Антикризисное управление предприятием

направления и формы; мероприятия по проведению реструктуризации; оценку

результатов и внесение корректив.

В результате на предприятии формируется единая система проведения

преобразований для достижения конкурентоспособности как самого

производства, так и выпускаемой продукции.

В последние годы в развитых странах методы текущего реформирования

хозяйственной деятельности все больше используют даже те предприятия,

компании и фирмы, у которых практически нет серьезных проблем с

производством и сбытом продукции. Таким образом, ведущие менеджеры

стараются предвидеть и упредить потенциальные угрозы, опасности и риски

отраслевой деятельности на различных сегментах рынка.

Реструктуризация, направленная на повышение эффективности функционирования

и обеспечения конкурентоспособности предприятия, также может быть проведена

на базе выделения отдельных подразделений, при том что функциями внутри

одного из них могут быть снабжение, разработка продукта, технологических

процессов, непосредственно производство продукции, маркетинг и сбыт.

Процесс выделения подразделения или части предприятия в отдельные компании

включает в себя определение подлежащих отделению активов, обязательств и

персонала, а также их фактического отчуждения. Акционеры в результате

получают акции образованной компании пропорционально их инвестициям в

бизнес.

Самостоятельное (производственно-коммерческое) подразделение объединяет все

функции и виды деятельности, необходимые для разработки конкурентного

производства и эффективной реализации продукции и услуг, что позволяет

руководителям быстро реагировать на потребности покупателей и на изменение

ситуации во внешней рыночной среде. Оно отвечает за результаты своей

деятельности, при этом эффективность его и достигнутые результаты четко

отражаются в производственной и финансовой отчетностях предприятия.

Подобное выделение производственных единиц по выпуску основных видов

товаров осуществляется в результате анализа конкурентоспособности

продукции, что позволяет учесть требования рынка для повышения

конкурентоспособности продукции, а также инвестиционной привлекательности

этого производства для российских и иностранных инвесторов. Такой подход

позволяет концентрировать высвобождаемые денежные средства и далее, исходя

из общей стратегии, вкладывать их в развитие производства и его

диверсификацию, т.е. пускать на создание производства новой продукции. В

результате происходит не простое автоматическое перераспределение

финансовых средств от приносящих прибыль подразделений к аутсайдерам, а

нужное развитие обеспечивается корпоративным руководством, исходя из

интересов работы и развития предприятия или компании в целом.

Производство слабо-конкурентоспособной продукции может выделяться в другую

бизнес-единицу, главная цель которой - доведение ее до жизнеспособного

состояния при снижении издержек с последующим выходом на

конкурентоспособный уровень. Из сказанного четко видны основные принципы

разделения на бизнес-единицы: разные рынки и потребители; разное

техническое, технологическое и финансовое состояние производства продукции;

разная степень конкурентоспособности производств и товаров; разная степень

инвестиционной привлекательности; разный уровень качества продукции.

Для сохранения конкурентоспособности предприятия в целом его

организационная структура управления должна быть такой, чтобы работа

основного и выделяемого производства была сфокусирована на всей конкретной

продукции и на конкретном конечном потребителе. Система управления и

оргструктура должны соответствовать стратегии реструктуризации. Изменение

стратегии требует изменения организационной структуры управления, поэтому

между ними должно быть обеспечено динамическое равновесие. Следует

различать подразделения, вырабатывающие стратегию, и подразделения, ее

реализующие. Первые, как правило, играют более важную роль.

Эффективность реализации стратегии в целом возможна лишь в том случае, если

частные субстратегии взаимосовместимы и поддерживают друг друга,

обеспечивая для компании рост продаж, прибыли, устойчивость положения. По

нашему мнению, долгосрочная стратегия должна состоять в формулировании

подстратегий по пяти ключевым вопросам на ближайшие 3-5 лет: новые

перспективы; снижение издержек; организационная структура управления и

кадры; стратегия зарубежной активности; техническая и технологическая

политика.

Так, при реструктуризации хозяйственного комплекса группы «Росшина» были

выбраны направления по разработке мер, обеспечивающих повышение

конкурентоспособности, нормализации финансового положения компании,

подготовке к сотрудничеству с иностранными и отечественными партнерами.

Возрастание роли конкурентной стратегии было обусловлено динамичным

формированием российского рынка шинной продукции, появлением на нем

зарубежных участников, активными действиями финансово-промышленных групп и

крупных корпораций на основных и смежных сегментах рынка.

Продукция заводов группы «Росшина» - легковые шины, рынок которых весьма

динамичен и требует активной сезонной работы с гибкой реакцией на рыночную

ситуацию, а также грузовые шины. Рынок их находится в достаточно сложном

конкурентном состоянии из-за снижения количества выпуска в России грузовых

автомобилей, финансовых затруднений автохозяйств и муниципальных

организаций, а также невозможности производства качественных грузовых шин

для иностранных грузовиков.

В результате подготовленных мероприятий был разработан бизнес-план

реструктуризации для группы предприятий и найдены адекватные решения по

безболезненному плавному переходу организационной структуры управления

каждого предприятия из сложившегося состояния в централизованное

корпоративное, позволяющее проводить меры реструктуризации для эффективной

работы компании в целом.

Для обеспечения непрерывности управления и недопущения снижения

эффективности компании в переходный период роль исполнительного органа

стала выполнять управляющая компания, выделенная (распределенная) в недрах

аппарата управления каждого завода. В дальнейшем должно произойти

формирование полноценной организационной структуры компании и становление

корпоративного центра с подразделениями совместного пользования. Компанией

должна быть сформирована такая модель системы управления, которая в

состоянии действовать и развиваться в соответствии с поставленными

корпоративными целями и задачами, при постоянном диалоге с окружающей

средой. Такая система управления базируется на высоком уровне

самоорганизации.

Одним из вариантов, наиболее подходящих для условий компании, является

холдинг. Это обычно группа предприятий или дочерних фирм, действующая в

рамках материнской компании, которая держит акции этих предприятий.

В США достаточно 10-15% акций, чтобы эффективно контролировать деятельность

дочерних предприятий, в странах западной Европы - около 20-40%. В России

это соотношение может быть различным в зависимости от особенностей

производства. Пока же в условиях большой правовой и хозяйственной

нестабильности материнские компании стараются иметь не менее 51% акций

дочерних предприятий.

Образование холдинга позволяет перемещать капитал из менее перспективных

сфер в более прогрессивные; осуществлять концентрированные совместные

капиталовложения при наличии крупных ликвидных средств; выравнивать

сезонные и коммерческие колебания и риски; делегировать (дифференцированно)

отдельными дочерними фирмами некоторых своих корпоративных функций

материнской компании.

В состав образованного «Росшиной» холдинга входят промышленные предприятия

с различной сферой деятельности (шинные, резинотехнических изделий по

производству синтетического каучука и др.), торговые фирмы и сбытовые

компании. Главными задачами данного холдинга стало сосредоточение усилий на

разработке стратегии компании и каждого входящего в нее предприятия.

Эффективным решением в целом были выбраны централизация сбытовой и

снабженческой деятельности, а также управление ассортиментом и финансами. В

результате такого решения отдельных предприятий их аппарат управления

избавился от задач, которые холдинг переводит на себя. Все это позволило

руководству предприятий сосредоточить свое внимание на управлении

конкретным производством, бюджетных связях, повышении

конкурентоспособности. При этом, для того чтобы система управления не

теряла гибкости, оперативности и не допустила снижения эффективности всей

работы, было проведено разделение полномочий как в системе «холдинг-

предприятие», так и внутри самих заводов.

Как показывает практика, в рамках конкурентной стратегии обычно реализуются

следующие функции финансового управления:

предоставление предприятию определенных кредитных ресурсов для пополнения

оборотных средств;

сосредоточение снабжения предприятия сырьем и материалами, а также сбыта

готовой продукции в одном из подразделений холдинга;

вывод финансовых потоков из-под контроля предприятия и осуществление его

внешнего финансирования в рамках бюджетов, формируемых соответствующими

службами холдинга, функционирующими в форме финансово-расчетного центра;

после получения оперативного контроля над предприятием обеспечивается

принятие решений о дополнительной эмиссии акций (в рамках объявленного

капитала), приобретя которые финансовая корпорация становится основным

акционером с правом решающего голоса, а консолидированный ранее

контрольный пакет снижает свой вес по 5-7% общего количества акций.

В результате каждое предприятие частично утрачивает финансовую и

производственную самостоятельность и превращается в промышленную,

структуру, руководство которой осуществляется из единого центра.

При проведении реструктуризации представлялось, что, объединив свои

производственные и финансовые ресурсы, однородные предприятия смогут

совместными усилиями преодолеть кризисные тенденции, наметившиеся в их

развитии за последнее время. Действительно, централизация снабжения

позволяет оптимизировать затраты на приобретение исходного сырья и

материалов. Это при снижении себестоимости способствует усилению позиций

группы производителей на рынке. Единые службы маркетинга и сбыта позволяют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты