Процедура банкротства предприятия

в верхних слоях управления. Крах предприятий, как правило, начинается с

конфликтов в высшем руководстве предприятием.

2. Другой блок ранних признаков банкротства включает в себя характер

изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременность

и качество представления финансотой отчетности и проведения аудиторских

проверок. Предметом тщательного наблюдения здесь являются:

. задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что

может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком

уровне квалификации персонала. Во всяком случае и то и другое может

говорить специалисту о неэффективности финансового управления;

. изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов

и нарушения определенной их пропорциональности;

. увеличение или уменьшение материальных запасов, что может

свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной

неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставкам;

. увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам;

. уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности фирмы, обесценение

акций предприятия, установление предприятием нереальных (высоких или

низких) цен на свою продукцию и т.д.

Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки

предприятия, ограничение коммерческой деятельности пред-л приятия органами

власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.

Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть

управления кризисными состояниями и банкротством целевой выбор наиболее

эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая

и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих средств не

означает, что нет некоторых общих, характерных для всех находящихся в

подобной ситуации предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных

ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие,

обязательные для каждого предприятия процедуры.

По характеру этих мероприятий можно выделить два наиболее распространенных

вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из

применяемых тактических программ, получила название защитной, поскольку она

основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является

сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием

основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом.

Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении

внешних для предприятия обстоятельств. Она характерна для большинства

российских государственных и частных предприятий в 1992-1994 гг. — наиболее

нестабильном времени всей экономической системы. Однако подобная тактика,

если она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих

оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры,

неприемлема для более или менее значительной, не говоря уже о подавляющей

части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики

большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной

экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее

предприятий. И это вполне объяснимо: ведь главные причины кризисной

ситуации лежат вне предприятия. Защитная тактика предприятия

ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных

мероприятий, среди которых следует отметить: устранение убытков, сокращение

расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление

дисциплины, попытку улаживания дел с кредиторами (отсрочку долгов) и с

поставщиками и другие мероприятия.

Наиболее эффективна наступательная тактика, для которой характерно

применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. В

этом случае наряду с экономными, ресурсо-сберегающими мероприятиями

проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта,

политика более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование

производства за счет его модернизации, обновления основных фондов,

внедрения перспективных технологий.

В то же время меняется или укрепляется руководство предприятия,

осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации и, если надо,

корректируется философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е.

изменяется его стратегия. В соответствии с новой стратегией

пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция все в

большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на

существующих и завоевание новых сегментов рынка, обновляется номенклатура

выпускаемой продукции. Все это находит отражение в разрабатываемой

концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления и в

соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и

инвестиционная программы, которые позволяют найти путь к финансовому

благополучию предприятия.

2.2. Организационно-методическое обеспечение ликвидации предприятий.

Под банкротством предприятия или любого другого хозяйствующего субъекта

понимается неспособность его удовлетворить требования кредиторов по оплате

товаров (работ, услуг), включая невозможность обеспечить обязательные

платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств

должника над его имуществом.

В отношении должника применяются следующие процедуры: реорганизационные,

ликвидационные, мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включают

внешнее управление имуществом должника и санацию. К ликвидационным

процедурам относятся:

. принудительная ликвидация хозяйствующего субъекта-должника по решению

арбитражного суда;

. добровольная ликвидация несостоятельного хозяйствующего субъекта под

контролем кредиторов.

В новом Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», вступившем

в действие с 1 марта 1998 года, имеется много нового для российского

законодательства, в частности изменение подхода к определению критериев

несостоятельности (банкротства) должников — юридических лиц.

В законодательстве других стран определение обычно базируется или на

принципе его неплатежеспособности (на основе анализа встречных денежных

потоков), либо на принципе неоплатности (на базе соотношения активов и

пассивов по балансу должника). Наличие у него имущества, превышающего общий

объем кредиторской задолженности, выступает гарантией его способности

восстановить платежеспособность, что служит основанием для использования

процедуры внешнего управления.

Признание должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного

производства, означающего, что срок исполнения всех денежных обязательств

должника наступил. При этом прекращается начисление неустоек, финансовых

санкций и процентов по задолженности должника. С этого момента все

требования к должнику (в том числе налоговых органов) могут быть

предъявлены только в пределах конкурсного производства. Арбитражный суд

назначает конкурсного управляющего из числа кандидатов, предложенных

собранием кредиторов. На конкурсного управляющего возлагаются обязанности

по аккумулированию имущества должника и формированию конкурсной массы для

продажи имущества и расчетов с кредиторами в очередности, предусмотренной

ст. 64 Гражданского кодекса РФ.

В систему банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и

связанные с ними всевозможными обязательствами партнеры (кредиторы,

поставщики и т.д.), но и органы государственной власти. Их роль,

разумеется, (если они не являются собственниками предприятий) отличается от

роли других участников продажи предприятия; из состава имущества

предприятия при его продаже подлежат исключению объекты инженерной

инфраструктуры, обслуживающие население города (поселка), находящиеся на

балансе предприятия.

Решение о ликвидации предприятий-должников и продаже их имущества может

быть принято только по согласованию с соответствующим органом

исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При продаже находящихся в федеральной или государственной

собственностисубъектов Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале

таких предприятии не устанавливается ограничение по минимальной начальной

цене их продажи, и. кроме того, при продаже долей (паев, акций) на

коммерческом конкурсе в его условия могут включаться требования по

погашению в срок не более 1 месяца со дня заключения договора купли-продажи

просроченной кредиторской задолженности предприятия, уменьшенной

пропорционально отношению приобретаемой государственной доли к размеру

уставного капитала, но не менее суммы средств, необходимой для покрытия

фактической задолженности предприятия по оплате труда работникам

предприятия.

В том случае, когда на момент принятия Федеральным управлением решения об

обязательной продаже предприятия-должника. находящегося в федеральной

собственности, в арбитражном суде рассматривается дело о несостоятельности

предприятия. Федеральное управление обязано заявить в суд ходатайство о

проведении внешнего управления имуществом этого предприятия. При

удовлетворении судом такого ходатайства мероприятия по реализации решения

Федерального управления включаются в план проведения внешнего управления

имуществом должника. Если же дело о несостоятель^ ности предприятия,

находящегося в федеральной собственности, возбуждается после принятия

Федеральным управлением решения об обязательной продаже предприятия, это

управление обязанб заявить в арбитражный суд ходатайство о приостановлении

производства по делу на срок, необходимый для выполнения решения, но не

более чем на шесть месяцев.

Глава 3. Конкурсное производство.

3.1. Порядок осуществления.

Конкурсное производство — это процедура, направленная на принудительную или

добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой

осуществляется распределение между кредиторами конкурсной массы, т.е.

имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе

этого производства.

Конкурсное производство осуществляется в целях соразмерного удовлетворения

требований кредиторов и объявления должника свободным сп долгов, а также

для охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.

Достижение этих целей обеспечивается законодательным урегулированием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты