бартера, привлечение иностранных инвестиций. Возврат потребления населения
на уровень до кризиса 1998 года.
Ужесточение ресурсных ограничений (восстановление нормальной загрузки
конкурентоспособного оборудования, нормальной энергоемкости и т.д.) будет
означать завершение этапа.
Основная задача региональных властей – обеспечить все возможности для
перехода на инвестиционный путь развития. С этой целью Администрация
области разрабатывает специальную программу повышения инвестиционной
привлекательности Нижегородской области.
2.ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО
ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА
Инвестиционный путь развития зависит от того, насколько эффективно
государство и региональные власти смогут сбалансировать основные
экономические интересы.
1. Интересы “валютного уклада”, ориентированного на экспорт сырья,
материалов, капитала, импорт готовой продукции, заключаются прежде всего,
в:
• свертывании неконкурентоспособных на мировом рынке производств,
ориентированных на внутренний рынок (так как потребляемые ими ресурсы
можно экспортировать);
• сокращении государственных расходов (в том числе социальных), во многом
финансируемых экспортерами;
• максимальном привлечении иностранного капитала для закрепления
внешнеэкономической либерализации;
• государственной поддержке экспортных производств.
2. Интересы инфраструктурных монополий, обеспечивающих целостность
экономики и скрыто субсидирующих ее, заключаются прежде всего в:
• росте емкости внутреннего рынка;
• снижении скрытого субсидирования экономики, в первую очередь за счет
неплатежей, налогов, скрытого субсидирования;
• конвертации долга потребителей их услуг в собственность.
3. Интересы регионов, обеспечивающих работу замкнутых хозяйственных систем,
ориентированных на местные рынки, и несущих основную тяжесть социальной
нагрузки, заключаются преимущественно в:
• стабилизации внутренних рынков, снижении неплатежей;
• стабилизации социальной инфраструктуры;
• перераспределении ресурсов от центра в пользу регионов, расширении
экономических полномочий регионов за счет центра.
4. Общие интересы достаточно разнородных зарубежных капиталов
(стратегических инвесторов, потребителей российского экспорта, импортеров в
Россию, портфельных инвесторов, наконец, крупных корпораций, не работающие
в России, но заинтересованных в определенной конфигурации ее экономического
пространства) заключаются в основном в:
• усилении интеграции России в мировое хозяйство, обеспечение открытости ее
рынков, "прозрачности" хозяйственной системы;
• снижении доли не денежных расчетов и криминализации;
• освоении России западными корпорациями;
• внешней платежеспособности государства и предприятий;
• конверсии российского долга в собственность нерезидентов, защита
собственности иностранных инвесторов.
Общность и различие интересов предопределяют возникновение двух по-разному
ориентированных коалиций.
Коалиция между "валютным укладом" и зарубежными капиталами может быть
ориентирована на:
• форсированную интеграцию в мировое хозяйство, максимальное открытие
рынков и свертывание неконкурентоспособных секторов;
• сокращение налогового бремени за счет снижения государственных
обязательств, в том числе социальных расходов;
• повышение "прозрачности" экономики, привлечение иностранных инвестиций,
усиление защиты прав иностранных инвесторов.
Это - экспортно-ориентированный путь развития за счет снижения налоговой и
социальной нагрузки на экспортеров. Он сократит потребление и не экспортное
производство, переведет безработицу в открытую форму.
Коалиция между инфраструктурными монополиями и регионами может быть
ориентирована на:
• поддержку социальной сферы и потребления населения;
• снижение неплатежей, рост емкости внутреннего рынка;
• нормализацию финансового положения регионов как основных потребителей
продукции инфраструктурных монополий.
Это - "потребительски-ориентированный" путь развития за счет накачки
потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Потребление и
социальная сфера будут поддерживаться за счет бюджетного перераспределения
доходов от сырьевого экспорта и экономией на инвестициях (за счет загрузки
простаивающих мощностей).
Оба формирующиеся сейчас пути односторонни и потому неприемлемы, что
объективно требует осознанного вмешательства властных структур. Общность
интересов обоих коалиций, позволяющая учесть интересы всех заинтересованных
сторон, недостаточна для самостоятельного проявления и требует активной
поддержки со стороны государства.
Стратегическая задача региональных властей - сбалансировать и объединить
интересы обеих потенциальных политических коалиций с целью реализации:
• общих интересов всех групп влияния (сокращение неплатежей, привлечение
иностранных инвестиций);
• полезных для региональной экономики интересов некоторых групп влияния,
не противоречащих интересам других групп (например, расширение экспорта
инфраструктурных монополий);
• “инвестиционной” политики, обеспечивающей согласованный рост и
потребления, создания инвестиционной инфраструктуры, оздоровления
коммерческого и государственного управления.
С этой целью Администрация разрабатывает и заключает Пакет соглашений с
лидерами основных политических коалиций.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА
3.1. Прямое стимулирование инвестиций
Экономический рост разделил экономику на две части: отрасли, способные
успешно развиваться самостоятельно, и отрасли, нуждающиеся в активной
поддержке государства.
Рост инвестиций наблюдался в отраслях с относительно значительным
устойчивым платежеспособным спросом и относительно быстрой окупаемостью
инвестиций, качественно ослабляющей их политические риски. Так, инвестиции
в цветную металлургию возросли на треть, в машиностроение и транспорт - на
28%, в химическую и нефтехимическую, а также пищевую промышленность, - на
17,7%.
Однако наиболее важные для развития страны сферы жизнеобеспечения и
инфраструктуры, которые образуют капиталоемкие отрасли с медленной
окупаемостью, требуют серьезной активизации государственного
регулирования. Частный капитал не придет в эту сферу потому, что высокая
капиталоемкость и длительная окупаемость инвестиций делают запретительно-
высокими политические риски. Так, в электроэнергетике сокращение инвестиций
превысило в 1999 г. 10%. Пренебрежение этим создает угрозу физического
разрушения систем жизнеобеспечения из-за хронического недоинвестирования
1. Государству следует стремиться регулировать те сферы, в которых рыночное
саморегулирование не существует либо оказывается недостаточным.
При нехватке ресурсов, высоких политических и финансовых рисках в эту
категорию попадает инвестиционная сфера относительно капиталоемких отраслей
со значительными сроками окупаемости, в которых, несмотря на благоприятную
конъюнктуру, не наблюдается достаточного для сохранения производства
стихийного роста инвестиций.
2. Необходимо проработать вопрос о предоставлении инвесторам - как
российским, так и иностранным - законодательных гарантий не ухудшения всех
определяемых государством условий их деятельности в течение первых 5 лет.
3.Целесообразно провести ревизию всех действующих механизмов, направленных
на ограничение притока иностранного капитала в экономику, и снять
необоснованные ограничения, объективно противодействующие ввозу в страну не
спекулятивных капиталов.
4. Следует широко проектировать новые формы привлечения отечественных и
зарубежных инвесторов через коммуникационные сети ИНТЕРНЕТ, в том числе,
ускорить размещение инвестиционных предложений промышленных предприятий
региона на наиболее посещаемых российских сайтах, например, сайт,
IVR.RU, Фонда «Институт прямых инвестиций» Министерства экономического
развития и торговли РФ.
5. Следует рассмотреть возможность улучшения законодательного регулирования
инвестиционной деятельности в России и в регионе в части выявления и
устранения имеющихся противоречий и дублирования.
6. Необходимо придать позитивную динамику развитию финансовых институтов.
Ключевыми элементами построения финансовой системы, адекватной потребностям
современной региональной экономики являются: усиление банковского сектора,
развитие фондового рынка и инвестиционных институтов, развитие рынка
страховых услуг.
3.2. Оздоровление институциональной среды
Важнейшими компонентами оздоровления институциональной среды сегодня
представляются обеспечение декриминализации процедуры банкротства и
проведение реструктуризации предприятий.
Декриминализация процедуры банкротства, в первую очередь необходима для
нормального развития промышленности. Следует устранить несовершенства
«Закона о банкротстве», обеспечить государственный контроль за соблюдением
"правил игры" при проведении банкротств и решить вопрос о стимулировании
создания крупных управляющих корпораций, обладающих достаточными
интеллектуальными, административно-организационными, а возможно, и
финансовыми ресурсами, чтобы осуществлять внешнее управление предприятиями-
банкротами.
Для реструктуризации предприятий целесообразно рассмотреть возможность
относительно широкомасштабной реструктуризации долга предприятий перед
государством.
В ходе реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом,
замораживания взаимной просроченной задолженности и оздоровления
предприятий важно учитывать необходимость восстановления единых
технологических комплексов, ограничения посредников, вывода предприятий из-
под криминального контроля и формирования на этой основе относительно
крупных корпораций, являющихся партнёрами государства и содействующих
интеграции страны.
На этой основе надо вести подготовку к восстановлению сохранивших
жизнеспособность и созданию новых "технологических цепочек" и
межрегиональных территориально-производственных комплексов в приоритетных
направлениях, которые, как "локомотивы", смогут вытащить за собой целый ряд
секторов региональной экономики.
Совершенствование антимонопольной политики. Следует скорректировать ее
направленность, сосредоточив усилия не только на естественных, но и на всех
монополиях вообще и на борьбе не с ними как таковыми, а лишь со
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9