Сущность государственного управления в РБ

(предопределяющих) его внутреннюю организацию

Каждая самостоятельная единичная структура управления должна иметь

такие внешние связи, которые были бы в состоянии обеспечивать и

регламентировать:

полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение

поставленной перед ним цели (подцели) либо функции управления;

сбалансированность целей всех звеньев определенного уровня управления

по отношению к целям вышестоящего уровня;

комплексность выполнения (взаимосвязанность) всех функций управления,

относящихся к реализации каждой поставленной цели, как по вертикали, так и

по горизонтали взаимодействия;

наиболее рациональные разделение и кооперацию усилий между звеньями и

уровнями государственного аппарата с точки зрения выполняемых функций

управления, минимизацию их дублирования, а также обоснованное

взаимодействие линейно-функционального и программно-целевого типов

структур;

концентрацию прав (полномочий) и ответственности при решении каждой

управленческой задачи за счет рационального перераспределения компетенции

на каждом уровне управления по горизонтали и делегирования полномочий по

вертикали;

полное соответствие организационно-экономического механизма контроля

исполнения объему компетенции в области ответственности и прав

(полномочий) принятия решений по каждой управленческой задаче.

При создании (преобразовании) государственного органа необходимо видеть

его положение в организационной структуре государственного управления и,

следовательно, руководствоваться существующими классификациями

государственных органов, особенно тех, которые реализуют функции

исполнительной власти. Единой классификации государственных органов,

действующих в сфере государственного управления, нет, ибо в каждой стране и

в каждый исторический момент она своеобразна и призвана отвечать запросам

дня. Но все же предложены следующие критерии, на основе которых она может

проводиться:

территориальный масштаб компетенции, исходя из которого органы делятся

на федеральные (центральные), органы субъектов Федерации, их местные

органы, а также органы местного самоуправления;

соподчиненность органов между собой, вследствие чего среди них

различают вышестоящие и нижестоящие;

порядок образования органов, по которому они подразделяются на

образуемые (вышестоящим органом в рамках его компетенции) и избираемые

(либо населением, либо представительным органом);

характер и содержание компетенции, что ведет к разделению на органы

общей, отраслевой и межотраслевой (функциональной) компетенции;

порядок разрешения вопросов компетенции, служащий основанием для

выделения органов коллегиального управления и органов единоличного

управления.

По источнику финансирования иногда различают органы бюджетные и

экономически самостоятельные (за счет отчислений от управляемых объектов),

но представляется, что органы государственного управления (в широком

смысле), связанные с властью, должны быть только бюджетными, хотя и

сохранять определенную стимулирующую зависимость, обусловленную качеством

управления.

Государственные органы в отношении управляемой системы выступают во

взаимосвязи и взаимодействии, объединенные в специализированную по тем или

иным признакам целостность. Такая целостность образует соответствующую

подсистему органов в организационной структуре государственного

управления.

Несмотря на множественность и разнообразие подсистем органов, среди

них можно выявить немало общего, определяющего место и роль подсистемы в

управлении общественными процессами:

в состав подсистемы входят государственные органы, компетенция которых

сформулирована по какому-либо одному ведущему признаку (область экономики,

сферы услуг, функция государственного управления, комплексная программа,

территория);

между органами, входящими в соответствующую подсистему, устанавливаются

прямые структурно-функциональные связи субординации;

каждая подсистема государственных органов внутренне организована (имеет

свою собственную структуру), обособлена от других подсистем и возглавляется

определенным центром — высшим органом в данной подсистеме;

органы и взаимосвязи определенной подсистемы государственных органов

обладают значительной устойчивостью, постоянством и выступают вовне (в том

числе и в организационной структуре государственного управления) в качестве

специфического единого целого;

подсистема государственных органов (и входящие в ее состав компоненты)

имеет особые, только ей присущие виды взаимодействия с управляемыми

объектами и другими подсистемами государственных органов.

Подсистемы государственных органов имеют как вертикальное построение (к

примеру, федеральные органы исполнительной власти), так и горизонтальное

(органы территориального управления субъекта, города, района). Необходимо

рациональное сочетание возможностей и ограничений каждой из подсистем, их

взаимодополнение и формирование сбалансированной организационной структуры

государственного управления. Это обеспечивается взаимосвязями ее

компонентов, благодаря чему достигается целостность подсистем и их

объединение в организационную структуру. В качестве существенных выделяются

следующие взаимосвязи:

построения, через которые происходит установление и преобразование как

всей организационной структуры, так и ее подсистем, отдельных органов, а

также внутренней организации и со става;

функциональные, отражающие каналы формирования и реализации внутренних

управленческих функций государственны органов и обеспечивающие целостность

и динамичность организационной структуры и ее составных частей;

типа "обратная связь", позволяющие постоянно контролировать активность

и целесообразность движения и структуры различных звеньев и отдельных

органов, проверять их соответствие объективным запросам;

информационные, создающие условия взаимообмена информацией между всеми

компонентами организационной структуры государственного управления.

Множественность и разнохарактерность компонентов (органов, звеньев,

подсистем) организационной структуры государственного управления

обусловливают актуальность ее правильного построения, необходимость

постоянного совершенствования структур различных звеньев, подсистем, их

взаимодействий и, главное, непрерывной рационализации ее связей с

управляемыми процессами. Основная проблема необходимого здесь системного

подхода заключается не столько в учете всего многообразия (т. е. всей

совокупности) связей, существующих в организационной структуре

государственного управления, особенно межиндивидуальных, сколько в анализе

и построении систематизированной типологии, фиксирующей разнокачественность

связей на каждом уровне и в каждом вертикальном срезе. А для этого нужны

как соответствующие знания, так и умение применить их на практике.

2.4 Организация государственного органа.

Под структурой государственного органа обычно понимается совокупность

его подразделений, а в них должностей, схема распределения между ними

функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих

подразделений и должностей. Структура государственного органа зависит от

его места в организационной структуре государственного управления, объема и

содержания его компетенции и соответственно роли в управлении общественными

процессами. Она всецело подчинена реализации компетенции государственного

органа и строится сверху вниз.

Необходимо учитывать, что между структурами различных государственных

органов существует организационная взаимозависимость. Особыми являются

отношения между органами со сложной и простой структурой. Смысл структуры

конкретного государственного органа можно понять лишь через раскрытие его

связей со структурой управляемых объектов и других государственных

органов, в том числе и различных по функциональному предназначению. Те

органы, которые непосредственно связаны с управляемыми объектами, прямо

воздействуют на общественные процессы, должны иметь структуру, во-первых,

отвечающую объективно необходимым запросам управляемых объектов в

управляющих воздействиях, во-вторых, обеспечивающую дифференциацию и

усиление управляющего воздействия со стороны вышестоящих органов. Для

государственных органов, занимающих в "иерархии" высшие ступени и

осуществляющих воздействие на управляемые объекты опосредованно, через

другие органы, необходима приспособленность структуры для выполнения этой

их целевой роли. Структура государственного органа призвана также

создавать условия для рациональной организации и эффективного руководства

деятельностью его собственного аппарата. Соответственно она должна

отвечать некоторым требованиям и формироваться на основе определенных

правил.

Среди них можно выделить следующие:

требование мобильности, в соответствии с которым численный состав и

количество внутренних подразделений государственного органа устанавливаются

по оптимальным критериям управляемости;

требование оперативности, определяющее сложность внутренних и внешних

связей государственного органа, быстроту и сохранность прохождения

управленческой информации, своевременность принятия и организации

исполнения решений;

требование экономичности, которое обусловливает необходимость

определения стоимости содержания аппарата управления и затрат на

осуществление управленческой деятельности его сотрудниками.

Особую проблему при формировании и оценке структуры государственного

органа представляет определение потенциальной нормы управляемости,

отталкиваясь от которой можно полагать, что данная структура справится с

возложенными на нее целями, функциями и полномочиями, является достаточной

и может гарантировать необходимый уровень управления соответствующими

процессами.

Поэтому если подходить к структуре государственного органа с точки

зрения ее рациональности и эффективности, то надо просчитать ("взвесить")

немало факторов, порой противоречащих друг другу, прежде чем прийти к

выводу о ее соответствии закрепленной компетенции. Точкой отсчета здесь

являются два момента: организационно-правовая форма реализации компетенции

(нормативно установленная) и соответственно руководящее звено,

уполномоченное на реализацию этой компетенции в должной форме.

Первая задача в построении структуры любого государственного органа —

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты