Антикризисное управление предприятием

уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность

используемых коэффициентов.

Экономический анализ необходим для получения реальной картины о возможных

перспективах развития предприятия. В ходе его проведения оцениваются

наличие и годность основных фондов для дальнейшего производства, наличие

товарно-материальных запасов, энергетических ресурсов и трудовых кадров,

развитость маркетинговых и финансовых служб, эффективность управления и т.

п.

Пятый этап. Разработка плана финансового оздоровления предприятия. По

окончании процедуры наблюдения арбитражный управляющий представляет в

арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии

должника и предложения о возможности или невозможности восстановления

платежеспособности должника.

Разработка моделей восстановления платежеспособности предприятия-должника.

Если по результатам процедуры наблюдения арбитражным управляющим была

выявлена возможность восстановления платежеспособности должника, то

вводится процедура внешнего управления.

С момента введения внешнего управления устанавливается мораторий на

удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и

обязательным платежам должника. На сумму этих требований начисляются

проценты в порядке и размере, которые предусмотрены в ст. 395 ГК РФ.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8

«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского

кодекса РФ» разъясняет, что в настоящее время в отношениях между

организациями и гражданами РФ подлежат уплате проценты в размере единой

учетной ставки Центрального банка РФ по кредитным ресурсам, предоставляемым

коммерческим банкам (ставка рефинансирования).

Предусмотренные проценты подлежат уплате только на соответствующую сумму

денежных обязательств и не должны начисляться на проценты за пользование

чужими денежными средствами.

При арбитражном управлении термин «восстановить платежеспособность

предприятия» означает удовлетворение на данный момент требований

кредиторов, обязательства перед которыми не были исполнены должником в

течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

В статье 85 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены

следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятий:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

ликвидация дебиторской задолженности;

проведение реструктуризации активов предприятия;

исполнение обязательств должника собственником имущества должника -

унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

продажа предприятия (бизнеса) должника;

иные способы восстановления платежеспособности должника.

Кроме того, восстановлением платежеспособности предприятия при арбитражном

управлении считается также заключение мирового соглашения.

Рассмотрим подробнее некоторые модели восстановления платежеспособности

промышленных предприятий при арбитражном управлении.

Перепрофилирование производства. Процесс реструктуризации предприятия можно

определить как обеспечение более эффективного использования

производственных ресурсов.

Реструктуризация производственной деятельности включает:

анализ структуры издержек производства;

выявление резервов снижения издержек производства;

диверсификацию производственной деятельности;

внедрение прогрессивных технологий, средств механизации и автоматизации

производств;

вывод нерентабельных производств, исключение устаревших технологий,

снятие с производства неконкурентоспособных изделий;

совершенствование организационной структуры.

Управление дебиторской задолженностью. Система управления дебиторской

задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним

относятся:

время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность;

дебиторов по разным признакам;

схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации;

схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема

контроля и принципы резервирования сомнительных долгов;

система принятия мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям

и др.

Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров

носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере

становления предприятия.

При реструктуризации дебиторской задолженности используются следующие

схемы: продажа долгов (переуступка прав требования, факторинг), проведение

взаимозачетов, взыскание в судебном порядке (через исполнительное

производства, через процедуру банкротства).

Исполнение обязательств должника собственником имущества должника —

унитарного предприятия или третьим лицом. Собственник имущества должника

-унитарного предприятия вправе в любое время до окончания внешнего

управления осуществить одновременное удовлетворение требований всех

конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

Исполнение обязательств должника третьим лицом (третьими лицами)

допускается при условии, если такое исполнение одновременно погашает

требования всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований.

Реструктуризация активов предприятия. Эта мера восстановления

платежеспособности включает следующие элементы:

консервацию, продажу или сдачу в аренду производственных мощностей;

продажу объектов незавершенного строительства;

продажу излишнего оборудования, материалов, комплектующих изделий и

готовой продукции, находящейся на складе. Эти невостребованные объекты

необходимо продавать даже в том случае, если их продажная цена ниже их

балансовой стоимости, так как при арбитражном управлении главная цель -

поиск необходимых денежных средств;

передачу местным администрациям или продажа другим заинтересованным лицам

объектов соцкультбыта;

списание (консервация) мобилизационных мощностей;

передачу местным администрациям, выделение в отдельное юридическое лицо

или продажа другим заинтересованным' лицам объектов энергоснабжения.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника с помощью

независимого эксперта-оценщика внешний управляющий вправе приступить к

продаже имущества должника, которая проводится, как правило, на открытых

торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.

Разработка и внедрение различных моделей восстановления платежеспособности

промышленных предприятий при арбитражном управлении являются творческой

задачей арбитражного управляющего, решения которого должны основываться на

изучении истории предприятия и перспектив его развития с использованием

теоретических и практических знаний в области антикризисного управления.

Распространенной ошибкой действующих арбитражных управляющих является то,

что они строго следуют букве закона, т. е. только удовлетворяют требования

кредиторов, но не искореняют истинные причины неплатежеспособности

предприятия-должника.

Если рассмотреть изложенную выше схему реструктуризации, то можно сказать,

что арбитражные управляющие, как правило, останавливаются на оперативной

реструктуризации. Хотя, по нашему мнению, немаловажную роль при внешнем

управлении играет стратегическая реструктуризация, так как без устранения

действительных причин неплатежеспособности предприятия применение любого

метода даст только краткосрочный результат - удовлетворение существующих

требований кредиторов. В долгосрочной же перспективе предприятие неизбежно

попадет в кризис.

Поэтому при разработке моделей восстановления платежеспособности должника

арбитражный управляющий должен искоренять причины неплатежеспособности,

учитывая как краткосрочные, так и долгосрочные цели развития предприятия.

2.2. План финансового оздоровления.

Бизнес-план повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления

предприятия.

Цель разработки процедур повышения конкурентных преимуществ и финансового

оздоровления предприятия.

Задачи бизнес-плана:

сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия;

определить конкретные направления деятельности предприятия;

спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и

отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями

получения необходимых финансовых ресурсов;

выбрать состав и определить показатели объема продаж товаров и услуг,

предлагаемых предприятием потребителям;

оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

разработать комплекс процедур изменения маркетинговой политики

предприятия для прироста выручки за счет поиска новых рынков сбыта

продукции (услуг), создания дистрибьюторской сети и агрессивной рекламы

конкурентных преимуществах продукции предприятия;

разработать мероприятия по снижению издержек производства, сокращению

дебиторской задолженности;

провести инвентаризацию имущества и продажу свободных активов,

технологического оборудования и незавершенного строительства;

определить направления совершенствования системы организации и оплаты

труда, ориентированные на снижение издержек и повышение уровня продаж

продукции и услуг центров самостоятельной деятельности предприятия.

Предприятие завод им.Лихачева (АМО ЗИЛ) находится в сложном финансовом

состоянии.

Диагностика причин возникновения кризисной ситуации показала, что ее

основной причиной является недостаток финансовых ресурсов на покрытие

текущих затрат предприятия.

Вместе с тем завод им.Лихачева (АМО ЗИЛ) выпускает конкурентоспособную

продукцию, пользующуюся спросом у покупателей. У предприятия существуют

возможности расширения объема производства: загрузка его персонала и

оборудования далеки от максимально возможной. Однако расширение

производства сдерживается отсутствием оборотных средств.

Анализ ситуации показал также, что ряд затрат предприятия может быть

значительно сокращен.

Кроме того, дополнительные преимущества могут быть получены за счет:

совершенствования маркетинговой политики завод им. Лихачева (АМО ЗИЛ);

более активной работы с предприятиями - потребителями продукции с целью

взыскания просроченной кредиторской задолженности;

осуществления реструктуризации фискальной задолженности перед бюджетами

различных уровней.

Вместе с тем, было выявлено, что для финансирования мероприятий по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты