном законе правила,
исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного
расследования. Так должно быть. Однако общие условия предварительного
расследования в полном объеме относятся только к предварительному
следствию. Они не в полной мере относятся к дознанию и смешанному
расследованию, при чем совершенно не касаются протокольного расследования.
На стадии предварительного расследования, как и на любой другой
стадии уголовного процесса, реализуются принципы уголовного процесса. Но
общие условия предварительного расследования не являются принципами
уголовного процесса. Это правила меньшей, чем принципы процессуальной
значимости. Они касаются не всего уголовного процесса, а всего-навсего
одной из его составляющих - предварительного расследования.
Система правил, составляющих общие условия предварительного
расследования, включает в себя:
1. Подследственность.
2. Полномочия следователя. Процессуальная самостоятельность
следователя.
3. Начало, место и сроки производства предварительного расследования.
4. Соединение и выделение уголовных дел.
5. Расследование уголовных дел группой следователей.
6. Профилактическую деятельность органов дознания и предварительного
следствия или, иначе, меры по выявлению причин и условий совершения
преступлений
7. Взаимодействие следователя с органами дознания.
Профессор Б.Т.Безлепкин к общим условиям предварительного
расследования также относит:
? привлечение общественности к участию в раскрытии и расследовании
уголовных дел;
? обязательное удовлетворение ходатайств, имеющих значение для дела;
? недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
? применение научно-технических средств в ходе предварительного
расследования;
? обжалование действий следователя;
? порядок сношения следователей с соответствующими органами других
государств;
? этические основы и воспитательное воздействие предварительного
следствия.
В литературе высказаны и другие подходы к понятию и перечню общих
условий предварительного расследования.
Разногласия по поводу представления о системе и количестве общих
условий предварительного расследования обусловлены различными
представлениями процессуалистов о соотношении понятий "принцип уголовного
процесса" и "общее условие предварительного расследования". Именно поэтому
многие ученые под общими условиями производства предварительного