Промышленная политика Нижегородской области

Промышленная политика Нижегородской области

КОНЦЕПЦИЯ

ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

НИЖЕГОРДСКОЙ ОБЛАСТИ

На период 2002 – 2005 гг.

г.Н. Новгород

2001 г.

АННОТАЦИЯ

В настоящей концепции изложены ключевые аспекты формирования и реализации

промышленной политики Нижегородской области на период 2002 – 2005 годов,

основным направлением которой является постоянное повышение

конкурентоспособности промышленных предприятий области в рыночных

условиях.

В приложениях приведены результаты экспертизы проблем, материалы SWOT и

STEP анализа.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛСТИ НА

ПЕРИОД 2002-2005 гг.

РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ

ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ: повышение благосостояния населения

Нижегородской области через динамичное развитие промышленных предприятий

области.

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПОЛИТИКИ:

= Постоянное повышение конкурентоспособности промышленных

предприятий Нижегородской области в рыночных условиях.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИКИ: уточненные параметры прогноза социально-

экономического развития Р Ф на период до 2003 года в двух сценариях, а

также прогноз социально-экономического развития Нижегородской области.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОЛИТИКИ НА: обеспечение неуклонных, относительно

устойчивых темпов экономического развития и своевременное предупреждение

возможного системного кризиса экономики в виде инвестиционного ,

социального продовольственного, топливного кризиса, появления бюджетной

напряженности.

ПУТЬ РАЗВИТИЯ: «инвестиционный и инновационный», обеспечивающий

максимальный темп роста и опирающийся не только на количественное

наращивание объемов выпуска, но и на качественную модернизацию используемых

технологий.

ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РОСТА

. Прямое стимулирование инвестиций.

. Оздоровление институциональной среды.

. Поддержка инфляционно безопасного спроса.

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ:

Регион выбирает стратегии реализации своей промышленной политики исходя

из имеющихся конкурентных преимуществ и с учетом своих слабых мест.

Стратегия «передовых рубежей» применяется в авиационной, атомной

промышленности в других уникальных наукоемких производствах, а также в

производстве некоторых видов вооружений.

Стратегия «преследования» применяется в большинстве отраслей

промышленности, где сложилась отставание от передового уровня производства,

для сохранения позиций этих отраслей на внутреннем рынке.

НОВАЯ РОЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ:

= ЭТО РОЛЬ КАТАЛИЗАТОРА превращения региональной

промышленности в динамично развивающуюся систему хозяйствования, гибко

встроенную в межрегиональную и международную систему разделения труда.

Департамент промышленности обеспечивает, организовывает, поддерживает, и

отвечает за пять составляющих промышленной политики:

. Формирование внутреннего рынка и организацию работы промышленных

предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

. Привлечение инвестиций в промышленность.

. Развитие инфраструктуры промышленности.

. Повышение эффективности собственности в промышленности.

. Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с

естественными монополиями.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ:

. Программа повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской

области и ее предприятий.

. Программа стимулирования инновационной деятельности, включая развитие

технопарков, специальных инновационно-консультационных центров,

создание системы их государственной поддержки.

. Программа первоочередных мер по защите отраслей промышленности,

имеющих жизненно важное значение для населения.

. Программа повышения конкурентоспособности продукции нижегородских

предприятий, включая подпрограмму повышения качества.

. Создание регионального фонда программ развития промышленности.

. Пакет соглашений с лидерами основных финансово-промышленных

коалиций, действующих на территории области.

. Комплекс программ «Формирование социальных основ промышленной

политики Нижегородской области».

. Программа развития отраслей ВПК.

. Программа повышения экспорта и импортозамещения.

. Программа ресурсосбережения, введения замкнутых технологических

циклов, экологически чистых производств и разработки альтернативных

источников энергоснабжения.

. Программа создания промышленного корпоративного информационного

пространства региона.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Для координации работы между различными министерствами и ведомствами

создается Совет по промышленной политике, возглавляемый Председателем

Правительства Нижегородской области. Положение о Совете утверждается

Губернатором области.

Под руководством Совета формируется Комиссия по привлечению

инвестиций в регион и региональный фонд программ развития

промышленности.

Под руководством департамента промышленности организуются рабочие

группы для разработки основных программ, составляющих предмет

реализации Концепции. Группы формируются на общественной основе и

путем организации конкурсов.

КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:

1. Критерием достижения глобальной цели является рост благосостояния

трудящихся, который определяется по величине превышения доходов над

минимальной стоимостью потребительской корзины.

2. Критериями достижения тактических целей являются:

. Реальное повышение производительности труда.

. Рост объемов производства и продаж как внутри области, так и за ее

пределами.

. Повышение отчислений в бюджеты разного уровня.

. Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников.

. Численность работающих в промышленности.

. Введение системы нормативных актов на деле способствующих созданию равных

конкурентных условий для разных хозяйствующих субъектов.

. Переход от фискальной направленности налоговой политики к регулирующей и

обеспечивающей повышение эффективности производства, инвестиционной

активности, расширение налогооблагаемой базы, ускорение технического

перевооружения.

СОДЕРЖАНИЕ

|А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………. |8 |

| 1. Назначение. ………………………………………………………….. |8 |

| 2. Определение. ………………………………………………………… |8 |

| 3. Глобальная цель политики. …………………………………………. |8 |

| 4. Тактические цели …………………………………………………… |8 |

| 5. Место промышленной политики. …………………………………... |8 |

| 6. Основные факторы, учитываемые в формировании и |9 |

|реализации | |

|Промышленной политики | |

| 7. Ведущие принципы. ………………………………………………… |9 |

| 8. Основные виды промышленной политики ………………………… |9 |

| | |

|Б. БАЗИС КОНЦЕПЦИИ ………………………………………………… |10 |

|В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ |11 |

|ПОЛИТИКИ ……………………………………………………………. | |

|Формирование в региональной экономике эффективной | |

|воспроизводственной модели ……………………………………... |11 |

|Ключевые проблемы в развитии экономики страны и | |

|региона. ………………………………………………………… |11 |

| 1.2.Необходимые социальные предпосылки | |

|реализации |11-13 |

|промышленной политики ……………………………………… | |

| 1.3. Основные пути развития российской и региональной| |

| |13-14 |

|экономики………………………………………………………… | |

|2.Формирование баланса интересов для обеспечения | |

|устойчивого |14-15 |

|промышленного роста. …………………………………………….. | |

| 3. Основные направления обеспечения устойчивого | |

| |15 |

|промышленного роста ……………………………………………….. | |

| 3.1. Прямое стимулирование инвестиций. |15-16 |

|………………………… | |

| 3.2. Оздоровление институциональной среды. |16-17 |

|…………………… | |

| 3.3. Поддержка инфляционно безопасного спроса |17-18 |

|……………….. | |

| | |

|Г. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ| |

|ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ………………. |18 |

| 1. Стратегические аспекты в промышленной политике |18-20 |

|……………… | |

| 2. Основные цели и задачи развития промышленности. |20-21 |

|…………….. | |

| 3.Основные направления и меры поддержки реализации | |

|промышленной политики…………………………………………… |21 |

| 3.1. Основные направления поддержки реализации | |

|промышленной политики………………………………………. |21-23 |

| 3.2. Комплекс мер по поддержке промышленности |23-24 |

|……………… | |

| | |

|Д. РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА | |

|ПРОМЫШЛЕННОСТИ …………………………………………………. |24 |

| 1. Роль департамента промышленности ………………………………. |24 |

| 2. Организационная структура департамента |24-25 |

|промышленности…….. | |

| 3. Взаимодействие с другими организациями ………………………… |25 |

| 4. Координация работ по промышленной политике |25 |

|…………………. | |

| | |

|Е. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ……………………………………….. |26 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты