деятельностью) различны. Поэтому подробнее мы рассмотрим виды наказаний в
таком порядке, в котором они идут непосредственно в тексте уголовного
закона.
2.1. Штраф.
Под штрафом понимается денежное взыскание назначаемое в пределах,
предусмотренных настоящим Кодексом, в размере, соответствующему
определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных
законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный
период[4].
Этот вид наказания - один из самых древних, и более того, один из
самых распространенных в отечественном уголовном праве. Как уже отмечалось
наложение штрафа (виры) было самым частым наказанием за большинство
преступлений по "Русской Правде". В последующем его роль снижалась, а в
годы советского периода оно вообще исчезло из системы наказаний, появившись
снова только в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик
1958 года (статья 21) и, соответственно, в Уголовном Кодексе РСФСР (статьи
21, 30).
Штраф направлен на поражение частной собственности осужденного и
оказывает воздействие преимущественно на материальные стороны ценностной
ориентации его личности. В тоже время, суды должны обращать внимание,
прежде всего на материальное положение осужденного, поскольку штраф не
должен превращаться ни в средство откупа (богатый осужденный), ни в
средство разорения (бедный осужденный).
По общему правилу штраф в качестве основного наказания применяется в
случаях совершения преступлений небольшой и средней тяжести, однако в
качестве дополнительного он может применяться и при совершении тяжких
преступлений. Например, п.2 статьи 161 предусматривает ответственность в
виде лишения свободы и штрафа в размере до пятидесяти минимальных размеров
оплаты труда.
Всего около ста пятидесяти составов действующего УК предусматривают
применение штрафа в качестве основного или дополнительного наказания. Это
значительно больше, чем в законодательстве 1961 года, когда таковых
составов насчитывалось около 70. Более раннее положение норм, включаемых в
институт штрафа также указывает на то, что законодатель вновь рассматривает
его одним из наиболее эффективных видов наказаний. Кроме того, штраф, в
соответствии со статьей 80 УК РФ, может заменить неотбытую часть наказания,
отбывающему лишение свободы за преступление небольшой или средней тяжести.
Все это делает штраф значительно более гибким видом наказания.
Размер штрафа как уголовного наказания определен п.2 ст. 146 УК и
составляет от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты
труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
от двух недель до одного года. Как видно, размеры штраф сильно изменились
по сравнению с Уголовным Кодексом РСФСР, где они по общему правилу
составляли от одной второй до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда
либо до пятидесятикратной суммы причиненного ущерба. Однако такой штраф не
мог служить в достаточной мере серьезным уголовным наказанием -
относительно низкий размер приближал его к видам административной
ответственности, поэтому в исключительных случаях законодатель шел на
серьезное увеличение суммы штрафа. Например, ч.2 ст. 1622 УК РСФСР
устанавливала ответственность от трехсот до пятисот минимальным размеров
оплаты труда. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда следит
за правильностью назначения размера штрафа и указывает нижестоящим судам на
ошибки в назначении наказания[5].
К несовершеннолетним штраф может быть применен только в том случае,
когда известно, что виновный имеет самостоятельный заработок или имущество,
на которое может быть обращено взыскание, при этом размер штрафа должен
составлять от 10 до 500 минимальных размеров оплаты труда или его дохода за
период от двух недель до шести месяцев[6]. Сделано это, как легко
догадаться, для того, чтобы не причинить материального вреда родителям или
опекунам несовершеннолетнего. Практика также свидетельствует, что суды не
назначают штраф подросткам от 14 до 16 лет, даже при наличии у них
самостоятельного заработка[7].
Законодательство устанавливает также порядок уплаты штрафа - он должен
быть внесен добровольно по указанию суда в сберегательный банк или в
отделение Центрального Банка РФ в течение 30 дней (ст.31 Уголовно-
исполнительного кодекса) или в течение 1 года, если уплата штрафа была
отсрочена. В случае злостного уклонения от уплаты, штраф может быть заменен
исправительными работами, исправительными работами или арестом (ч.5 ст. 46
УК РФ). Кроме этого, в случае неуплаты штрафа, если суд не заменит
осужденному меру уголовного воздействия, сумма штрафа взыскивается судебным
исполнителем в принудительном порядке путем обращения взыскания на
имущество, принадлежащего осужденному. Единственное ограничение имущества,
не подлежащего взыскания, указано в ч.4 ст.38 УИК - его состав совпадает с
составом, определенного в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по
приговору суда.
Основания для отсрочки или рассрочки (выплаты по частям) штрафа на
срок до одного года также определены в законе - согласно ч.2 ст.31 УИК РФ,
это отсутствие возможности осужденного одновременно уплатить всю сумму
штрафа, подтвержденное заключением судебного исполнителя.
Таким образом, видно, что роль штрафа как уголовного наказания
значительно повысилась в современном уголовном законодательстве, по
сравнению с советским периодом. Вероятно, что усиление роли штрафа
законодатель связывает с новой экономической реальностью, а, кроме того, с
тем фактом, что рецидив среди лиц, подвергшихся штрафу, составляет всего от
6 до 8,5 процентов, то есть очень невысокий. Это означает, что штраф может
способствовать исправлению осужденного без применения мер, ограничивающих
его свободу, и сделать невыгодным совершение преступлений, имеющих в своей
основе материальную выгоду.
2.2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью.
Это более молодые виды наказания. В советский период они существовали,
начиная с 1919 года, когда были приняты Руководящие начала по уголовному
праву РСФСР. В них существовали такие виды наказания, как отрешение от
должности и запрещение занимать ту или иную должность, выполнять работу.
Являясь изначально механизмом классовой борьбы, который позволял отсекать
от управления "неполноценных" в классовом отношении элементов, впоследствии
эти наказания стали достаточно широко применяться для исключения
возможности доступа лиц, совершивших преступление, к возможности его
рецидива.
Согласно современному российскому уголовному законодательству (ст. 47
УК РФ), данное наказание может назначаться на срок от одного года до пяти
лет в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в
качестве дополнительного. При этом п.3 ст.47 УК РФ предусматривает
возможность назначения в качестве дополнительного наказания лишения права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
даже в тех случаях, когда оно отсутствует в соответствующей норме Особенной
части УК РФ.
Несмотря на то, что такое положение (хотя и неявно, в ст. 29 УК РСФСР)
существовало и раньше, суды нередко до сих пор упускают из вида возможности
назначить рассматриваемую меру наказания в качестве дополнительной. На это
обстоятельство неоднократно указывал Верховный Суд РФ[8], и это стало
причиной того, что правовая норма, допускающая назначение дополнительного
наказания в виде лишения права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью стала более четко выражена в
действующем ныне Уголовном кодексе. Тем не менее, Верховный Суд
возвращается к этой теме вновь и вновь, что свидетельствует о недостаточно
грамотном применении этого вида наказания. Так, при рассмотрении вопроса о
мерах ответственности за экологические преступления, Верховный Суд призвал
судей обсуждать вопрос о необходимости назначения виновному дополнительного
наказания в виде лишения права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью[9].
Разница между понятиями "занимать определенные должности" и
"заниматься определенной деятельностью" состоит в том, что первое состоит в
запрещение занятия должностей на государственной или муниципальной службе,
а второе - в запрещении осуществлять определенные функции в коммерческой
или иной организации[10].
В теории уголовного права нет единой точки зрения на природу данного
наказания. Некоторые авторы утверждает, что данный вид наказания является
специальным, поскольку основания их применения определяются как характером
совершенного деяния, так и "тем, что лицо выступает в качестве специального
субъекта"[11]. Однако, с нашей точки зрения, в постановлении Пленума
Верховного Суда от 29 августа 1980 года "О практике назначения судами
дополнительных наказаний" четко говорится: то обстоятельство, что к моменту
постановления приговора подсудимый не занимал должности или не занимался
деятельностью, с которой было связано совершенное преступление, не является
препятствием для применения рассматриваемого наказания в качестве
дополнительного[12]. Таким образом, говорить о наличии специального
субъекта преступления можно далеко не всегда, хотя некоторую специфичность
данного наказания необходимо все-таки признать.
Есть различие в сроках исчисления рассматриваемого наказания в
зависимости от его вида - основного или дополнительного. Когда лишение
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью назначается в качестве основного наказания, то истечение
срока начинается с момента вступления приговора суда в законную силу. Если
же оно назначается в качестве дополнительного наказания, при этом основное
наказание связано с лишением или ограничением свободы, начало течения
сроков дополнительного наказания начинается с момента освобождения
осужденного из мест лишения свободы. Это вполне логично, поскольку в случае
длительных сроков лишения свободы (свыше трех лет) дополнительное наказание
просто потеряло смысл, если бы существовало иное положение. Следовательно,
можно сказать, что действие лишения права занимать определенные должности