причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более
лиц (ст.263, 264 УК и др.). Усиление ответственности, за подобного рода
деяния, обусловлено тяжестью последствий и их распространенностью.
Субъективная сторона транспортных преступлений – всегда преступная
неосторожность (кроме двух - ст.270 и 271) в форме самонадеянности или
небрежности по отношению к последствиям, о чем свидетельствует содержащееся
указание в самом законе. Констатация же умышленного причинения вреда жизни,
здоровью, имуществу с использованием транспортного средства (для наезда,
тарана и т.д.) должна влечь квалификацию деяния по соответствующим статьям
об ответственности за преступления против личности или собственности.
Субъект рассматриваемых деяний в большинстве случаев специальный, а
именно лица, управляющие транспортным средством или иным лицом,
профессионально обязанным соблюдать правила безопасности движения и
эксплуатации транспорта, в том числе, обеспечивать его безопасную
эксплуатацию (ст.263-266, 269-271 УК). Возраст уголовной ответственности за
транспортные преступления – 16 лет. Хотя несовершеннолетние в возрасте 16-
17 лет могут быть учеником машинистов, водителей автотранспорта, слесарей-
ремонтников либо обучаться профессии соответствующего профиля в учебных
заведениях, либо управлять мотоциклом, но в подавляющем большинстве случаев
лица, виновные в транспортных преступлениях, по крайней мере, из числа лиц,
управляющих транспортом или его обслуживающих, уже достигли
совершеннолетия.
Субъектами преступления, предусмотренного ст.267 УК могут быть лица,
достигшие к моменту совершения 14-летнего возраста[3].
Таким образом, преступления против безопасности движения и
эксплуатации транспорта представляют собой «предусмотренные уголовным
законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по
поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности
материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского,
речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного
транспорта»[4].
В учебной литературе предложена классификация преступлений против
безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающая две их группы:
1) преступления, связанные с использованием транспортных средств; 2)иные
преступления в сфере функционирования транспорта. К первой группе относятся
преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности
движения и эксплуатации транспортных средств (ст.263, 264, 265, 266, 271
УК), ко второй – преступления, непосредственно не связанные с нарушением
правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст.267,
268, 269, 270 УК).
2. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного
движения и эксплуатации транспортных средств.
Ныне действующая ст.264 УК РФ устанавливает ответственность за
нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим
транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или
средней тяжести вреда здоровью человека. В ч.2, рассматриваемой статьи,
установлена ответственность за более тяжкий вид данного преступления – «то
же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека». И наконец, ч.3 ст.
264 УК РФ устанавливает еще более строгое наказание, если действия,
предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекли по неосторожности
смерть двух и более лиц.
2.1. Объект преступления
Характер преступных действий, предусмотренных в ст. 264 УК РФ
свидетельствуют о том, что рассматриваемая норма направлена на охрану
безопасности движения или эксплуатации автомобилей, трамваев и других
механических транспортных средств.
Именно в этом состоит специфика автотранспортных преступлений.
Нарушение же правил безопасности технического обслуживания транспорта,
нарушение правил безопасности труда во время ремонта, заправки горючим
указанных видов транспорта или производства погрузо-разгрузочных работ не
может быть квалифицировано по ст. 264 УК РФ, так как в упомянутых случаях
отсутствует посягательство на безопасность движения. Так, если лицо
нарушило правила производства определенных работ, правила техники
безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были
допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат
квалификации по ст.143 УК РФ, а в соответствующих случаях – по статьям о
преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении
имущества.
Отсюда следует, что непосредственным объектом преступлений,
предусмотренных ст. 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств. Согласно Закону РФ «О безопасности
дорожного движения» от 15 ноября 1995г.: «безопасность дорожного движения –
состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников
от дорожно-транспортных происшествий и их последствий». Вместе с тем при
совершении рассматриваемых преступлений вред причиняется и другим
правоохраняемым объектам: личности граждан, личному имуществу. Однако эти
интересы выступают лишь в качестве дополнительного непосредственного
объекта, который не определяет и не может определять правовую природу
данного преступления.
Говоря об объекте рассматриваемого преступления, необходимо обсудить
также вопрос, о каких видах транспорта идет речь в ст. 264 УК РФ и как
решается эта проблема в судебной практике и теории уголовного права России.
Предметом преступления, согласно ст. 264, является автомобиль, трамвай
или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое
транспортное средство» частично раскрывается в примечании к данной статье,
где говорится о троллейбусах, тракторах, и иных самоходных машинах,
мотоциклах и иных механических транспортных средствах. Содержание термина
«механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная
машина»; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим
транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме
мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на
любые тракторы и самоходные машины (Правила дорожного движения РФ).
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 6 октября 1970 г.[5] «О
судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях » разъяснил
судам, что «под иной самоходной машиной, указанной в примечании к ст. 264
УК РФ, следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные
и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер,
автопогрузчик и т. п.)»[6]. Правила дорожного движения к механическому
транспортному средству относят и мотоциклы, т. е. двухколесные механические
транспортные средства с боковым прицепом или без него. К мотоциклам
приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства,
имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Из ст. 264 УК РФ прямо вытекает, что ею охватываются преступные
нарушения правил безопасности движения и эксплуатации тракторов и иных
самоходных машин (тракторы всех категорий и любого назначения, грейдеры,
бульдозеры, скреперы, комбайны, сельскохозяйственные уборочные механизмы и
другие самодвижущиеся машины). Закон исходит, во-первых, из того, что
водители всех средств механического транспорта обязаны соблюдать
установленные правила технической эксплуатации и безопасности движения и,
во-вторых, из того, что нарушение этих правил во время движения по дорогам
страны водителем любого вида механического транспорта создает такого же
рода опасную дорожную обстановку, как и при совершении указанных действий
водителем автомашины. Приняв подобное решение, законодатель тем самым дал
исчерпывающий и ясный ответ на этот спорный вопрос.
2.2. Объективная сторона преступления
При привлечении лица к уголовной ответственности по cт. 264 УК РФ
необходимо установить следующие признаки состава, характеризующие
объективную сторону этих преступных деяний: нарушение правил дорожного
движения и эксплуатации транспортных средств; наступление тяжкого или
средней тяжести вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и
наступившими вредными последствиями.
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в
процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без
таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности
являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном
движении, над экономическими результатами хозяйственной
деятельности;
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности
дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в
дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при
обеспечении безопасности дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению
безопасности дорожного движения (Закон о безопасности дорожного
движения).
2.2.1. Общественно опасное действие.
Для состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, необходимо,
чтобы общественно опасные действия (или бездействие) лица выражались в
нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации.
При привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 264 УК в
первую очередь должен быть установлен сам факт нарушения указанных правил.
Правила дорожного движения, утвержденные Правительством РФ от 23
октября 1993 г. и введенные в действие с 1 июля 1994 г., являются единым
документом, устанавливающим порядок дорожного движения на всей территории
России. Правила дорожного движения учитывают, что регулирование
эксплуатации транспорта, отдельные особенности движения и перевозок грузов
могут быть установлены и другими нормативными актами. Однако по отношению к
ним Правила дорожного движения являются исходным и определяющим документом.
В п. 1.1 Правил прямо указано, что другие нормативные акты, касающиеся
дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не
противоречить им. Указанные нормативные акты имеют важное значение при
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8