Промышленная политика Нижегородской области

бартера, привлечение иностранных инвестиций. Возврат потребления населения

на уровень до кризиса 1998 года.

Ужесточение ресурсных ограничений (восстановление нормальной загрузки

конкурентоспособного оборудования, нормальной энергоемкости и т.д.) будет

означать завершение этапа.

Основная задача региональных властей – обеспечить все возможности для

перехода на инвестиционный путь развития. С этой целью Администрация

области разрабатывает специальную программу повышения инвестиционной

привлекательности Нижегородской области.

2.ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО

ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

Инвестиционный путь развития зависит от того, насколько эффективно

государство и региональные власти смогут сбалансировать основные

экономические интересы.

1. Интересы “валютного уклада”, ориентированного на экспорт сырья,

материалов, капитала, импорт готовой продукции, заключаются прежде всего,

в:

• свертывании неконкурентоспособных на мировом рынке производств,

ориентированных на внутренний рынок (так как потребляемые ими ресурсы

можно экспортировать);

• сокращении государственных расходов (в том числе социальных), во многом

финансируемых экспортерами;

• максимальном привлечении иностранного капитала для закрепления

внешнеэкономической либерализации;

• государственной поддержке экспортных производств.

2. Интересы инфраструктурных монополий, обеспечивающих целостность

экономики и скрыто субсидирующих ее, заключаются прежде всего в:

• росте емкости внутреннего рынка;

• снижении скрытого субсидирования экономики, в первую очередь за счет

неплатежей, налогов, скрытого субсидирования;

• конвертации долга потребителей их услуг в собственность.

3. Интересы регионов, обеспечивающих работу замкнутых хозяйственных систем,

ориентированных на местные рынки, и несущих основную тяжесть социальной

нагрузки, заключаются преимущественно в:

• стабилизации внутренних рынков, снижении неплатежей;

• стабилизации социальной инфраструктуры;

• перераспределении ресурсов от центра в пользу регионов, расширении

экономических полномочий регионов за счет центра.

4. Общие интересы достаточно разнородных зарубежных капиталов

(стратегических инвесторов, потребителей российского экспорта, импортеров в

Россию, портфельных инвесторов, наконец, крупных корпораций, не работающие

в России, но заинтересованных в определенной конфигурации ее экономического

пространства) заключаются в основном в:

• усилении интеграции России в мировое хозяйство, обеспечение открытости ее

рынков, "прозрачности" хозяйственной системы;

• снижении доли не денежных расчетов и криминализации;

• освоении России западными корпорациями;

• внешней платежеспособности государства и предприятий;

• конверсии российского долга в собственность нерезидентов, защита

собственности иностранных инвесторов.

Общность и различие интересов предопределяют возникновение двух по-разному

ориентированных коалиций.

Коалиция между "валютным укладом" и зарубежными капиталами может быть

ориентирована на:

• форсированную интеграцию в мировое хозяйство, максимальное открытие

рынков и свертывание неконкурентоспособных секторов;

• сокращение налогового бремени за счет снижения государственных

обязательств, в том числе социальных расходов;

• повышение "прозрачности" экономики, привлечение иностранных инвестиций,

усиление защиты прав иностранных инвесторов.

Это - экспортно-ориентированный путь развития за счет снижения налоговой и

социальной нагрузки на экспортеров. Он сократит потребление и не экспортное

производство, переведет безработицу в открытую форму.

Коалиция между инфраструктурными монополиями и регионами может быть

ориентирована на:

• поддержку социальной сферы и потребления населения;

• снижение неплатежей, рост емкости внутреннего рынка;

• нормализацию финансового положения регионов как основных потребителей

продукции инфраструктурных монополий.

Это - "потребительски-ориентированный" путь развития за счет накачки

потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Потребление и

социальная сфера будут поддерживаться за счет бюджетного перераспределения

доходов от сырьевого экспорта и экономией на инвестициях (за счет загрузки

простаивающих мощностей).

Оба формирующиеся сейчас пути односторонни и потому неприемлемы, что

объективно требует осознанного вмешательства властных структур. Общность

интересов обоих коалиций, позволяющая учесть интересы всех заинтересованных

сторон, недостаточна для самостоятельного проявления и требует активной

поддержки со стороны государства.

Стратегическая задача региональных властей - сбалансировать и объединить

интересы обеих потенциальных политических коалиций с целью реализации:

• общих интересов всех групп влияния (сокращение неплатежей, привлечение

иностранных инвестиций);

• полезных для региональной экономики интересов некоторых групп влияния,

не противоречащих интересам других групп (например, расширение экспорта

инфраструктурных монополий);

• “инвестиционной” политики, обеспечивающей согласованный рост и

потребления, создания инвестиционной инфраструктуры, оздоровления

коммерческого и государственного управления.

С этой целью Администрация разрабатывает и заключает Пакет соглашений с

лидерами основных политических коалиций.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

3.1. Прямое стимулирование инвестиций

Экономический рост разделил экономику на две части: отрасли, способные

успешно развиваться самостоятельно, и отрасли, нуждающиеся в активной

поддержке государства.

Рост инвестиций наблюдался в отраслях с относительно значительным

устойчивым платежеспособным спросом и относительно быстрой окупаемостью

инвестиций, качественно ослабляющей их политические риски. Так, инвестиции

в цветную металлургию возросли на треть, в машиностроение и транспорт - на

28%, в химическую и нефтехимическую, а также пищевую промышленность, - на

17,7%.

Однако наиболее важные для развития страны сферы жизнеобеспечения и

инфраструктуры, которые образуют капиталоемкие отрасли с медленной

окупаемостью, требуют серьезной активизации государственного

регулирования. Частный капитал не придет в эту сферу потому, что высокая

капиталоемкость и длительная окупаемость инвестиций делают запретительно-

высокими политические риски. Так, в электроэнергетике сокращение инвестиций

превысило в 1999 г. 10%. Пренебрежение этим создает угрозу физического

разрушения систем жизнеобеспечения из-за хронического недоинвестирования

1. Государству следует стремиться регулировать те сферы, в которых рыночное

саморегулирование не существует либо оказывается недостаточным.

При нехватке ресурсов, высоких политических и финансовых рисках в эту

категорию попадает инвестиционная сфера относительно капиталоемких отраслей

со значительными сроками окупаемости, в которых, несмотря на благоприятную

конъюнктуру, не наблюдается достаточного для сохранения производства

стихийного роста инвестиций.

2. Необходимо проработать вопрос о предоставлении инвесторам - как

российским, так и иностранным - законодательных гарантий не ухудшения всех

определяемых государством условий их деятельности в течение первых 5 лет.

3.Целесообразно провести ревизию всех действующих механизмов, направленных

на ограничение притока иностранного капитала в экономику, и снять

необоснованные ограничения, объективно противодействующие ввозу в страну не

спекулятивных капиталов.

4. Следует широко проектировать новые формы привлечения отечественных и

зарубежных инвесторов через коммуникационные сети ИНТЕРНЕТ, в том числе,

ускорить размещение инвестиционных предложений промышленных предприятий

региона на наиболее посещаемых российских сайтах, например, сайт,

IVR.RU, Фонда «Институт прямых инвестиций» Министерства экономического

развития и торговли РФ.

5. Следует рассмотреть возможность улучшения законодательного регулирования

инвестиционной деятельности в России и в регионе в части выявления и

устранения имеющихся противоречий и дублирования.

6. Необходимо придать позитивную динамику развитию финансовых институтов.

Ключевыми элементами построения финансовой системы, адекватной потребностям

современной региональной экономики являются: усиление банковского сектора,

развитие фондового рынка и инвестиционных институтов, развитие рынка

страховых услуг.

3.2. Оздоровление институциональной среды

Важнейшими компонентами оздоровления институциональной среды сегодня

представляются обеспечение декриминализации процедуры банкротства и

проведение реструктуризации предприятий.

Декриминализация процедуры банкротства, в первую очередь необходима для

нормального развития промышленности. Следует устранить несовершенства

«Закона о банкротстве», обеспечить государственный контроль за соблюдением

"правил игры" при проведении банкротств и решить вопрос о стимулировании

создания крупных управляющих корпораций, обладающих достаточными

интеллектуальными, административно-организационными, а возможно, и

финансовыми ресурсами, чтобы осуществлять внешнее управление предприятиями-

банкротами.

Для реструктуризации предприятий целесообразно рассмотреть возможность

относительно широкомасштабной реструктуризации долга предприятий перед

государством.

В ходе реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом,

замораживания взаимной просроченной задолженности и оздоровления

предприятий важно учитывать необходимость восстановления единых

технологических комплексов, ограничения посредников, вывода предприятий из-

под криминального контроля и формирования на этой основе относительно

крупных корпораций, являющихся партнёрами государства и содействующих

интеграции страны.

На этой основе надо вести подготовку к восстановлению сохранивших

жизнеспособность и созданию новых "технологических цепочек" и

межрегиональных территориально-производственных комплексов в приоритетных

направлениях, которые, как "локомотивы", смогут вытащить за собой целый ряд

секторов региональной экономики.

Совершенствование антимонопольной политики. Следует скорректировать ее

направленность, сосредоточив усилия не только на естественных, но и на всех

монополиях вообще и на борьбе не с ними как таковыми, а лишь со

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты