с другими регионами и государствами;
4) гарантии областной Администрации для инвесторов;
5) стимулирование развития сети инфраструктуры услуг предприятиям
промышленности (услуги сертификации, штрих кодирования, консалтинга,
лизинга обучения кадров и др.)
6) содействие предприятиям промышленности в передаче в муниципальную
собственность ведомственных объектов соцкультбыта или компенсации издержек,
связанных с расходами на их содержание;
7) содействие развитию экономически обоснованных и технологически
обусловленных производственных связей между предприятиями;
8) содействие предприятиям оборонных областей промышленности, расположенным
в области, в получении права самостоятельного выхода на внешние рынки
вооружения и военной техники;
9) содействие предприятиям оборонных отраслей промышленности, расположенным
в области, в проведении взаимозачетов с федеральным бюджетом в случае
несвоевременного финансирования государственного оборонного заказа или
конверсионных программ;
10) содействие предприятиям области в выполнении государственного
оборонного заказа.
Д. РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. РОЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Основная роль Департамента:
= РОЛЬ КАТАЛИЗАТОРА.
Положение департамента промышленности как региональной административной
единицы позволяет ему служить катализатором превращения региональной
промышленности в динамично развивающуюся систему хозяйствования, гибко
включенную в общероссийскую и международную систему разделения труда.
Департамент интегрирует усилия основных секторов ближнего и дальнего
окружения (включая региональные и федеральные представительства, деловые
круги, учебные заведения, частные и общественные предприятия) в
Нижегородском регионе, России, других странах мира на достижении
глобальной и тактических целей промышленной политики, а также на достижении
их общего понимания.
Реализация данной Концепции предполагает, что Департамент промышленности и
Администрация Нижегородской области обеспечивает, организовывает,
поддерживает, формирует и отвечает за пять составляющих промышленной
политики:
. Формирование внутреннего рынка и организация работы промышленных
предприятий на внутреннем и внешнем рынках.
. Привлечение инвестиций в промышленность.
. Развитие инфраструктуры промышленности.
. Повышение эффективности собственности в промышленности.
. Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с
естественными монополиями .
2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ
«Вертикально» организованные сектора:
. Руководство департамента
. Информационно-аналитическое управление
. Отдел промышленной политики
. Отдел методологии и анализа экономики промышленности
. Отдел программ и инвестиций
. Отдел информации
. Управление гражданских отраслей промышленности
. Отдел машиностроения и металлургии
. Отдел легкой промышленности
. Отдел межотраслевых взаимоотношений
. Управление по военно-промышленному комплексу и конверсии
. Отдел анализа прогнозирования ВПК
. Отдел конверсии и кредитования
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
«Горизонтально» организованные сектора:
Администрация НО: департамент транспорта и связи, департамент экономики и
прогнозирования, департамент внешнеэкономических связей и торговли,
департамент финансов.
Региональные органы – представляющие федеральные структуры, включая
Антимонопольный комитет по Нижегородской области., ФСФНО, и др
заинтересованные учреждения.
При департаменте промышленности организуются рабочие группы по основным
направлениям промышленной политики, составленные из:
. Внешних экспертов и специалистов консультационных фирм и
образовательных учреждений;
. Представителей ассоциации промышленников и предпринимателей;
. Работодателей и представителей трудовых коллективов и общественных
организаций.
При департаменте промышленности также создается сеть стратегических
партнеров.
В их число входят: НОК, вузы, консалтинговые фирмы, учебные центры
смежных и дочерних предприятий, профессиональные ассоциации, отдельные
известные специалисты. Администрация устанавливает ключевые организации в
России и за рубежом, оценивает их возможности в соответствии с реализуемой
промышленной политикой, отбирает и для совместной работы, заключает
стратегический договор.
Совместно со стратегическими партнерами департамент осуществляет
командный и процессный подход в подготовке управленческого персонала.
Первоочередное внимание уделяется подготовке к решению трех
основных задач: реструктуризации предприятий, разработки и реализации
стратегий развития в ХХI веке, достижения высокого уровня конкурентно
способности выпускаемой продукции.
Для организации эффективной работы с горизонтально организованными
секторами и сетью партнеров Администрация должна сформировать и
поддерживать единое информационное пространство, включающее
информационные среды отдельных предприятий и учреждений. Департамент
должен иметь интегрированную базу данных, связанную со всеми
основными базами данных, входящими в корпоративную информационную
систему предприятий и смежных департаментов.
4. КООРДИНАЦИЯ РАБОТ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
Для координации работ Департамента промышленности с горизонтально
организованными секторами и стратегическими партнерами создается
Совет по промышленной политике, возглавляемый Председателем
Правительства Нижегородской области. Положение о Совете утверждается
губернатором области. Под руководством Совета формируется Комиссия по
привлечению инвестиций в регион и региональный фонд программ развития
промышленности.
Е. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ
Реализация Концепции промышленной политики начинается после ее
утверждения в Законодательном Собрании Нижегородской области. После
утверждения Концепции Департамент промышленности совместно с
горизонтально организованными секторами и сетевыми партнерами
приступает к ее поэтапной реализации. На каждом этапе предполагается
разработать и реализовать следующие программы и документы.
1 этап. До конца 2001 года.
. Программа повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской
области (Имидж и инфраструктура).
. Программа привлечения инвестиций в Нижегородскую область
(Правовое поле, международные и межрегиональные соглашения и т.д.).
. Программа стимулирования инновационной деятельности, включая защиту
интеллектуальной собственности.
. Программа первоочередных мер по защите отраслей промышленности,
имеющих жизненно важное значение для населения.
. Программа повышения конкурентоспособности продукции нижегородских
предприятий, включая специальную подпрограмму повышения качества.
2 этап. До конца 2002 года.
. Пакет соглашений с лидерами основных финансово-промышленных
коалиций, действующих на территории области.
. Комплекс социально ориентированных программ « Формирование
социальных основ промышленной политики Нижегородской области».
. Программа развития отраслей ВПК.
. Программа повышения экспорта и импортозамещения.
. Программа ресурсосбережения , введение экологически чистых
производств и разработка альтернативных источников энергоснабжения.
. Программу создания корпоративного информационного производства
промышленности
Разработка программ ведется под руководством Совета по промышленной
политике творческими коллективами, выбираемыми на конкурсной основе.
Механизм принятия решения по реализации Концепции приведен ниже.
Реализация всех программ должна закончиться в 2005 году.
Ж. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
3. Критерием достижения глобальной цели является рост благосостояния
трудящихся, который определяется по величине превышения доходов над
минимальной стоимостью потребительской корзины.
4. Критериями достижения тактических целей соответственно являются:
. Реальное повышение производительности труда.
. Рост объемов производства и продаж как внутри области, так и за ее
пределами.
. Повышение отчислений в бюджеты разного уровня.
. Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников.
. Численность работающих в промышленности.
. Введение системы нормативных актов на деле способствующих привлечению
инвестиций, развитию инновационных процессов, созданию равных
конкурентных условий для разных хозяйствующих субъектов.
. Переход от фискальной направленности налоговой политики к регулирующей
и обеспечивающей разработку и реализации системы налогового
стимулирования эффективности промышленного производства,
инвестиционной активности, расширения налогооблагаемой базы, ускорения
технического перевооружения.
Приложение 1
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ И ТЕНДЕНЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
Оценка проблем и тенденций промышленной политики производилась 62
экспертами по 81 позиции. Результаты обработки по 43 кластерам показали
следующие результаты.
1. Активизация инновационной деятельности - (25 *), в том числе новые
возможности разработки высоких технологий (8), увеличение техногенных
рисков (8), сдерживание разработки новых технологий. (5), отсутствие
государственной системы поддержки инноваций (3), отсутствие трансферта
технологий. (1).
2. Отношение к интеллектуальной собственности (патентная политика,
неучтенная интеллектуальная собственность и ее оценка, спрос на
образованных людей, утечка мозгов, увеличение доли платного образования,
увеличение объема образовательных и консалтинговых услуг) - (21).
3. Отсутствие долгосрочной экономической политики в России - (18),
в том числе и промышленной политики области - (3).
4. Возрастающая зависимость промышленности области от сырьевого рынка
(необходимость защиты сырьевых рынков и отсутствие собственной сырьевой
базы) - (18),
в том числе высокая стоимость сырья и энергоносителей - (11).
5. Развитие менеджмента на предприятиях - (17), в том числе и возрастание
роли знаний. (3).
6. Низкая производительность труда и неравные условия хозяйствования -
(16).
7. Финансовые потоки - (13), в том числе, перераспределение средств между
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9