(предопределяющих) его внутреннюю организацию
Каждая самостоятельная единичная структура управления должна иметь
такие внешние связи, которые были бы в состоянии обеспечивать и
регламентировать:
полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение
поставленной перед ним цели (подцели) либо функции управления;
сбалансированность целей всех звеньев определенного уровня управления
по отношению к целям вышестоящего уровня;
комплексность выполнения (взаимосвязанность) всех функций управления,
относящихся к реализации каждой поставленной цели, как по вертикали, так и
по горизонтали взаимодействия;
наиболее рациональные разделение и кооперацию усилий между звеньями и
уровнями государственного аппарата с точки зрения выполняемых функций
управления, минимизацию их дублирования, а также обоснованное
взаимодействие линейно-функционального и программно-целевого типов
структур;
концентрацию прав (полномочий) и ответственности при решении каждой
управленческой задачи за счет рационального перераспределения компетенции
на каждом уровне управления по горизонтали и делегирования полномочий по
вертикали;
полное соответствие организационно-экономического механизма контроля
исполнения объему компетенции в области ответственности и прав
(полномочий) принятия решений по каждой управленческой задаче.
При создании (преобразовании) государственного органа необходимо видеть
его положение в организационной структуре государственного управления и,
следовательно, руководствоваться существующими классификациями
государственных органов, особенно тех, которые реализуют функции
исполнительной власти. Единой классификации государственных органов,
действующих в сфере государственного управления, нет, ибо в каждой стране и
в каждый исторический момент она своеобразна и призвана отвечать запросам
дня. Но все же предложены следующие критерии, на основе которых она может
проводиться:
территориальный масштаб компетенции, исходя из которого органы делятся
на федеральные (центральные), органы субъектов Федерации, их местные
органы, а также органы местного самоуправления;
соподчиненность органов между собой, вследствие чего среди них
различают вышестоящие и нижестоящие;
порядок образования органов, по которому они подразделяются на
образуемые (вышестоящим органом в рамках его компетенции) и избираемые
(либо населением, либо представительным органом);
характер и содержание компетенции, что ведет к разделению на органы
общей, отраслевой и межотраслевой (функциональной) компетенции;
порядок разрешения вопросов компетенции, служащий основанием для
выделения органов коллегиального управления и органов единоличного
управления.
По источнику финансирования иногда различают органы бюджетные и
экономически самостоятельные (за счет отчислений от управляемых объектов),
но представляется, что органы государственного управления (в широком
смысле), связанные с властью, должны быть только бюджетными, хотя и
сохранять определенную стимулирующую зависимость, обусловленную качеством
управления.
Государственные органы в отношении управляемой системы выступают во
взаимосвязи и взаимодействии, объединенные в специализированную по тем или
иным признакам целостность. Такая целостность образует соответствующую
подсистему органов в организационной структуре государственного
управления.
Несмотря на множественность и разнообразие подсистем органов, среди
них можно выявить немало общего, определяющего место и роль подсистемы в
управлении общественными процессами:
в состав подсистемы входят государственные органы, компетенция которых
сформулирована по какому-либо одному ведущему признаку (область экономики,
сферы услуг, функция государственного управления, комплексная программа,
территория);
между органами, входящими в соответствующую подсистему, устанавливаются
прямые структурно-функциональные связи субординации;
каждая подсистема государственных органов внутренне организована (имеет
свою собственную структуру), обособлена от других подсистем и возглавляется
определенным центром — высшим органом в данной подсистеме;
органы и взаимосвязи определенной подсистемы государственных органов
обладают значительной устойчивостью, постоянством и выступают вовне (в том
числе и в организационной структуре государственного управления) в качестве
специфического единого целого;
подсистема государственных органов (и входящие в ее состав компоненты)
имеет особые, только ей присущие виды взаимодействия с управляемыми
объектами и другими подсистемами государственных органов.
Подсистемы государственных органов имеют как вертикальное построение (к
примеру, федеральные органы исполнительной власти), так и горизонтальное
(органы территориального управления субъекта, города, района). Необходимо
рациональное сочетание возможностей и ограничений каждой из подсистем, их
взаимодополнение и формирование сбалансированной организационной структуры
государственного управления. Это обеспечивается взаимосвязями ее
компонентов, благодаря чему достигается целостность подсистем и их
объединение в организационную структуру. В качестве существенных выделяются
следующие взаимосвязи:
построения, через которые происходит установление и преобразование как
всей организационной структуры, так и ее подсистем, отдельных органов, а
также внутренней организации и со става;
функциональные, отражающие каналы формирования и реализации внутренних
управленческих функций государственны органов и обеспечивающие целостность
и динамичность организационной структуры и ее составных частей;
типа "обратная связь", позволяющие постоянно контролировать активность
и целесообразность движения и структуры различных звеньев и отдельных
органов, проверять их соответствие объективным запросам;
информационные, создающие условия взаимообмена информацией между всеми
компонентами организационной структуры государственного управления.
Множественность и разнохарактерность компонентов (органов, звеньев,
подсистем) организационной структуры государственного управления
обусловливают актуальность ее правильного построения, необходимость
постоянного совершенствования структур различных звеньев, подсистем, их
взаимодействий и, главное, непрерывной рационализации ее связей с
управляемыми процессами. Основная проблема необходимого здесь системного
подхода заключается не столько в учете всего многообразия (т. е. всей
совокупности) связей, существующих в организационной структуре
государственного управления, особенно межиндивидуальных, сколько в анализе
и построении систематизированной типологии, фиксирующей разнокачественность
связей на каждом уровне и в каждом вертикальном срезе. А для этого нужны
как соответствующие знания, так и умение применить их на практике.
2.4 Организация государственного органа.
Под структурой государственного органа обычно понимается совокупность
его подразделений, а в них должностей, схема распределения между ними
функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих
подразделений и должностей. Структура государственного органа зависит от
его места в организационной структуре государственного управления, объема и
содержания его компетенции и соответственно роли в управлении общественными
процессами. Она всецело подчинена реализации компетенции государственного
органа и строится сверху вниз.
Необходимо учитывать, что между структурами различных государственных
органов существует организационная взаимозависимость. Особыми являются
отношения между органами со сложной и простой структурой. Смысл структуры
конкретного государственного органа можно понять лишь через раскрытие его
связей со структурой управляемых объектов и других государственных
органов, в том числе и различных по функциональному предназначению. Те
органы, которые непосредственно связаны с управляемыми объектами, прямо
воздействуют на общественные процессы, должны иметь структуру, во-первых,
отвечающую объективно необходимым запросам управляемых объектов в
управляющих воздействиях, во-вторых, обеспечивающую дифференциацию и
усиление управляющего воздействия со стороны вышестоящих органов. Для
государственных органов, занимающих в "иерархии" высшие ступени и
осуществляющих воздействие на управляемые объекты опосредованно, через
другие органы, необходима приспособленность структуры для выполнения этой
их целевой роли. Структура государственного органа призвана также
создавать условия для рациональной организации и эффективного руководства
деятельностью его собственного аппарата. Соответственно она должна
отвечать некоторым требованиям и формироваться на основе определенных
правил.
Среди них можно выделить следующие:
требование мобильности, в соответствии с которым численный состав и
количество внутренних подразделений государственного органа устанавливаются
по оптимальным критериям управляемости;
требование оперативности, определяющее сложность внутренних и внешних
связей государственного органа, быстроту и сохранность прохождения
управленческой информации, своевременность принятия и организации
исполнения решений;
требование экономичности, которое обусловливает необходимость
определения стоимости содержания аппарата управления и затрат на
осуществление управленческой деятельности его сотрудниками.
Особую проблему при формировании и оценке структуры государственного
органа представляет определение потенциальной нормы управляемости,
отталкиваясь от которой можно полагать, что данная структура справится с
возложенными на нее целями, функциями и полномочиями, является достаточной
и может гарантировать необходимый уровень управления соответствующими
процессами.
Поэтому если подходить к структуре государственного органа с точки
зрения ее рациональности и эффективности, то надо просчитать ("взвесить")
немало факторов, порой противоречащих друг другу, прежде чем прийти к
выводу о ее соответствии закрепленной компетенции. Точкой отсчета здесь
являются два момента: организационно-правовая форма реализации компетенции
(нормативно установленная) и соответственно руководящее звено,
уполномоченное на реализацию этой компетенции в должной форме.
Первая задача в построении структуры любого государственного органа —
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8