всего, потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной
целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и
индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может
игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушая требование закона,
некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные
действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что
в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и
подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения
более полезными и нужными для данного случая.
6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями - важное
требование законности. Правовое государство создаёт необходимые
материальные, политические, социальные и другие предпосылки для
предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные
условия жизни, социальная защищённость населения, политическая
стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов
составляют реальную основу режима законности.
Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина,
проживающего на территории государства, осуществляется специальными
правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией.
Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы
в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры
государственного принуждения.
Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и
обжалованию не подлежат.
Я считаю эти требования вполне справедливыми и не противоречащими
Конституции Республики Беларусь, и, думаю, их выполнение способно
обеспечить и законность и правопорядок.
Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии
обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют
развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами
исторического процесса.
Законность представляет собой процесс осуществления законов. Режим
законности означает такое состояние общественной жизни, при котором
участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические
права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в
общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм.
Другими словами, в результате действия законности в обществе
складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования
общественных отношений.
ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНЙИ, КОТОРАЯ
УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТОЧНОГО И ПОЛНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРЕДПИСАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.
Я считаю, что правопорядок составляет реальную основу современной
цивилизованной жизни общества. Качество и степень правопорядочности
общественной жизни во многом определяет общее "здоровье" всего
общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного
правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в
действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно
осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций,
реально гарантируется свободное развитие человека, максимально
удовлетворяется его материальные и духовные потребности.
В формировании правового порядка участвует все элементы механизма
правового регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная
связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в
конечном счете, к установлению правового порядка.
1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичная
звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный"
правопорядок.
2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования,
обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем
правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения
участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На
этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность,
призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов
правоотношений.
3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются
завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права
и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их
поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую
систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то
есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели
правового регулирования.
СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА - это единство и одновременное разделение
урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с
особенностями их отраслевого содержания.
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает
конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и
другие виды общественных отношений, урегулированные с нормами
соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка
выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений,
которые урегулированы подотраслями и институтами права.
ОСОБЕННОСТЬ ПРАВОПОРЯДКА как специфической системы общественных
отношений выражается в том, что складывается он только на основе
правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому
правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в
обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой
регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных
общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В
этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы
общественных отношений, складывающийся под воздействием нормативного
регулирования. Это часть общественного порядка.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК представляет собой всю совокупную систему
общественных отношений, которая складывается в результате реализации
социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций,
норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.
В правовом государстве все элементы общественного порядка
взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только
порядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие
элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами
воздействия: моральными, собственно-общественными, естественными навыками
и привычками, силой традиции.
Под общественным порядком в узком смысле обычно понимается охрана
личности и прав граждан, нравственности и общественного спокойствия,
обеспечение дисциплины граждан в общественных местах и в быту.
Правопорядок - одна из основных составных частей общественного
порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов
социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и
различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия
на поведение людей.
Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в
установленном в данном государстве порядке.
Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений,
правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности,
обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических
обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.
Правопорядок предполагает также решительную борьбу с любыми
нарушениями правовых норм, применение мер государственного принуждения к
правонарушителям, восстановление нарушенных субъективных прав.
Правопорядок - воплощение законности в конкретных общественных
отношениях, урегулированных правом, в системе прав и обязанностей их
участников, результат неукоснительного исполнения юридических предписаний.
Правопорядок предполагает устойчивость юридических связей и отношений
в общественной жизни.
Как будущий юрист я считаю, что моя основная цель - укрепление и
поддержание правопорядка. Но в нашем обществе существует много причин,
препятствующих этому. Одна из них – взяточничество. Движимые жаждой наживы,
обогащения, должностные лица – взяткополучатели прибегают зачастую к самым
разнообразным и изощренным (от завуалированных, замаскированных до открыто
наглых, организованных) способам и формам воздействия на граждан с целью
принудить их дать взятку. Коррупция и взяточничество парализуют нормальное
функционирование органов власти и управления, формируют у граждан убеждение
в том, что без взятки невозможно реализовать и защитить свои права,
добиться правды и справедливости. Между тем в существующем законодательстве
есть значительные недоработки. Они касаются такого понятия как
«вымогательство взятки». Вымогательство значительно повышает общественную
опасность получения взятки и личности виновного, и потому является
квалифицирующим признаком состава данного преступления и влечет по закону
более строгую уголовную ответственность. Вымогательство в законе названо в
числе таких квалифицирующих признаков, как получение взятки по
предварительному сговору или организованной группы лиц, неоднократно, в
крупном размере. Вместе с тем в законе установлено, что лицо, давшее
взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место
вымогательство взятки. Очевидно, что все эти нормы направлены на усиление
борьбы со взяточничеством. Правильное понимание и применение закона должно
отвечать этой цели. Между тем изучение судебной практики показывает, что
еще не редки случаи, когда вымогатели взяток необоснованно не привлекаются
к строгой ответственности, а лица, давшие взятку в результате
вымогательства, не освобождаются от уголовной ответственности. Все это
происходит вследствие разноречивого понимания в судебной практике и научной
юридической литературе сущности вымогательства взятки и его последствий.
Известны значительные трудности в расследовании дел о взяточничестве, в