выше типового плана финансового оздоровления следующим.
Реструктуризация предусматривает не только улучшение финансовых показателей
в целях повышения прибыльности, но и преобразование структуры производства,
его технико-технологической базы, организации маркетинговой деятельности,
без чего не достижимо желаемое финансовое состояние. Тем самым охватывается
вся финансово-хозяйственная сфера. Типовой план финансового оздоровления
основывается на сохранении номенклатуры производства, вида выполняемых
работ, характера осуществляемой деятельности, в то время как программа
реструктуризации предполагает целесообразную, экономически выгодную
диверсификацию производства в соответствии с рыночным спросом на продукцию,
товары и услуги.
Будучи чисто производственной программой, типовой план в значительной
степени абстрагирован от социальных задач, реструктуризация же основывается
на социально-экономических преобразованиях и воплощается в форме социально-
экономической программы. Реструктуризация убыточных предприятий рассчитана
главным образом на использование внутренних и привлеченных ресурсов,
источников инвестиций.
В предложенной дипломной работе финансовое оздоровление и реструктуризация
рассматриваются как инструменты антикризисного управления на предприятии. В
качестве успешного примера опыта работы- бизнес-план по созданию
конкурентных преимуществ и финансовому оздоровлению завода им. И.А.
Лихачева (АМО ЗИЛ), план реструктуризации промышленных предприятий холдинга
«Росшина»,план конкурсного производства ОАО «ПСРМЗ» и технология
реинжиниринга бизнес-процессов на ОАО «КамчатАлко».
Глава 1. Инструменты антикризисного управления.
1.1. Антикризисная программа.
Главное отличие реструктуризации предприятий от других способов преодоления
неплатежеспособности и нерентабельности заключается в том, что
антикризисное управление преодолевающими убыточность компаниями реализуется
посредством разработки и осуществления комплексных программ
реструктуризации. Такое программно-целевое антикризисное управление
обретает четко выраженное единство задач и способов достижения заданных
ориентиров, увязку намеченных рубежей с предполагаемыми ресурсами.
Важнейшая цель антикризисной программы - устойчивость работы предприятия,
что проявляется не только в достижении требуемых показателей
платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня,
предотвращающего повторный кризис.
При разработке и реализации антикризисных программ важно обращать внимание
на повышение их эффективности, т.е. лучшее использование выделяемых
ресурсов. Критерий эффективности - отношение приращения чистого дохода
предприятия, получаемого за счет инвестирования программы, к объему
инвестиций. Показателем эффективности может служить также срок окупаемости
вложений.
Поскольку научных и практических разработок антикризисных программ компаний
недостаточно, приходится ориентироваться на общие положения методологии
программно-целевого управления, методику формирования целевых федеральных
программ, а также опыт реструктуризации промышленных предприятий. В то же
время при определении структуры программы, включаемых в нее мероприятий,
показателей, ресурсных источников и способов управления ее разработкой и
реализацией необходимо иметь в виду специфику отрасли.
Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный
анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и
пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности
собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на
продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния,
наметить способы его преодоления.
Анализ, дополняемый прогнозированием перспективы, помогает также определить
структуру, объемы и источники ресурсов, необходимых для устранения
убыточности. Чтобы получить более обширные данные о ресурсных потребностях
программы и источниках их удовлетворения, требуется разработка мероприятий,
ведущих к достижению поставленных целей.
Традиционно в комплексных социально-экономических программах на первом
месте были мероприятия в области производства, в настоящее же время не
менее важная роль принадлежит сфере обращения. Имеются в виду необходимость
воздействия на спрос, сбыт, повышение конкурентоспособности продукции,
поиск новых сегментов рынка.
Поэтому в антикризисных программах целесообразен раздел по маркетингу,
формируемый на основе изучения рынка, анализа динамики спроса и конъюнктуры
в тех секторах рынка, где фирма способна предложить свой товар. Вместе с
тем важны меры, касающиеся изменения объемов производства, ценообразования,
повышения эффективности функционирования предприятия, развития рекламного
дела, оказания сервисных услуг заказчикам и потребителям.
Большое значение имеет преобразование форм управления компанией в процессе
ее реструктуризации. Нередко это выдвигается на первое место, исходя из
того, что основная причина кризиса производства - несовершенство
управления, неприспособленность его к рыночным условиям хозяйствования.
Острой проблемой является ресурсное обеспечение программ, что вызвано
дефицитом денежных средств у нерентабельных предприятий. Приходится
привлекать источники инвестиций в виде банковских кредитов, средств
заказчиков и других заинтересованных лиц, выручки от продажи
неиспользуемого имущества, дебиторской задолженности, иностранных вложений,
поступлений от продажи дополнительных выпусков акций за счет «разводнения»
акционерного капитала компании.
Рассмотрены только некоторые методологические подходы к преодолению спада
производства, его неплатежеспособности и убыточности для практического же
использования такого эффективного инструменте антикризисного управления,
как программы реструктуризации и финансового оздоровление предприятий
требуются научные исследования. В первую очередь необходим; типовая
методика формирования программ реструктуризации убыточных предприятий в
различных отраслях экономики.
Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в
кризисных условиях позволяет сформулировать следующие выводы:
попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять
антикризисные меры управления;
антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем
действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или
стабилизации экономики;
в промышленности стихийно формируются различные антикризисные модели
деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно
использовать на практике.
Среди таких предприятий оказалось много широко известных не только у нас в
стране. К их числу относится завод имени И.А.Лихачева (АМО ЗИЛ). Вывести
это предприятие из кризиса взялось Правительство Москвы. Оно приняло
непосредственное участие в разработке комплексной антикризисной программы,
включающей:
развитие маркетинговой службы предприятия, способной обеспечить
реализацию выпускаемой продукции в России и за рубежом;
совершенствование деятельности подразделений АМО ЗИЛ, занимающихся
международными связями, для расширения сбыта продукции за рубежом;
расширение в Москве системы сервисного обслуживания автомобильной
техники, выпускаемой АМО ЗИЛ;
совершенствование ассортимента и наращивание объемов конкурентоспособных
товаров народного потребления.
Эти меры подкреплены антикризисным бизнес-планом, в котором предусмотрено
увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей современным
потребностям городского хозяйства; снижение издержек; реструктуризация
производственных мощностей; привлечение дополнительных денежных средств от
продажи и сдачи в аренду высвобождаемых объектов недвижимости и земельных
участков.
Правительство Москвы взяло на себя финансирование разработки проекта
детальной планировки территории предприятия, предусмотрев при этом
возможность размещения на ее периферийной части некоторых производств,
подлежащих выводу из центра города; оказание финансовой помощи для
организации переподготовки и сохранения квалифицированных кадров, создания
дополнительных рабочих мест; решение ряда крупных вопросов с Правительством
России, министерствами и ведомствами, банковскими учреждениями.
Кроме того, Правительство Москвы:
установило, что при реализации Москомземом на земельных торгах прав
аренды высвобождаемых земельных участков 70% дохода поступает АМО ЗИЛ на
реконструкцию производства;
разрешило предприятию перевод объектов его жилищного фонда,
малопригодного для жилья, в нежилой без выплаты компенсационных платежей
с целью их последующей продажи или сдачи в аренду;
оказало содействие в совершенствовании организационной структуры и
системы управления предприятием, привлечении средств для реализации
перспективных инвестиционных проектов, а также в использовании
оптимальных схем погашения кредиторской и дебиторской задолженности;
утвердило программы мероприятий по передаче объектов социальной сферы АМО
ЗИЛ в собственность Москвы и поставок его автомобильной техники для нужд
городского хозяйства, а также план мероприятий по его информационной и
рекламной поддержке.
В ряде регионов страны по инициативе местных органов власти объединяются
кредитные ресурсы, которые аккумулируются во внебюджетном фонде финансовой
поддержки промышленности региона и выдаются предприятиям с компенсацией
части процентной ставки за счет средств фонда. В числе мер, содействующих
функционированию предприятий в условиях кризиса, они также добиваются:
реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом, внебюджетными
фондами и системами энерго-, тепло- и водоснабжения;
выделения централизованных финансовых ресурсов на обслуживание и
поддержку мобилизационных производств и объемов государственного резерва;
защиты отечественных товаропроизводителей от бесконтрольного ввоза
импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на
ввозимую из-за рубежа продукцию, аналогичную конкурентоспособной
продукции российских товаропроизводителей;
введения дифференцированных тарифов на перевозки грузов железнодорожным
транспортом. Одни — на регулярные перевозки, обусловленные сложившейся
технологией производства и потребления товаров; другие — на разовые
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12