конфискация имущества, поражение прав, увольнение от должности,
общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред
и, наконец, расстрел, предусмотренный ст. 33 УК.
Этот же Уголовный кодекс различал наказания в собственном смысле слова
и меры социальной защиты, к которым относились помещение в учреждение для
умственно или морально дефективных, принудительное лечение, удаление из
местности проживания (высылка) и запрещение занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью. Эти меры социальной защиты были
дополнены и классифицированы в Основных началах уголовного законодательства
СССР и союзных республик 1924 года на меры судебно-исправительного
характера, медицинского и медико-педагогического характера. По своей
сущности они принципиально отличались от наказания.
Перечень наказаний, предусмотренных Основными началами 1924 года
неоднократной дополнялся. Так, в 1936 году судам было предоставлено право
применять к лицам, совершившим наиболее опасные преступления, лишение
свободы в виде заключения в тюрьму.
Основные начала характеризовались системой наказаний, сложившийся в
условиях жесткой репрессивной политики (которая началась отнюдь не в 1937,
а непосредственно в 1917 году), культа личности и классовой борьбы и не
могла отвечать новым требованиям, сложившимся после смерти Сталина. Поэтому
в 1958 году были приняты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР
и союзных республик, которые внесли в нее существенные изменения. Так, из
нее были исключены объявление врагом трудящихся, удаление из пределов СССР,
лишение избирательных прав. После этого система наказаний включала в себя
следующие виды (ст.21): лишение свободы, ссылка, высылка, лишение права
занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью,
штраф, общественное порицание, конфискация имущества, лишение воинского или
специального звания. Для военнослужащих предусматривалось также заключение
в дисциплинарный батальон. Смертная казнь как исключительная мера наказания
предусматривалась вне системы наказаний. Основы 1958 года предусматривали
для республик возможность устанавливать иные виды наказания. В Уголовном
кодекс РСФСР 1961 года, кроме уже перечисленных видов, предусмотрены были
также увольнение от должности и возложение обязанности загладить
причиненный вред (пп. 5,6 ч.1 ст. 21).
Ситуация с применением смертной казни (высшей меры наказания) в
советский период более подробно рассмотрена ниже, в разделе, посвященном
соответствующему виду наказания.
Таким образом, уголовной законодательство содержит точный и
исчерпывающий перечень видов наказаний, которые суд может назначить лицу,
совершившему преступление. Применение наказаний, не предусмотренных
уголовным законом, недопустимо.
Основные принципы и цели наказания были заложены еще в советский
период и в настоящее время в теории уголовного права не произошло в это
направлении серьезных изменений, чего нельзя сказать о системе и отдельных
видах наказаний.
1.3. Современное состояние системы наказаний
Формирование новой системы наказаний в отечественном уголовном праве
было, в основном, завершено с принятием нового Уголовного Кодекса
Российской Федерации, вступившего в действие 1 января 1997 года.
В кодексе достаточно много новелл, изменений и дополнений.
Значительная часть из них касается и системы и видов наказаний. Так, еще в
1993 году были исключены и соответственно не вошли в новый кодекс такие
виды наказаний как ссылка и высылка. Изменена вся последовательность
системы наказаний - теперь первыми в списке следуют не смертная казнь
(которая ранее в общий перечень наказаний включена не была, но фактически
открывала систему наказаний статьей 23 УК РСФСР) и лишение свободы, а штраф
и другие, более мягкие виды наказаний. По мнению некоторых теоретиков,
такое построение перечня будет ориентировать суды на применение более
мягкого вида наказания[2].
Отменены такие виды наказаний как увольнение от должности (по нашему
мнению, его более гибко и точно заменяет запрещение занимать определенные
должности), общественное порицание (которое следовало бы отнести скорее к
мерам общественного воздействия, а не уголовного наказания, судами оно
применялось очень редко), возложение обязанности загладить причиненный вред
(как вид наказания намного удобнее использовать штраф, а для возмещения
нанесенного ущерба использовать гражданско-правовые методы, что уже и
практиковалось ранее). В то же самое время старое законодательство не знало
таких видов наказания как обязательные работы (ст. 49 УК), ограничение по
военной службе (ст. 51 УК), ограничение свободы (ст. 53 УК) и арест (ст. 54
УК). В отдельный вид наказания вынесено пожизненное лишение свободы (ст. 57
УК).
В уголовно-правовую регламентацию известных ранее видов наказания
также были внесены существенные изменения. Так, изменения внесены в порядок
исчисления штрафа, его предельные размеры, а также в перечень наказаний,
которыми может быть заменен штраф в случае злостного уклонения от его
уплаты.
При применении лишения воинского звания, почетного звания или
классного чина, внесено изменение, позволяющее суду самому лишать
осужденного почетного звания (ранее, согласно ч.2 ст.36 УК РСФСР суд мог
только обращаться с просьбой о лишении почетного звания или наград в
соответствующий орган), добавлено указание на возможность лишения классного
чина.
Изменена и регламентация исправительных работ - отбывание наказания
ограничено местом работы осужденного, изъяты какие-либо указания на
возможность замены этого вида наказания лицам, признанным
нетрудоспособными, уточнена правовая природа наказания.
Из ст. 52 УК РФ, регламентирующей применение конфискации имущества
исключены некоторые положения гражданско-правового характера, кроме того, в
ч.2 ст. 52 содержится новое предписание, обращенное к законодателю, об
установлении конфискации имущества за тяжкие и особо тяжкие преступления,
совершенные из корыстных побуждений.
Серьезно изменен также порядок и основания применения содержания в
дисциплинарной воинской части (ранее ст. 34 УК РСФСР, сейчас ст. 55 УК РФ).
Расширен круг лиц, к которым может быть применено данное наказание (за счет
контрактников), уменьшается срок лишения свободы, который может быть
заменен содержанием в дисциплинарной воинской части с трех до двух лет,
сняты ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее
отбывавшим лишение свободы.
Законодатель внес также существенные изменения в уголовно-правовую
регламентацию лишения свободы, которая и до этого регулярно подвергалась
изменениям и дополнениям. Кроме редакционных и содержательных изменений в
статусе некоторых учреждений, нашла свое законодательное закрепление
тенденция к увеличению средней продолжительности наказания. Теперь лишение
свободы может быть назначено на срок от шести месяцев до двадцати лет (ч.1
ст. 24 УК РСФСР предусматривала назначение этого наказания на срок от трех
месяцев до пятнадцати лет). Кроме того, изменен принцип сложения наказания
- его общая продолжительность может достигать двадцати пяти лет (ч.3 ст.69
УК РФ). Пожизненное лишение свободы, в основном, сохранило свою
регламентацию, за исключением того момента, что теперь оно не может быть
назначено тем же лицам, которым не может быть назначена смертная казнь -
совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, женщинам и лицам,
достигшим шестидесятипятилетнего возраста.
При этом некоторые из новых видов наказаний, которые будут рассмотрены
ниже, еще не применяются, поскольку для этого пока не созданы условия.
Рассмотрев систему наказаний российского уголовного права и изменения,
которые она претерпела по сравнению с уголовным законодательством
советского периода, обратимся к анализу непосредственно отдельных видов
наказания.
2. Виды наказаний
Современное уголовное законодательство Российской Федерации
предусматривает несколько возможных различных наказаний за совершенные
преступные деяния. В настоящее время их насчитывается тринадцать, и это
позволяет суду выбрать наиболее адекватный вид и меру государственного
принуждения в соответствии с принципом индивидуализации уголовной
ответственности. Эти возможные виды наказания перечислены в статье 44 УК
РФ: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного
звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы,
исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация
имущества, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской
части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и,
наконец, исключительная мера наказания - смертная казнь.
Необходимо отметить, что некоторые виды наказаний не могут быть
применены к несовершеннолетним, поэтому для них система наказаний, в
соответствии со статьей 88 УК РФ, выглядит следующим образом: штраф,
лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы,
исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок.
При этом, в последние годы наблюдается рост преступлений, совершаемых
несовершеннолетними. Так, в 1996 году удельный вес несовершеннолетних
осужденных составил 10,6%, в 1997 - 11,6%, а в первом полугодии 1998 года -
уже 12,1%[3]. Это говорит о том, что система наказаний для
несовершеннолетних не полностью справляется со своими функциями.
Существует несколько оснований классификаций видов наказаний.
Например, по характеру карательного элемента они делятся на наказания, не
связанные с лишением или ограничением свободы, наказания, ограничивающие
свободу, смертная казнь. Но наиболее часто встречающееся деление связано с
возможностью их применения независимо или в зависимости от других. По этому
критерию наказания делятся на основные, дополнительные и наказания, которые
могут применяться в качестве основных и дополнительных. Такая система
несколько неудобная для анализа, поскольку смысл и цели одного и того же
наказания, применяемого как основное и как дополнительное (например,
лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной