Процедура банкротства предприятия
Процедура банкротства предприятия
Содержание работы:
Введение. 3
Глава 1. Система банкротсва в России. 18
Глава 2. Организационный механизм ликвидации предприятия. 22
2.1. Диагностика кризисных ситуаций и состояние банкротства. 22
2.2. Организационно-методическое обеспечение ликвидации предприятий. 28
Глава 3. Конкурсное производство. 31
3.1. Порядок осуществления. 31
3.2. Ликвидация предприятия. 42
Заключение. 52
Список литературы: 58
Приложения. 62
Введение.
Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение
и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и
потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры
производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу
субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных
и государственных организаций), осуществляется посредством национального
рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации. От
характера и структуры рыночных потребностей, способности и возможности ее
предвидения, прогнозирования и соответствующего реагирования зависят судьба
предприятий, производящих товары и услуги, подъем и падение отдельных
предприятий. направлений и секторов экономики. Процесс неравномерного
развития экономики и тем более отдельных ее частей, колебания объемов
производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства, что
характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать не как
стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это
может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной
экономике.
Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих
профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию
экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью
продолжения финансового обес-пр.чрцидпппы родственного процесса,, что
квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния
требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности
предприятия и его ликвидации. И это, как показывает мировая практика, также
нельзя рассматривать как случайность. Гибель значительной части фирм и в
особенности вновь возникших зафикси-рованы статистикой банкротств тех
стран, где эта статистика ведется. Английские исследователи отмечают, что
до конца второго года доживает не более 20-30% вновь возникших фирм.
Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при
этом одни и те же процессы могут быть и стимулирующими развитие, и
тормозящими его.
Американские исследователи зафиксировали определенную закономерность
возникновения спада и подъема, кризисных ситуаций и банкротств. Она
заключается, во-первых, в периодическом возникновении кризисных ситуаций на
всех стадиях жизненного цикла предприятия, а, во-вторых, в математически
определенной продолжительности циклов спада и подъема, характерных для фирм
малого и среднего бизнеса. Так, (раза подъема в среднем длится три года (от
1,1 до 7,7 лет), а фаз; падения — 2,8 года (от 2 до 12 лет) исследуемого
массива американских фирм.
Специфика реализации различных типов предприятий в переходной экономике.
Характерными чертами функционирования предприятий и их различных типов в
переходной экономике можно считать следующие:
. нечеткость и изменчивость законодательной базы и, как следствие,
одновременное наличие старых и новых форм предприятий, их организационная
и юридическая хрупкость, нечеткая статистическая картина;
. механическое копирование (в той или иной мере) сложившихся за рубежом
форм предприятий и механизмов их функционирования без достаточного учета
национальных особенностей страны и условий переходного периода;
. сильное воздействие кризисных явлений переходной экономики и, как
следствие, неустойчивость экономического положения предприятий, высокая
тяга к спекулятивным действиям, к хищническому предпринимательству и
т.п.;
. высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики (по некоторым
оценкам, ее удельный вес в российском ВВП приближается к 40—50%, а в ее
сфере тем или иным образом занято примерно 30 млн человек);
. прямое или косвенное воздействие на деятельность многих предприятий
криминальных структур, рэкета;
. слабая спецификация прав собственности, неразвитость традиций
цивилизованной рыночно-предпринимательской деятельности;
. возникновение предпринимательских структур не только путем создания
совершенно новых предприятий, но и путем приватизации ранее действовавших
предприятий (с точки зрения роли этих предприятий в экономике второй путь
следует признать наиболее значимым и характерным);
. большое число неработающих формально зарегистрированных предприятий
(среди причин: кризисность экономики, трудности привлечения финансовых
средств, а также нацеленность ряда из них на проведение разовых
спекулятивных операций, функции "запасного аэродрома" и т.п.);
. высокая степень бюрократизма при открытии предприятий-юридических лиц
(отсутствие опыта и изменчивость нормативных актов, традиции
регламентации, корыстные мотивы чиновников и т.п.).
Эти черты носят общий характер. Своеобразие переходного периода характерно
и для отдельных типов (форм) предприятий.
Для индивидуального предпринимательства граждан в переходной экономике
свойственны слабая организованность и правовая защищенность, хаотичность и
стихийность деятельности, высокая доля официально незарегистрированных
предпринимателей. Во многом оно носит вынужденный характер и вызывается не
столько потребностями реализации предпринимательских способностей, сколько
потребностями элементарного выживания в условиях отсутствия работы и
средств у значительной части населения.
В условиях кризисной экономики весьма ненадежными становятся обладающие
большим риском для его участников товарищества (исключая прежние ТОО).
Фактически складываются такие формы стихийного партнерства и кооперирования
предпринимателей с их особыми взаимоотношениями, которые заменяют собой
товарищества с юридическим статусом.
Немало специфичных черт в переходной экономике имеют АО. В ОАО часто
размыты права собственности, нет ясной картины фактического распределения
экономической власти, когда реальный хозяин нередко скрывается за
подставными лицами и фирмами. В условиях массового разгосударствления
государство с трудом находит и реализует свою роль в АО как владелец пакета
акций. Неотрегулирован -ность фондового рынка ведет к появлению разного
рода финансовых "пирамид", массовому обману и разорению вкладчиков. Трудное
финансово-бюджетное положение государства, характерное для переходной
экономики, ведет к увеличению выпуска государственных ценных бумаг, что
деформирует фондовый рынок, приводит к ухудшению условий обращения
корпоративных ценных бумаг.
Государственные и муниципальные предприятия в условиях атмосферы
разгосударствления оказались на начальном этапе преобразований без четкого
механизма функционирования, без строгого определения прав и обязанностей
руководителей, что вело к разбазариванию средств, необоснованно высоким
доходам руководителей.
Таким образом; специфика переходной экономики накладывает целый ряд
особенностей на функционирование различных типов предприятий.
Изменения в характере взаимоотношений предприятий. В условиях плановой
экономики отношения между предприятиями опосрс-довались государственными
органами (Госпланом, Госснабом, Госбанком, отраслевыми министерствами и
др.). Несмотря на элементы хозрасчетной самостоятельности, преимущественное
значение имели централизованное материально-техническое снабжение
предприятий, прикрепление производителей к предприятиям-поставщикам и
потребителям, плановая реализация продукции и плановое ценообразование,
мягкие бюджетные ограничения.
Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характера
взаимоотношений предприятий. Это находит свое выражение в образовании
экономически самостоятельных субъектов хозяйства, в развитии рыночно-
конкурентного механизма экономики. Предприятия вступают в отношения друг с
другом самостоятельно, руководствуясь рыночными критериями и стимулами,
сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой.
Радикальный переход к принципиально иному характеру взаимоотношений
предприятий оказывается весьма болезненным (устранение привычной системы
государственного патернализма и разрыв сложившихся хозяйственных связей при
отсутствии традиций и опыта рыночного хозяйствования, неразвитости рыночной
инфраструктуры, давлении импорта в условиях открытия границ и т.п.). Наряду
с новыми, рыночными продолжают (особенно на начальном этапе преобразований)
сохраняться в модифицированном виде и старые методы, в числе которых
элементы мягких бюджетных ограничений (дотации, льготное кредитование,
списывание или зачет долгов и т.п.), использование прежних персональных
контактов во властных органах и преобразованных бывших управленческих
структурах (лоббирование интересов, помощь в установлении связей с другими
предприятиями и зарубежными партнерами, подключение к госзаказам), инерция
сохранения традиционных (не всегда рациональных) хозяйственных отношений,
большая роль личностных (иногда корыстных) связей между руководителями
предприятий. В процессе адаптации к новым условиям хозяйствования
предприятия используют все возможные методы и их комбинации. При этом
происходит интенсивное освоение рыночного стиля поведения.
Сиабженческо-сбытовые отношения предприятий. Отношения между предприятиями
по поводу материально-технического снабжения (средства труда, материалы,
сырье, комплектующие) и сбыта произведенной продукции приобретают все более
рыночную ориентацию, подвергаются все большему влиянию спросовых
ограничений, однако в заметной мере сохраняют специфику, проистекающую из
особых условий переходной экономики.
Факторами, затрудняющими развитие новых форм отношений между предприятиями,
выступают неразвитость рыночной инфраструктуры (товаропроводящей,
информационной и др.), слабое овладение методами маркетинговой политики,
медлительность принятия и низкая эффективность реализации арбитражных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8