Проблемы укрепления законности и правопорядка

Проблемы укрепления законности и правопорядка

|Введение |

Статья 1 Конституции Республики Беларусь провозглашает «Республика

Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей

территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную

целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и

правопорядок».

Проблема укрепления законности и правопорядка – это не абстрактное

понятие. Она действительно существует и является одной из самых

злободневных. Причины существования этой проблемы я вижу во многих

составляющих. Это и несовершенство законодательства, и экономический

кризис, и всеобщая неустроенность. Этот список можно продолжать еще долго,

но я остановлюсь на самых существенных из них. Одной из них является

преступность. Не так называемая «бытовая» преступность, а организованная.

Коррупция, взяточничество, вымогательство и множество других реалий

сегодняшнего времени – явное этому свидетельство. Придерживаясь тезиса

Экклезиаста о том, что нет ничего нового под солнцем, я полагаю

целесообразным предварить исследование групповой преступности небольшим

историческим расследованием.

Сведения о групповой преступности уходят своими корнями в глубокую

древность. Известный египтолог П. Монте сообщает, что организованные

преступные группы известны уже Древнему Египту периода правления династии

Рамсесов (около 1320 г. д.н.э.).

“Гробницы фараонов и частных лиц в начале привлекали только работников

каменоломен, каменотесов и ремесленников Некрополя. Но вскоре к их шайкам

присоединились мелкие чиновники западных храмов и самого Некрополя, а так

же низшие жрецы. Бандиты шайки, в которой был Пенунхеб и его 4

священнослужителя, Хапиур и его сын Пайсан, Семди и Панхар, ухитрились

снять ожерелье со статуи Нефертума, посвященной великому богу-фараону

Усермаатра-Сетепенра.

Другая шайка, в которой были жрецы, писцы и погонщики волов ограбила “дом

золота” фараона Усермаатра-Сетепенра. Жрец Кер и четверо его собратьев

наведывались сюда не раз и уносили золото, которое обменивали в городе на

зерно. Однажды один из соучастников, пастух, затеял с ними ссору: “Почему

вы мне даете так мало?” Купив золотого быка они отдали его пастуху. Но

писец царских документов услышал перебранку между ними и сказал им:”Я пойду

и доложу верховному жрецу Амона!” Жрецы поняли с полуслова.

За две вылазки в гробницу они вынесли 4 с половиной кита золота и этим

купили молчание писца царских документов”.

Резюмируя примеры из криминальной хроники древнего Египта, Монте пишет:

«Пример был подан сверху и маленькие люди с маленькими средствами

последовали ему, тем более, что в эти смутные времена жизнь неимоверно

вздорожала. Продуктов не хватало, и меняли их только на золото и серебро”.

Я думаю, что анализ иллюстраций, которыми П. Монте снабдил

характеристику Египта периода Рамсесов, приводит к выводу о наличии

организованных групп, занимавшихся преступной деятельностью. Эти группы

отличались сплоченностью, которая выражалась в долговременности преступных

связей, планировании преступной деятельности, предварительном сговоре. Они

состояли как из нищих сословий граждан государства, так и из высших

(например, жрецов), которых в современном мире принято называть

“коррумпированные чиновники”.

В истории России также имеется немало примеров, касающихся групповой

преступности. Так, Земским Собором 1619 г., созванным при непосредственном

участии молодого тогда еще царя Михаила Федоровича Романова, среди прочего

был рассмотрен и вопрос о злоупотреблениях местной администрации. Такие

злоупотребления не были редкостью для Российского государства, но именно в

этот период вскрылся глобальный характер административных злоупотреблений.

В связи с этим соборным приговором был образован сыскной приказ, которому

вменялось в обязанность доносить царю обо всех злоупотреблениях со стороны

царских чиновников. Но не столько царские чиновники, сколько родственники

царя, организовав преступные группы, занимались злоупотреблениями. Так Илья

Данилович Милославский, видный деятель России первой половины 17 века, едва

ставший царским тестем, сразу начал использовать свое положение для наживы.

Особенно наживались родственники его-окольничие, судья Земского приказа

Леонтий Плещеев и заведовавший пушкарским приказом Траханиотов. В

результате наглых злоупотреблений царских чиновников в народе поднялся

ропот, дошедший до расправы с Плещеевым, которого народ вырвал из рук

палача и убил. Милославский знал о злоупотреблениях своих родственников,

которые делились с ним богатствами, за что он и защищал их перед царем.

Еще один пример из российской истории. Я думаю, заслуги и подвиги

Александра Даниловича Меньшикова хорошо известны. Но мало кто знает о его

преступных махинациях. А ведь князь Меньшиков создал преступную группу и

руководил ей в течение нескольких лет. Это было знаменитое в ту пору дело о

подрядных махинациях, в которых помимо Меньшикова участвовали адмирал

Ф.М.Апраксин, канцлер Г.И.Головкин, А.В.Кикин, Ульян Синявин. Царские

чиновники, пользуясь неограниченным доверием царя Петра, с помощью других

служилых людей в течение 4 лет заключали подряды на поставку провианта по

завышенным ценам. А для того, чтобы замаскировать свою причастность они

заключали их не на собственное имя, а на подставных лиц. По некоторым

сведениям начет князя Меньшикова составил 1581519 руб.

Эти примеры свидетельствуют о том, что корни у такого антисоциального

явления, как групповая преступность ведут в далекое прошлое. Они говорят

нам о том, что всегда находились люди, использовавшие свою власть в целях

корыстных побуждений.

В наше время, когда страницы газет так и пестрят сообщениями об

убийствах, “разборках” и т.п., возможно уже не осталось людей сомневающихся

в существовании организованных преступных групп. Но зато принадлежность к

этому сообществу (особенно среди подростков) считается престижной.

Коррумпированность проникла во все сферы нашей сегодняшней жизни. Можно с

уверенностью сказать, что везде, где существует возможность незаконных

доходов (вплоть до высших эшелонов власти), работают люди, связанные с

организованной преступностью.

В этой работе я попытаюсь раскрыть причины беспомощности властей в

поддержании законности и укреплении правопорядка, а так же попытаюсь

проанализировать ошибки в законодательстве, приведшие нас к столь пагубной

ситуации. Ведь с явлением можно бороться лишь только, когда понятна его

суть, а укрепление правопорядка и, следовательно, законности напрямую

зависит от существования преступности.

|I.Понятие и принципы законности. |

Я считаю, что законность это основа нормальной жизнедеятельности

цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая

своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития,

законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает

справедливым дифференциацию интересов людей.

Известно, что, как устойчивое явление общественной жизни, законность

возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного

обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в

значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при

которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех.

Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить

производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона

правового государства.

Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а

естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в

обществе существуют неравное положение людей в сфере производства

материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед

законом, а, следовательно, и о законности.

Я думаю, законность, как необходимое условие гармоничного

функционирования человеческого общества, становится реальной силой в

более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое

качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения

они постепенно превращаются в отношения независимых и свободных

производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для

действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих

интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально

существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной,

исполнительной и судебной власти.

Что такое законность?

ЗАКОННОСТЬ ЕСТЬ СТРОГОЕ И ПОЛНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ ПРАВОВЫХ

ЗАКОНОВ И ОСНОВАННЫХ НА НИХ ЮРИДИЧЕСКИХ АКТОВ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.

Законность характеризуется следующими основными признаками:

Во-первых, важнейшей чертой законности является её все общность.

Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в

пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения

установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не

может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности.

Приоритетным субъектом правового регулирования является граждане

государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим

для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Естественно, что всеобщность, как необходимая черта законности, в

одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство

ответственно перед гражданином, а гражданин перед государством.

Если в законах государства выражаются действительные интересы его

граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер

государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю

гамму индивидуальных интересов, да и не должно.

Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно

предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты