Сущность государственного управления в РБ

власти, традиционно занимающихся исключительно управлением, но и систему

организационных связей, влияющих на управление, то нельзя не признать, что

эта структура подключает к управлению различные проявления, стороны,

зависимости практически всех органов государственной власти и местного

самоуправления, которые в той или иной степени соучаствуют в формировании и

реализации государственно-управляющих действии.

2.2 Построение организационной структуры государственного управления

Среди внешних условий и факторов, находящихся как бы вне государственного

управления, особое значение принадлежит комплексу объективных условий, в

пределах и на основе которых функционирует данное государство. Как

показывает опыт, попытки, не замечая этих условий, "внедрять" взятую откуда-

нибудь модель организационной структуры государственного управления, даже

вроде бы удачную (в соответствующих условиях), мало что дают. Любое

копирование без адаптации к собственным объективным условиям не

обеспечивает должной эффективности организационной структуры

государственного управления

Сильное, во многом определяющее влияние на организационную структуру

государственного управления оказывают состояние и размещение управляемых

объектов. Субъект управления (государственный аппарат) не должен

воспроизводить в себе все элементы и взаимосвязи общественной системы.

Достаточно выделения актуальных управляемых объектов и обеспечения

воздействия на их управляющие параметры. Но если это сделано и государство

берет на себя функции управления теми или иными общественными процессами,

то оно в организационной структуре своего управления обязано

предусматривать необходимые взаимосвязи с данными процессами и прохождение

по ним требуемой силы управляющих воздействий. Традиционно по объектному

основанию в организационной структуре государственного управления различают

"блоки" органов управления: а) экономическими процессами; б) социально-

культурными процессами; в) административно-политическими процессами. В этом

аспекте все зависит от структуры управленческих потребностей управляемых

объектов.

По отношению к организационной структуре государственного управления в

качестве объективных выступают общественные функции государства, проводимая

им государственная политика и возникающие на их основе цели и функции

государственного управления. Разумеется, что в организационной структуре

государственного управления должно быть сосредоточено столько

организационного потенциала, сколько достаточно для рационального, полного

и эффективного осуществления каждой из общественных функций государства —

политической, социальной, экономической и международной. В серьезном

организационном обеспечении нуждается также каждое из основных направлений

государственной политики. И конечно, цели и функции государственного

управления должны опираться на определенные организационные возможности.

Многое определяется также внутренними условиями и факторами,

содержащимися в самом государственном управлении. Это человеческий

потенциал, особенно находящийся в государственном аппарате, замещающий

политические и административные государственные должности. Слабая

подготовка и малая компетентность управленческих кадров обычно ведут из-за

необходимости компенсации данных явлений к разбуханию и усложнению

организационной структуры государственного управления.

Информационное обеспечение государственного управления, связанное, с

одной стороны, с адекватным отражением управленческих потребностей и

интересов управляемых объектов, а с другой — с концентрацией и направлением

управленческих ресурсов субъектов управления на практическую реализацию

целей и функций государственного управления. Информация призвана соединять

в управлении объективное и субъективное, нести достоверные данные об

объективизации и объективации любого управленческого процесса. Когда такой

информации нет или ее недостаточно, то государственное управление

функционирует либо вхолостую, либо с большими помехами.

Демократизм государственного управления, позволяющий обществу свободно и

постоянно выдвигать перед государством (его аппаратом) свои проблемы и

запросы, вводить в управление свой интеллектуальный потенциал, а

государственным органам непосредственно ощущать общественную пользу своих

управляющих воздействий. Наконец, это стиль государственного управления, в

котором воплощается способность управленческих кадров осваивать современные

научные методы и технические средства управления и использовать их в целях

более рационального и эффективного управления общественными процессами.

Для выбора модели построения организационной структуры государственного

управления и отвечающих ей организационных оснований важное значение имеет

понимание организации как свойства определенного общественного явления и

одновременно как источника ("генератора") возможностей этого же самого

общественного явления. Организация — это комплекс взаимосвязанных

элементов, к которым относят: "во-первых, цель, задачу (или задачи); во-

вторых, разработку системы мероприятий для реализации цели и разделения

задачи на отдельные виды работ, которые могут быть поручены определенным

членам внутри организации; в-третьих, интеграцию отдельных работ в

соответствующих подразделениях, которые могли бы их координировать

различными средствами, включая сюда и формальную иерархическую структуру; в-

четвертых, мотивацию, взаимодействие, поведение, взгляды членов

организации, которые отчасти определяются мероприятиями, направленными на

реализацию ее целей, а отчасти же носят личный, случайный характер; в-

пятых, такие процессы, как принятие решений, коммуникации, информационные

потоки, контроль, поощрение и наказание, имеющие решающее значение для

обеспечения выполнения функций организации; в-шестых, единую

организационную систему, которая понимается не как особый дополнительный

признак, а как внутренняя согласованность, которая должна быть достигнута

между всеми вышеуказанными элементами организации.

Когда делается выбор модели построения и идет процесс построения или

модернизации организационной структуры государственного управления, то при

этом учитывается много условий и факторов, а также элементов, включаемых в

организацию, и вместе с тем преследуется много сугубо управленческих целей.

От избранной и созданной модели организационной структуры зависит

впоследствии рациональность и эффективность государственного управления.

В организационных структурах, в том числе и государственного управления,

используется несколько организационных оснований, формирующих

соответствующие типы структур.

Линейное основание создает структуру, при которой преобладает

вертикальная, однонаправленная подчиненность государственных органов,

образующая в завершенном виде строгую иерархическую пирамиду. Здесь обычно

строго соблюдается единоначалие, когда одно лицо на каждом уровне вертикали

сосредоточивает в своих руках ведение управленческих процессов в

возглавляемом им государственном органе, и единство распорядительства,

когда исполнительные команды передаются строго от одного лица к другому.

Линейный тип структуры жестко формализован и придает ей устойчивость,

надежность, последовательность. Он благоприятен для исполнения, четкого

проведения в жизнь властных требований. Но в нем слабо выражены обратные

связи, ограниченно представлено многообразие жизни, что снижает его

универсальность и эффективность.

Функциональное основание ведет к формированию государственных органов,

специально приспособленных к ведению конкретных функций управления. Это

позволяет под каждую из реализуемых функций управления подобрать высоко

профессиональный аппарат специалистов. В то же время данное основание

порождает очень сложную проблему межфункциональной координации, которая

ограничивает достоинства специализированного ведения отдельных функций

управления.

Линейно-функциональное основание обеспечивает соединение достоинств

линейного и функционального оснований и способствует созданию структуры, в

которой одни органы принимают управленческие решения и властно проводят их

в жизнь, а другие обеспечивают их информацией консультативного,

статистического, планирующего, координационного и иного свойства. В итоге

повышается уровень государственного управления.

Развитие самоуправленческих механизмов в управляемых объектах в

условиях демократии и рынка заставляет искать новые организационные

основания для структур управления. В последние десятилетия во многих

странах все большее внимание уделяется программно-целевому основанию, в

соответствии с которым в основу организационной структуры закладывается

какая-либо цель (либо сумма целей) или комплексная программа и им

подчиняются соответствующие элементы и их взаимосвязи

Это способствует интеграции интеллектуальных, природных,

производственных, информационных и иных ресурсов для решения актуальных

общественных проблем.

Свою роль в этом отношении может сыграть так называемое матричное

основание структур управления, совмещающее линейное и программно-целевое

управление. Данный тип структуры, связанный, как правило, с территориальным

управлением, обеспечивающим комплексный подход к управленческим процессам

на определенной территории, будучи дополненным программно-целевыми

структурами, управляющими решением отдельных проблем, дает возможность

гибкого, адаптационного подхода к развивающимся, динамическим управляемым

объектам и умелой координации их многообразия.

В распоряжении проектировщиков организационной структуры

государственного управления или отдельных ее подсистем имеется немало

организационных оснований (типовых модулей), которые при необходимой

"привязке" их к объективным и субъективным условиям и факторам способны

поддерживать эту структуру в гармоничном и действенном состоянии. Все

зависит от желания и умения ими воспользоваться.

2.3 Орган, звено, подсистема субъекта государственного

управления.

Признание государственного органа в качестве системообразующего

элемента организационной структуры государственного управления требует

специального рассмотрения типовых внешних взаимосвязей, формирующих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты