власти, традиционно занимающихся исключительно управлением, но и систему
организационных связей, влияющих на управление, то нельзя не признать, что
эта структура подключает к управлению различные проявления, стороны,
зависимости практически всех органов государственной власти и местного
самоуправления, которые в той или иной степени соучаствуют в формировании и
реализации государственно-управляющих действии.
2.2 Построение организационной структуры государственного управления
Среди внешних условий и факторов, находящихся как бы вне государственного
управления, особое значение принадлежит комплексу объективных условий, в
пределах и на основе которых функционирует данное государство. Как
показывает опыт, попытки, не замечая этих условий, "внедрять" взятую откуда-
нибудь модель организационной структуры государственного управления, даже
вроде бы удачную (в соответствующих условиях), мало что дают. Любое
копирование без адаптации к собственным объективным условиям не
обеспечивает должной эффективности организационной структуры
государственного управления
Сильное, во многом определяющее влияние на организационную структуру
государственного управления оказывают состояние и размещение управляемых
объектов. Субъект управления (государственный аппарат) не должен
воспроизводить в себе все элементы и взаимосвязи общественной системы.
Достаточно выделения актуальных управляемых объектов и обеспечения
воздействия на их управляющие параметры. Но если это сделано и государство
берет на себя функции управления теми или иными общественными процессами,
то оно в организационной структуре своего управления обязано
предусматривать необходимые взаимосвязи с данными процессами и прохождение
по ним требуемой силы управляющих воздействий. Традиционно по объектному
основанию в организационной структуре государственного управления различают
"блоки" органов управления: а) экономическими процессами; б) социально-
культурными процессами; в) административно-политическими процессами. В этом
аспекте все зависит от структуры управленческих потребностей управляемых
объектов.
По отношению к организационной структуре государственного управления в
качестве объективных выступают общественные функции государства, проводимая
им государственная политика и возникающие на их основе цели и функции
государственного управления. Разумеется, что в организационной структуре
государственного управления должно быть сосредоточено столько
организационного потенциала, сколько достаточно для рационального, полного
и эффективного осуществления каждой из общественных функций государства —
политической, социальной, экономической и международной. В серьезном
организационном обеспечении нуждается также каждое из основных направлений
государственной политики. И конечно, цели и функции государственного
управления должны опираться на определенные организационные возможности.
Многое определяется также внутренними условиями и факторами,
содержащимися в самом государственном управлении. Это человеческий
потенциал, особенно находящийся в государственном аппарате, замещающий
политические и административные государственные должности. Слабая
подготовка и малая компетентность управленческих кадров обычно ведут из-за
необходимости компенсации данных явлений к разбуханию и усложнению
организационной структуры государственного управления.
Информационное обеспечение государственного управления, связанное, с
одной стороны, с адекватным отражением управленческих потребностей и
интересов управляемых объектов, а с другой — с концентрацией и направлением
управленческих ресурсов субъектов управления на практическую реализацию
целей и функций государственного управления. Информация призвана соединять
в управлении объективное и субъективное, нести достоверные данные об
объективизации и объективации любого управленческого процесса. Когда такой
информации нет или ее недостаточно, то государственное управление
функционирует либо вхолостую, либо с большими помехами.
Демократизм государственного управления, позволяющий обществу свободно и
постоянно выдвигать перед государством (его аппаратом) свои проблемы и
запросы, вводить в управление свой интеллектуальный потенциал, а
государственным органам непосредственно ощущать общественную пользу своих
управляющих воздействий. Наконец, это стиль государственного управления, в
котором воплощается способность управленческих кадров осваивать современные
научные методы и технические средства управления и использовать их в целях
более рационального и эффективного управления общественными процессами.
Для выбора модели построения организационной структуры государственного
управления и отвечающих ей организационных оснований важное значение имеет
понимание организации как свойства определенного общественного явления и
одновременно как источника ("генератора") возможностей этого же самого
общественного явления. Организация — это комплекс взаимосвязанных
элементов, к которым относят: "во-первых, цель, задачу (или задачи); во-
вторых, разработку системы мероприятий для реализации цели и разделения
задачи на отдельные виды работ, которые могут быть поручены определенным
членам внутри организации; в-третьих, интеграцию отдельных работ в
соответствующих подразделениях, которые могли бы их координировать
различными средствами, включая сюда и формальную иерархическую структуру; в-
четвертых, мотивацию, взаимодействие, поведение, взгляды членов
организации, которые отчасти определяются мероприятиями, направленными на
реализацию ее целей, а отчасти же носят личный, случайный характер; в-
пятых, такие процессы, как принятие решений, коммуникации, информационные
потоки, контроль, поощрение и наказание, имеющие решающее значение для
обеспечения выполнения функций организации; в-шестых, единую
организационную систему, которая понимается не как особый дополнительный
признак, а как внутренняя согласованность, которая должна быть достигнута
между всеми вышеуказанными элементами организации.
Когда делается выбор модели построения и идет процесс построения или
модернизации организационной структуры государственного управления, то при
этом учитывается много условий и факторов, а также элементов, включаемых в
организацию, и вместе с тем преследуется много сугубо управленческих целей.
От избранной и созданной модели организационной структуры зависит
впоследствии рациональность и эффективность государственного управления.
В организационных структурах, в том числе и государственного управления,
используется несколько организационных оснований, формирующих
соответствующие типы структур.
Линейное основание создает структуру, при которой преобладает
вертикальная, однонаправленная подчиненность государственных органов,
образующая в завершенном виде строгую иерархическую пирамиду. Здесь обычно
строго соблюдается единоначалие, когда одно лицо на каждом уровне вертикали
сосредоточивает в своих руках ведение управленческих процессов в
возглавляемом им государственном органе, и единство распорядительства,
когда исполнительные команды передаются строго от одного лица к другому.
Линейный тип структуры жестко формализован и придает ей устойчивость,
надежность, последовательность. Он благоприятен для исполнения, четкого
проведения в жизнь властных требований. Но в нем слабо выражены обратные
связи, ограниченно представлено многообразие жизни, что снижает его
универсальность и эффективность.
Функциональное основание ведет к формированию государственных органов,
специально приспособленных к ведению конкретных функций управления. Это
позволяет под каждую из реализуемых функций управления подобрать высоко
профессиональный аппарат специалистов. В то же время данное основание
порождает очень сложную проблему межфункциональной координации, которая
ограничивает достоинства специализированного ведения отдельных функций
управления.
Линейно-функциональное основание обеспечивает соединение достоинств
линейного и функционального оснований и способствует созданию структуры, в
которой одни органы принимают управленческие решения и властно проводят их
в жизнь, а другие обеспечивают их информацией консультативного,
статистического, планирующего, координационного и иного свойства. В итоге
повышается уровень государственного управления.
Развитие самоуправленческих механизмов в управляемых объектах в
условиях демократии и рынка заставляет искать новые организационные
основания для структур управления. В последние десятилетия во многих
странах все большее внимание уделяется программно-целевому основанию, в
соответствии с которым в основу организационной структуры закладывается
какая-либо цель (либо сумма целей) или комплексная программа и им
подчиняются соответствующие элементы и их взаимосвязи
Это способствует интеграции интеллектуальных, природных,
производственных, информационных и иных ресурсов для решения актуальных
общественных проблем.
Свою роль в этом отношении может сыграть так называемое матричное
основание структур управления, совмещающее линейное и программно-целевое
управление. Данный тип структуры, связанный, как правило, с территориальным
управлением, обеспечивающим комплексный подход к управленческим процессам
на определенной территории, будучи дополненным программно-целевыми
структурами, управляющими решением отдельных проблем, дает возможность
гибкого, адаптационного подхода к развивающимся, динамическим управляемым
объектам и умелой координации их многообразия.
В распоряжении проектировщиков организационной структуры
государственного управления или отдельных ее подсистем имеется немало
организационных оснований (типовых модулей), которые при необходимой
"привязке" их к объективным и субъективным условиям и факторам способны
поддерживать эту структуру в гармоничном и действенном состоянии. Все
зависит от желания и умения ими воспользоваться.
2.3 Орган, звено, подсистема субъекта государственного
управления.
Признание государственного органа в качестве системообразующего
элемента организационной структуры государственного управления требует
специального рассмотрения типовых внешних взаимосвязей, формирующих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8