Теория управления

Теория управления

1. Понятие «управление» и предмет изучения дисциплины «Теория

управления».

Управление – сознательное, целенаправленное воздействие со стороны

субъектов и органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с

целью направлять их действия для получения желаемого результата.

Менеджмент (Теория управления) – управление производством, основанное

на совокупности методов, принципов, средств управления для повышения

эффективности и прибыльности производства.

Теория – совокупность научных положений, система знаний по какому –

либо вопросу.

2. Сущность управления и основное содержание процесса управления.

Самое простое представление системы управления:

К объектам относятся: коллектив, производственный процесс,

предприятия.

Процесс управления с точки зрения открытых систем.

Влияние цели на внешнюю среду

Влияние цели на организацию

Организация – это группа лиц, деятельность которых сознательно

координируется для достижения общих целей.

С точки зрения управления организации могут быть формальными и

неформальными.

Признаки, характеризующие организацию:

. Наличие цели

. Наличие в организации некоторого количества участников

. Наличие внутреннего координационного центра

. Координация внутренних процессов путём саморегулирования

. Обособленность

. Организационная культура.

Руководители – лица, осуществляющие управленческую деятельность. Для

организации это управленческий аппарат.

3. Цели и принципы управления организацией.

Цель – это желаемое и достижимое состояние объекта управления,

прогнозируемый результат его деятельности. Всегда имеет количественную

характеристику.

Процесс постановки целей.

Классификация целей:

По периоду установления: оперативные, тактические и стратегические.

По содержанию: экономические, организационные, политические, научно –

технические, политические, социальные, производственые.

По приоритетности: особо приоритетные, приоритетные и прочие.

По измеряемости: количественные и качественные.

По повторяемости: повторяющиеся (постоянные) и разовые.

По иерархии: цели организации и цели подразделений.

По стадиям жизненного цикла: цели на стадиях: проектирования, создания,

зрелости объекта, завершения жизненного цикла.

Требования к целям:

Направление цели –подразумевает определение сфер деятельности

Требования к целям (реальность, детализованность по подразделениям,

измеримость, однозначность, непротиворечивость цели).

Правила задания целей: цели задаются с учетом объемов работ, сроков

исполнения, исполнителей, исходя из имеющихся возможностей.

Для целеполагания используется дерево целей.

Построение дерева целей состоит из 4 этапов:

Определение круга полномочий и обязанностей всех работников организаций

Разработка целей управления в рамках установленных обязанностей.

Составление реальных планов достижения поставленных целей.

Контроль, оценка работы каждого исполнителя.

Принципы – правила руководства.

Научность в сочетании с искусством.

Целенаправленность управления

Оптимальное сочетание целенаправленного управления объектом с его

саморегулированием.

Последовательность управленческого процесса.

Функциональная специализация в сочетании с универсальностью.

Учёт личных особенностей работника.

Обеспечение прав, обязанностей и ответственности работников.

Обеспечение заинтересованности работников в достижении общей цели.

Обеспечение состязательности работников управления.

4. Методы управленческого воздействия.

1) Организационные- правильно организованное нормирование,

регламентирование, организации – пассивный метод.

2) Административные – методы гласной мотивации – сводятся к открытому

принуждению людей к выполнению той или иной работы; условие-

однозначность, минимальная самостоятельность исполнителей.

3) Экономические- в их основе лежит матер. заинтересованность исполнителей

в результате их работы.

4) Социально-психологические- создание благоприятного морально-псих.

климата в коллективе для получения большей от него отдачи; выявление и

развитие индивидуальных способностей для достижения максимальной

самореализации работников в производственном процессе.

5) Математического моделирования- использование математического аппарата

для прогнозирования управленческих процессов.

Внешняя и внутренняя среда управления.

Внутреннюю среду упр-я определяет след. Факторы:

1. Цели – «ядро» среды

2. Структура

3. Задачи

4. Технология

5. Люди (кадры)

Схема внутренней среды упр-я.

Внешняя среда управления.

Среда прямого воздействия

Среда косвенного воздействия

Экономическая система НТП

междунар. отн-я

Политическая система

Социальная система

Взаимодействие внешней и внутренней среды управления.

Экономич.

Политич. Социальная Междунар. НТП

Система

система система отношения

Поставщики

Потребители Законодательная Конкуренты

Ресурсов

база

6. Уровни управления и состав управленческого аппарата.

Технический персонал – лица, осуществляющие вспомогательные функции и

обеспечивающие работу специалистов и руководителей.

Специалисты – лица, осуществляющие информационную и методическую работу.

Руководители – лица, руководящие коллективом людей и уполномоченные

принимать управленческие решения.

3 уровень – технический

уровень – занимается оперативным управлением.

2 уровень – средний уровень

– управленческий уровень: начальники отделов, цехов и др.

1 – высший уровень

управления – институционный уровень управления: президенты, зам.

директоров – стратегическое

управление.

7. Функции управления организацией.

V Планирование деятельности предприятия

Планы: стратегические – высшее звено, текущие (1 год) – среднее звено,

оперативные – низшее звено.

Стратегия – процесс формулирования долговременных целей и выбор надлежащих

направлений деятельности.

9 факторов, которыми определяется стратегия предприятия ( по Карлову):

Корпоративная миссия – это чётко сформулированная причина деятельности

предприятия.

Конкурентные преимущества.

Организация бизнеса (структурное деление)

Продукция предприятия.

Ресурсы

Ожидаемые изменения в структуре фирмы.

Рынки и их границы.

Программы совершенствования производства, расширения рынков сбыта,

проведение НИОКР.

Культура и компетентность менеджеров предприятия – уровень образования,

способность к лидерству и т.д.

Экономическая стратегия:

Стратегии, реализуемые во внешнюю среду предприятием: товарная стратегия,

стратегия ценообразования, стратегия взаимодействия предприятия с рынками

ресурсов, стратегия поведения на рынке ценных бумаг, стратегия снижения

трансакционных издержек, стратегия внешнеэкономической деятельности.

Стратегии, реализуемые во внутренней среде предприятия: стратегия снижения

производственных издержек, стратегия инвестиционной деятельности, стратегия

стимулирования персонала.

Стратегии предотвращения несостоятельности предприятия.

Разновидности стратегий предприятия:

Стратегия лидерства по затратам – предприятие старается максимально снизить

затраты, связанные с производством продуктов, без ущерба качеству – для

крупных предприятий.

Стратегия дифференциации – предприятие стремится к такой дифференциации

продукта, которая предопределяет его исключительность и оригинальность:

стратегия совершенствования, специализации, обеднения, сужения.

Стратегия концентрации – удовлетворение спроса определённого круга

потребителей за счёт концентрации внимания на выбранном сегменте рынка.

Стратегия горизонтальной интеграции – стратегия соединения предприятий

путём слияния или выкупа.

Стратегия вертикальной интеграции – объединение друг с другом подразделений

внутри предприятия, связанных между собой технологически.

Стратегия диверсификации. Диверсификация – вхождение фирмы в новые сегменты

рынка.

Типы дивесификации:

o Концентрическая – предприятие развивается в направлении новых продуктов,

но сходных с его традиционной деятельностью.

o Конгломерационная – вовлечение предприятия в новые сферы деятельности,

отличные от его традиционной деятельности.

Стратегия сужения поля деятельности – ликвидация низкоэффективных сфер

деятельности – применяется в период спадов экономики.

Стратегия ликвидации – наименее привлекательна – прекращение какой либо

деятельности на предприятии.

Стратегия реструктуризации – применяется для «торможения» процесса

экономического ухудшения состояния предприятия. 2 вида реструктуризации:

предметная – функционирование предприятия; субъективная – преобразование

формы собственности на предприятии.

Стратегия развития в сфере «продукт – рынок».

Планирование бывает 2 видов:

o Текущее планирование – план реализации стратегических перспектив

организации. Он включает в себя: план производства; план маркетинга; план

по менеджменту; финансовый план.

o Оперативное планирование. 3 вида: квартальные, месячные, недельные. Они

состоят из следующих элементов:

Производственные программы

Оперативные задания по подразделениям.

Планы графика прохождения продукта по технологической цепочке.

Для организации оперативного планирования могут быть использованы следующие

системы:

диспетчеризация.

Точного времени

«Канбан» – система карточек заказов на определённые объёмы деталей для

участков и технологических линий.

V Организация – заключается в создании условий, способствующих достижению

целей и реализации планов.

Функция организации понимается в 2 аспектах:

Организационное построение – структура управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты