Антикризисное управление

как оценивают предприятие акционеры (финансовый аспект).

Ответы на эти вопросы зависят от постановки целей, которые «выводятся» из

стратегии предприятия, а затем «переводятся» в показатели системы

управления. В ходе дискуссий обсуждаются не только целевые установки, но и

измеряющие цели показатели, задания на плановый период и необходимые для их

выполнения мероприятия.

«Баланс» в рамках новой концепции носит многоплановый характер, охватывая

между монетарными и немонетарные величинами измерения, стратегическим и

оперативным уровнями управления, прошлыми и будущими результатами, а также

внутренними и внешними аспектами деятельности предприятия.

В рамках сбалансированной системы необходимо различать показатели, которые

измеряют достигнутые результаты, и показатели, которые отражают процессы,

способствующие получению этих результатов. Обе категории показателей должны

быть увязаны друг с другом, так как для достижения первых (например,

определенного уровня производительности) нужно реализовать вторые

(например, добиться известной загрузки мощностей машин и оборудования). На

практике внимание менеджеров обычно фокусируется на показателях первой

категории.

Сбалансированная система показателей охватывает стратегически важные темы.

Текущие, так называемые диагностические сопоставления фактических и

намеченных показателей являются предметом других информационных систем. Но

на практике границы здесь размыты.

Наконец, новая система представляет базу для формулировки гипотез в

отношении постановки фирменных целей и их увязки между собой.

Сбалансированная система показателей отделения по производству программного

обеспечения.

| |Стратегическая |Показатель |Конкретное |

| |цель | |значение |

|Финансы: |Достижение нормы |Прибыль на |Не менее 24% |

|положение |прибыли на |используемый | |

|компании с |используемый |капитал | |

|позиции |капитал выше | | |

|инвесторов |средней по | | |

| |отрасли | | |

| |Обеспечение |Прирост продаж |Свыше 13% |

| |темпов роста | | |

| |продаж выше | | |

| |рыночных | | |

| |Увеличение |Дисконтированная |Прирост 15% в год|

| |притока |норма поступления| |

| |наличности |наличности | |

|Клиент: |Поддержание |Доля новых |Доля продукции |

|положение |имиджа компании |товаров и услуг в|моложе двух лет |

|компании с |как новатора |продажах Оценка |свыше 60% 1-е |

|позиции клиента |Улучшение |клиента |место с точки |

| |соотношения цены | |зрения не менее |

| |и качества | |60% клиентов |

| |товаров и услуг | | |

| |Положение |Доля продаж |Свыше 50% |

| |приоритетного |постоянным | |

| |поставщика |клиентам | |

|Процессы: |Заблаговременное |Консультационные |Прирост 5% в год |

|хозяйственные |влияние на |часы до начала | |

|процессы для |потребности |предложения | |

|достижения |клиента |продукции | |

|максимальных | | | |

|результатов | | | |

| |Развитие |Количество новых |Прирост 30% в год|

| |регионального |клиентов в | |

| |рынка А |регионе А | |

| |Быстрое |Рабочие дни между|90% менее 10 дней|

| |налаживание |выдачей заказа и | |

| |аппаратного |наладкой | |

| |обеспечения |компьютера | |

| |Резкое улучшение |Доля проектов без|90% |

| |управления |просрочки | |

| |проектами | | |

|Персонал, |Постоянное |Значение индекса |Ежегодное |

|обучение: |улучшение |периода |улучшение на 10% |

|сохранение | |«полураспада» | |

|гибкости и | |стоимости | |

|возможности | |предприятия | |

|улучшения | | | |

|положения | | | |

|компании | | | |

| |Повышение |Индекс |Более 80% |

| |удовлетворенности|удовлетворенности| |

| |сотрудников |сотрудников | |

| | |Количество |Более 20 |

| | |предложений по |предложений на |

| | |улучшению на |человека |

| | |одного сотрудника| |

Предполагаемые целевые связи подвергаются проверке и исследуются в рамках

процесса обучения. Накопленный опыт позволяет давать им количественные

оценки.

В таблице приводится общая структура системы, используемой стратегическим

подразделением одной из промышленных компаний.

В ходе применения сбалансированная система показателей превратилась в

широкую управленческую систему. Поэтому многие видят в ней рамочную

структуру всего процесса оперативного управления, который включает в себя

ряд субпроцессов:

перевод перспективных планов и стратегии в форму конкретных показателей

оперативного управления;

коммуникацию и переключение стратегии на более низкие уровни общефирменной

иерархии с помощью разработанных показателей управления;

превращение стратегии в планы, в том числе бюджетные;

налаживание обратной связи для проверки гипотез и инициирования процессов

обучения.

В рамках организационной иерархии сбалансированная система реализуется в

направлении сверху вниз. Считается, что система должна начинать работать на

уровне всего предприятия, а затем спускаться на уровни хозяйственных

подразделений и даже отдельных сотрудников компании.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы анализируется в работе

Каплана и Нортона, опубликованной в 1996 г. и посвященной вопросам ее

использования в качестве инструмента стратегического управления

предприятием.

Внедрение системы. Внедрение рассматриваемой концепции означает широкую

перестройку всего процесса осуществления организационной стратегии.

В этой связи важны два следующих обстоятельства. Во-первых, применение

сбалансированной системы показателей — это процесс не разработки стратегии,

а ее реализации, предполагающий наличие на предприятии уже четко

сформулированной стратегии. Во-вторых, новую концепцию надо рассматривать

не столько как систему показателей, сколько как всеохватывающую систему

управления. При ее внедрении не следует также пытаться систематизировать в

той или иной форме монетарные и немонетарные показатели. Каплан и Нортон

специально подчеркивают, что нацеленная на успех программа сбалансированных

показателей должна начинаться с признания того факта, что это не проект из

области «мер и весов», а проект, рассчитанный на изменения.

Р. Каплан считает, что процесс реализации новой концепции должен состоять

из четырех этапов:

разработка сбалансированной системы показателей — превращение перспективны

планов и стратегии в совокупность целей и мероприятий. После разработки

система должна быть интегрирована в управленческий процесс;

сцепление — увязка всех иерархически уровней (от высшего управленческого

звена до вспомогательных звеньев) путем выстраивания соответствующих целей

и показателей, организация стратегической коммуникации, обеспечение

компенсации за инициативные решения;

планирование — определение путей достижения во времени запланированных

результатов через конкретные плановые задания распределение ресурсов,

проектирование

стратегических мероприятий;

обратная связь и обучение — тестирование теоретической базы стратегии и

обновление последней с отражением полученных знаний.

Первая реализация показателей представляет собой сложный проект, которым

должен поручаться группе в составе представителей разных специальностей.

План проекта внедрения новой системы может включать следующие этапы (срок

исполнения примерно 4 мес.):

создание предпосылок для внедрения системы (уровень предприятия);

установление принципиальной архитектуры (уровень предприятия);

достижение согласованности по стратегическим целям (пилотный уровень);

определение единиц измерения и целевых показателей (пилотный уровень);

определение программ действий (пилотный уровень);

установление плана ввода проекта в действие и свертывание работ.

Анализ опыта внедрения сбалансированной системы показателей выявил ряд

типичных ошибок.

В отношении собственно процесса внедрения это прежде всего возложение

ответственности за реализацию проекта на менеджеров среднего звена при

отстранении от него высшего звена; затяжка разработки (проектная группа

стремится к оценке «отлично», когда порой достаточно и оценки «хорошо»);

отсрочка внедрения проекта из-за нехватки соответствующих показателей;

статичный (а не динамичный) характер осуществления работ; трактовка новой

концепции как системного проекта.

В плане философии также допускались отдельные ошибки. Так, предпочтение

часто отдавалось мерам контроля, а не средствам коммуникации; диктат

менеджеров подавлял импровизационные настроения сотрудников. Вследствие

этого проект рассматривался как инициатива руководства, а не общая задача

всего коллектива.

Работа системы. В 1998 г. Каплан и Нортон организовали в г. Линкольн (шт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты