Проблемы укрепления законности и правопорядка

том числе и коммерческие.

Но все же основным фактором, дестабилизирующим правопорядок, является

коррупция. Более широкое понятие коррупции я рассмотрю на примере работы

доцента Московского института МВД России, кандидата юридических наук

Л.В.Астафьева.

«К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОРРУПЦИИ»

... До сих пор не выработано само понятие коррупции. Это объясняется

трудностью его определения. Даже рекомендации международных организаций по

этому вопросу вряд ли могут быть однозначно приняты в нашей стране. Так, в

результате проведения Генеральной Ассамблеи ООН 1979 года, межрегионального

семинара по проблемам коррупции (Гавана, 1990 год) в кодексе поведения

должностных лиц по поддержанию правопорядка коррупция была определена как

злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой

выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в

связи с занимаемым служебным положением. Злоупотребление служебным

положением и получение выгоды, а точнее взяточничество, предусмотрены в

ныне действующем Уголовном кодексе, но явно не достаточно полно отражают

признаки коррупции.

На первой сессии Дисциплинарной Группы Совета Европы по проблемам коррупции

(Страсбург, 22-24 февраля 1995 года) коррупция была определена как «подкуп

(взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц, наделённых

полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает

обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, лица,

работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношений

такого рода, и имеющего целью получение каких бы то ни было ненадлежащих

преимуществ для себя или иных лиц». Положительным здесь является то, что в

сферу коррупции попадает и лицо, склоняющее к совершению таких действий.

Однако неоправданное расширение круга субъектов коррупции, ограничение их

противоправного поведения одним лишь взяточничеством, а также аморфность

формулировки вряд ли могут позволить опираться на это определение при

выработке понятия коррупции.

В проекте Федерального Закона "О борьбе с коррупцией" под этим

социальным злом понимается использование лицами, уполномоченными на

выполнение государственных функций или приравненными к ним, своего статуса

и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения

материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное

предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими

лицами. Причем под приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение

государственных функций, понимаются служащие, постоянно или временно

работающие в органах местного самоуправления, должностные лица

муниципальных хозяйствующих субъектов, лица, участвующие в выполнении

функций местного самоуправления на общественных началах либо в порядке

частной деятельности, кандидаты на занятие выборных государственных

должностей или должностей в органах местного самоуправления.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Предлагаемый состав субъектов

коррупции (лица, работающие в государственных органах и органах местного

самоуправления, должностные лица государственных и муниципальных

хозяйствующих предприятий) определен достаточно полно. Но он не согласуется

с ныне действующим определением должностного лица как занимающего

должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или

административно-хозяйственных функций в государственных или общественных

предприятиях, учреждениях, организациях. Причем под общественными

предприятиями, учреждениями и организациями согласно Закону РФ "Об

общественных объединениях" понимаются только те, которые не имеют своей

целью получение прибыли. Получается, что, с одной стороны, проект расширяет

круг субъектов коррупции, включая в него должностных лиц государственных и

муниципальных хозяйствующих субъектов, а, с другой стороны, сужает его за

счет исключения из этого круга лиц, выполняющих соответствующие функции в

общественных предприятиях, учреждениях, и организациях.

Обращает на себя внимание и то, что использование статуса и вытекающих

из него возможностей связывается с непредусмотренным законами получением

благ и преимуществ. Однако очень многие блага и преимущества

предусматриваются в подзаконных нормативных актах: наставлениях,

инструкциях, положениях и т.д. Кроме этого. коррупционное нарушение может

быть не связано с получением благ и преимуществ. Например, преследуя цель

спасти от привлечения к ответственности родственников, друзей и т.д.

Анализ международного и отечественного опыта, а также действующего

законодательства позволяет сделать вывод о том, что определение понятия

"коррупция" осуществляется по двум основным направлениям:

-установление круга субъектов коррупции:

-понятие личной заинтересованности.

На мой взгляд, ныне существующее в уголовном законе определение

должностного липа должно быть кардинально изменено. Должен быть создан

реестр государственных должностей, и если отнести к должностным лицам всех,

кто занимает государственные должности и выполняет организационно-

распорядительные и административно-хозяйственные функции в общественных

организациях, то мы получим достаточно полный перечень должностных лиц. Из

них субъектами коррупции, на наш взгляд, могут быть только те, кто занимает

государственные должности.

Сложнее обстоит дело с корыстной заинтересованностью. С одной стороны,

она может быть корыстной, а, с другой стороны, отступление от правильного

выполнения функциональных обязанностей должностного лица иногда вызвано

личной заинтересованностью (выручить родственника, просьба другого

руководителя или авторитетного человека). То есть главное заключается в

том, что совершается нарушение служебного долга. Я считаю, что подобного

рода нарушения существуют в следующих формах:

1) должностное лицо незначительно отклоняется от существующих правил,

действуя в интересах своей группы (семьи, друзей) и не получая за это

вознаграждения;

2) должностное лицо отдает предпочтение членам своей группы (семьи, друзей,

клана) при принятии решений, связанных с назначением на должность,

заключением контрактов и т.д., при этом не получая материального

вознаграждения;

3) должностное лицо получает подношения (деньги, подарки) в качестве

условия надлежащего исполнения своих обязанностей (например, оформления

документов в установленные сроки, без излишней волокиты и мелочных

придирок);

4) должностное лицо получает вознаграждение в обмен на нарушение

действующей процедуры рассмотрения вопроса или принятия решения, на базе

нарушения законных оснований принятия самого решения. В этом случае при

помощи взятки "покупается" ускоренная или облегчённая процедура при наличии

законных оснований для того решения, которое нужно взяткодателю (например,

принятие единоличного решения там, где требуется комиссионное

рассмотрение);

5) должностное лицо получает вознаграждение в качестве условия надлежащею

рассмотрения дела. Такая ситуация может сложился, если оно наделено

широкими властными полномочиями и не обязано отчитываться в их

использовании. Например, судья оценивает факты, характеризующие личность

подсудимого на основании внутреннею убеждения и в соответствии с этой

оценкой делает вывод об общественной опасности лица и индивидуализирует

меру наказания. Но подобное рассмотрение вопроса может быть поставлено

недобросовестным судьёй в прямую зависимость от получения взяток, в

противном случае смягчающие обстоятельства, перечень которых в законе не

является исчерпывающим и зависит от усмотрения суда, не будут должным

образом учтены и будет назначено более суровое наказание;

6) должностное лицо получает вознаграждение за принятие незаконного решения

в интересах взяткодателя;

7) должностное лицо получает вознаграждение за ненадлежащее выполнение

своих прямых обязанностей (например, за попустительство, за терпимое

отношение к каким-либо нарушениям);

8) должностное лицо создаёт такие условия обеспечивающие результаты

голосования благоприятные для проведения выгодного для себя решения;

9) должностное лицо умышленно использует своё служебное положение вопреки

интересам государственной службы в целях получения личной выгоды.

Таким образом, в определении коррупции необходимо учесть два

основополагающих момента:

лицо должно быть должностным и использовать либо свой статус должностного

лица, либо вытекающие из него возможности для придания приоритетного

характера отношениям с отдельным лицом или лицами в противовес другим

лицам. В связи с этим я считаю, что под коррупцией следует понимать

незаконное использование должностным лицом своего статуса или вытекающих из

него возможностей влиять на других лиц с целью получения личной выгоды. В

этом определении фиксируется приоритет интересов одних лиц перед другими.

Появление такого ничем не обоснованного преимущества и есть изначальный

показатель коррупционного поведения должностного лица, которое это

допустило. На мой взгляд, такое понимание коррупции позволит точнее

определить границы правового регулирования этого опасного явления.

На основе рассмотренного материала я делаю вывод, что правопорядок

возможен только в таком государстве, в котором все органы действуют на

основе законности, обеспечивая охрану правопорядка, интересов общества,

прав и свобод граждан. Такие явления, как коррупция, взяточничество и т.д.

противоречат статье 22 Конституции Республики Беларусь, которая гласит:

«Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную

защиту прав и законных интересов». Ведь правопорядок предполагает наличие

действенных гарантий охраны прав граждан и обеспечения исполнения

юридических обязанностей; он основан на добровольном и сознательном

соблюдении правовых норм большинством граждан. Развитие демократии,

совершенствование законодательства, укрепление законности - основные

факторы способствующие постоянному укреплению правопорядка.

Соотношение прав и обязанностей человека и проблемы преступности.

На современном этапе развития для всех частей земного шара в равной

степени характерны: рост преступности; энергичное провозглашение и

акцентирование прав человека; оттеснение на второй план обязанностей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты