Промышленная политика Нижегородской области
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
НИЖЕГОРДСКОЙ ОБЛАСТИ
На период 2002 – 2005 гг.
г.Н. Новгород
2001 г.
АННОТАЦИЯ
В настоящей концепции изложены ключевые аспекты формирования и реализации
промышленной политики Нижегородской области на период 2002 – 2005 годов,
основным направлением которой является постоянное повышение
конкурентоспособности промышленных предприятий области в рыночных
условиях.
В приложениях приведены результаты экспертизы проблем, материалы SWOT и
STEP анализа.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛСТИ НА
ПЕРИОД 2002-2005 гг.
РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ
ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ: повышение благосостояния населения
Нижегородской области через динамичное развитие промышленных предприятий
области.
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПОЛИТИКИ:
= Постоянное повышение конкурентоспособности промышленных
предприятий Нижегородской области в рыночных условиях.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИКИ: уточненные параметры прогноза социально-
экономического развития Р Ф на период до 2003 года в двух сценариях, а
также прогноз социально-экономического развития Нижегородской области.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОЛИТИКИ НА: обеспечение неуклонных, относительно
устойчивых темпов экономического развития и своевременное предупреждение
возможного системного кризиса экономики в виде инвестиционного ,
социального продовольственного, топливного кризиса, появления бюджетной
напряженности.
ПУТЬ РАЗВИТИЯ: «инвестиционный и инновационный», обеспечивающий
максимальный темп роста и опирающийся не только на количественное
наращивание объемов выпуска, но и на качественную модернизацию используемых
технологий.
ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РОСТА
. Прямое стимулирование инвестиций.
. Оздоровление институциональной среды.
. Поддержка инфляционно безопасного спроса.
ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ:
Регион выбирает стратегии реализации своей промышленной политики исходя
из имеющихся конкурентных преимуществ и с учетом своих слабых мест.
Стратегия «передовых рубежей» применяется в авиационной, атомной
промышленности в других уникальных наукоемких производствах, а также в
производстве некоторых видов вооружений.
Стратегия «преследования» применяется в большинстве отраслей
промышленности, где сложилась отставание от передового уровня производства,
для сохранения позиций этих отраслей на внутреннем рынке.
НОВАЯ РОЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ:
= ЭТО РОЛЬ КАТАЛИЗАТОРА превращения региональной
промышленности в динамично развивающуюся систему хозяйствования, гибко
встроенную в межрегиональную и международную систему разделения труда.
Департамент промышленности обеспечивает, организовывает, поддерживает, и
отвечает за пять составляющих промышленной политики:
. Формирование внутреннего рынка и организацию работы промышленных
предприятий на внутреннем и внешнем рынках.
. Привлечение инвестиций в промышленность.
. Развитие инфраструктуры промышленности.
. Повышение эффективности собственности в промышленности.
. Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с
естественными монополиями.
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ:
. Программа повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской
области и ее предприятий.
. Программа стимулирования инновационной деятельности, включая развитие
технопарков, специальных инновационно-консультационных центров,
создание системы их государственной поддержки.
. Программа первоочередных мер по защите отраслей промышленности,
имеющих жизненно важное значение для населения.
. Программа повышения конкурентоспособности продукции нижегородских
предприятий, включая подпрограмму повышения качества.
. Создание регионального фонда программ развития промышленности.
. Пакет соглашений с лидерами основных финансово-промышленных
коалиций, действующих на территории области.
. Комплекс программ «Формирование социальных основ промышленной
политики Нижегородской области».
. Программа развития отраслей ВПК.
. Программа повышения экспорта и импортозамещения.
. Программа ресурсосбережения, введения замкнутых технологических
циклов, экологически чистых производств и разработки альтернативных
источников энергоснабжения.
. Программа создания промышленного корпоративного информационного
пространства региона.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Для координации работы между различными министерствами и ведомствами
создается Совет по промышленной политике, возглавляемый Председателем
Правительства Нижегородской области. Положение о Совете утверждается
Губернатором области.
Под руководством Совета формируется Комиссия по привлечению
инвестиций в регион и региональный фонд программ развития
промышленности.
Под руководством департамента промышленности организуются рабочие
группы для разработки основных программ, составляющих предмет
реализации Концепции. Группы формируются на общественной основе и
путем организации конкурсов.
КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:
1. Критерием достижения глобальной цели является рост благосостояния
трудящихся, который определяется по величине превышения доходов над
минимальной стоимостью потребительской корзины.
2. Критериями достижения тактических целей являются:
. Реальное повышение производительности труда.
. Рост объемов производства и продаж как внутри области, так и за ее
пределами.
. Повышение отчислений в бюджеты разного уровня.
. Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников.
. Численность работающих в промышленности.
. Введение системы нормативных актов на деле способствующих созданию равных
конкурентных условий для разных хозяйствующих субъектов.
. Переход от фискальной направленности налоговой политики к регулирующей и
обеспечивающей повышение эффективности производства, инвестиционной
активности, расширение налогооблагаемой базы, ускорение технического
перевооружения.
СОДЕРЖАНИЕ
|А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………. |8 |
| 1. Назначение. ………………………………………………………….. |8 |
| 2. Определение. ………………………………………………………… |8 |
| 3. Глобальная цель политики. …………………………………………. |8 |
| 4. Тактические цели …………………………………………………… |8 |
| 5. Место промышленной политики. …………………………………... |8 |
| 6. Основные факторы, учитываемые в формировании и |9 |
|реализации | |
|Промышленной политики | |
| 7. Ведущие принципы. ………………………………………………… |9 |
| 8. Основные виды промышленной политики ………………………… |9 |
| | |
|Б. БАЗИС КОНЦЕПЦИИ ………………………………………………… |10 |
|В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ |11 |
|ПОЛИТИКИ ……………………………………………………………. | |
|Формирование в региональной экономике эффективной | |
|воспроизводственной модели ……………………………………... |11 |
|Ключевые проблемы в развитии экономики страны и | |
|региона. ………………………………………………………… |11 |
| 1.2.Необходимые социальные предпосылки | |
|реализации |11-13 |
|промышленной политики ……………………………………… | |
| 1.3. Основные пути развития российской и региональной| |
| |13-14 |
|экономики………………………………………………………… | |
|2.Формирование баланса интересов для обеспечения | |
|устойчивого |14-15 |
|промышленного роста. …………………………………………….. | |
| 3. Основные направления обеспечения устойчивого | |
| |15 |
|промышленного роста ……………………………………………….. | |
| 3.1. Прямое стимулирование инвестиций. |15-16 |
|………………………… | |
| 3.2. Оздоровление институциональной среды. |16-17 |
|…………………… | |
| 3.3. Поддержка инфляционно безопасного спроса |17-18 |
|……………….. | |
| | |
|Г. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ| |
|ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ………………. |18 |
| 1. Стратегические аспекты в промышленной политике |18-20 |
|……………… | |
| 2. Основные цели и задачи развития промышленности. |20-21 |
|…………….. | |
| 3.Основные направления и меры поддержки реализации | |
|промышленной политики…………………………………………… |21 |
| 3.1. Основные направления поддержки реализации | |
|промышленной политики………………………………………. |21-23 |
| 3.2. Комплекс мер по поддержке промышленности |23-24 |
|……………… | |
| | |
|Д. РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА | |
|ПРОМЫШЛЕННОСТИ …………………………………………………. |24 |
| 1. Роль департамента промышленности ………………………………. |24 |
| 2. Организационная структура департамента |24-25 |
|промышленности…….. | |
| 3. Взаимодействие с другими организациями ………………………… |25 |
| 4. Координация работ по промышленной политике |25 |
|…………………. | |
| | |
|Е. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ……………………………………….. |26 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9