Транспортные преступления

причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более

лиц (ст.263, 264 УК и др.). Усиление ответственности, за подобного рода

деяния, обусловлено тяжестью последствий и их распространенностью.

Субъективная сторона транспортных преступлений – всегда преступная

неосторожность (кроме двух - ст.270 и 271) в форме самонадеянности или

небрежности по отношению к последствиям, о чем свидетельствует содержащееся

указание в самом законе. Констатация же умышленного причинения вреда жизни,

здоровью, имуществу с использованием транспортного средства (для наезда,

тарана и т.д.) должна влечь квалификацию деяния по соответствующим статьям

об ответственности за преступления против личности или собственности.

Субъект рассматриваемых деяний в большинстве случаев специальный, а

именно лица, управляющие транспортным средством или иным лицом,

профессионально обязанным соблюдать правила безопасности движения и

эксплуатации транспорта, в том числе, обеспечивать его безопасную

эксплуатацию (ст.263-266, 269-271 УК). Возраст уголовной ответственности за

транспортные преступления – 16 лет. Хотя несовершеннолетние в возрасте 16-

17 лет могут быть учеником машинистов, водителей автотранспорта, слесарей-

ремонтников либо обучаться профессии соответствующего профиля в учебных

заведениях, либо управлять мотоциклом, но в подавляющем большинстве случаев

лица, виновные в транспортных преступлениях, по крайней мере, из числа лиц,

управляющих транспортом или его обслуживающих, уже достигли

совершеннолетия.

Субъектами преступления, предусмотренного ст.267 УК могут быть лица,

достигшие к моменту совершения 14-летнего возраста[3].

Таким образом, преступления против безопасности движения и

эксплуатации транспорта представляют собой «предусмотренные уголовным

законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по

поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности

материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского,

речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного

транспорта»[4].

В учебной литературе предложена классификация преступлений против

безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающая две их группы:

1) преступления, связанные с использованием транспортных средств; 2)иные

преступления в сфере функционирования транспорта. К первой группе относятся

преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности

движения и эксплуатации транспортных средств (ст.263, 264, 265, 266, 271

УК), ко второй – преступления, непосредственно не связанные с нарушением

правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст.267,

268, 269, 270 УК).

2. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного

движения и эксплуатации транспортных средств.

Ныне действующая ст.264 УК РФ устанавливает ответственность за

нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим

транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или

средней тяжести вреда здоровью человека. В ч.2, рассматриваемой статьи,

установлена ответственность за более тяжкий вид данного преступления – «то

же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека». И наконец, ч.3 ст.

264 УК РФ устанавливает еще более строгое наказание, если действия,

предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекли по неосторожности

смерть двух и более лиц.

2.1. Объект преступления

Характер преступных действий, предусмотренных в ст. 264 УК РФ

свидетельствуют о том, что рассматриваемая норма направлена на охрану

безопасности движения или эксплуатации автомобилей, трамваев и других

механических транспортных средств.

Именно в этом состоит специфика автотранспортных преступлений.

Нарушение же правил безопасности технического обслуживания транспорта,

нарушение правил безопасности труда во время ремонта, заправки горючим

указанных видов транспорта или производства погрузо-разгрузочных работ не

может быть квалифицировано по ст. 264 УК РФ, так как в упомянутых случаях

отсутствует посягательство на безопасность движения. Так, если лицо

нарушило правила производства определенных работ, правила техники

безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были

допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат

квалификации по ст.143 УК РФ, а в соответствующих случаях – по статьям о

преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении

имущества.

Отсюда следует, что непосредственным объектом преступлений,

предусмотренных ст. 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения и

эксплуатации транспортных средств. Согласно Закону РФ «О безопасности

дорожного движения» от 15 ноября 1995г.: «безопасность дорожного движения –

состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников

от дорожно-транспортных происшествий и их последствий». Вместе с тем при

совершении рассматриваемых преступлений вред причиняется и другим

правоохраняемым объектам: личности граждан, личному имуществу. Однако эти

интересы выступают лишь в качестве дополнительного непосредственного

объекта, который не определяет и не может определять правовую природу

данного преступления.

Говоря об объекте рассматриваемого преступления, необходимо обсудить

также вопрос, о каких видах транспорта идет речь в ст. 264 УК РФ и как

решается эта проблема в судебной практике и теории уголовного права России.

Предметом преступления, согласно ст. 264, является автомобиль, трамвай

или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое

транспортное средство» частично раскрывается в примечании к данной статье,

где говорится о троллейбусах, тракторах, и иных самоходных машинах,

мотоциклах и иных механических транспортных средствах. Содержание термина

«механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная

машина»; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим

транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме

мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на

любые тракторы и самоходные машины (Правила дорожного движения РФ).

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 6 октября 1970 г.[5] «О

судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях » разъяснил

судам, что «под иной самоходной машиной, указанной в примечании к ст. 264

УК РФ, следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные

и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер,

автопогрузчик и т. п.)»[6]. Правила дорожного движения к механическому

транспортному средству относят и мотоциклы, т. е. двухколесные механические

транспортные средства с боковым прицепом или без него. К мотоциклам

приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства,

имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Из ст. 264 УК РФ прямо вытекает, что ею охватываются преступные

нарушения правил безопасности движения и эксплуатации тракторов и иных

самоходных машин (тракторы всех категорий и любого назначения, грейдеры,

бульдозеры, скреперы, комбайны, сельскохозяйственные уборочные механизмы и

другие самодвижущиеся машины). Закон исходит, во-первых, из того, что

водители всех средств механического транспорта обязаны соблюдать

установленные правила технической эксплуатации и безопасности движения и,

во-вторых, из того, что нарушение этих правил во время движения по дорогам

страны водителем любого вида механического транспорта создает такого же

рода опасную дорожную обстановку, как и при совершении указанных действий

водителем автомашины. Приняв подобное решение, законодатель тем самым дал

исчерпывающий и ясный ответ на этот спорный вопрос.

2.2. Объективная сторона преступления

При привлечении лица к уголовной ответственности по cт. 264 УК РФ

необходимо установить следующие признаки состава, характеризующие

объективную сторону этих преступных деяний: нарушение правил дорожного

движения и эксплуатации транспортных средств; наступление тяжкого или

средней тяжести вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и

наступившими вредными последствиями.

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в

процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без

таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности

являются:

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном

движении, над экономическими результатами хозяйственной

деятельности;

- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности

дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в

дорожном движении;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства при

обеспечении безопасности дорожного движения;

- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению

безопасности дорожного движения (Закон о безопасности дорожного

движения).

2.2.1. Общественно опасное действие.

Для состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, необходимо,

чтобы общественно опасные действия (или бездействие) лица выражались в

нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации.

При привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 264 УК в

первую очередь должен быть установлен сам факт нарушения указанных правил.

Правила дорожного движения, утвержденные Правительством РФ от 23

октября 1993 г. и введенные в действие с 1 июля 1994 г., являются единым

документом, устанавливающим порядок дорожного движения на всей территории

России. Правила дорожного движения учитывают, что регулирование

эксплуатации транспорта, отдельные особенности движения и перевозок грузов

могут быть установлены и другими нормативными актами. Однако по отношению к

ним Правила дорожного движения являются исходным и определяющим документом.

В п. 1.1 Правил прямо указано, что другие нормативные акты, касающиеся

дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не

противоречить им. Указанные нормативные акты имеют важное значение при

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты