Теория управления
1. Понятие «управление» и предмет изучения дисциплины «Теория
управления».
Управление – сознательное, целенаправленное воздействие со стороны
субъектов и органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с
целью направлять их действия для получения желаемого результата.
Менеджмент (Теория управления) – управление производством, основанное
на совокупности методов, принципов, средств управления для повышения
эффективности и прибыльности производства.
Теория – совокупность научных положений, система знаний по какому –
либо вопросу.
2. Сущность управления и основное содержание процесса управления.
Самое простое представление системы управления:
К объектам относятся: коллектив, производственный процесс,
предприятия.
Процесс управления с точки зрения открытых систем.
Влияние цели на внешнюю среду
Влияние цели на организацию
Организация – это группа лиц, деятельность которых сознательно
координируется для достижения общих целей.
С точки зрения управления организации могут быть формальными и
неформальными.
Признаки, характеризующие организацию:
. Наличие цели
. Наличие в организации некоторого количества участников
. Наличие внутреннего координационного центра
. Координация внутренних процессов путём саморегулирования
. Обособленность
. Организационная культура.
Руководители – лица, осуществляющие управленческую деятельность. Для
организации это управленческий аппарат.
3. Цели и принципы управления организацией.
Цель – это желаемое и достижимое состояние объекта управления,
прогнозируемый результат его деятельности. Всегда имеет количественную
характеристику.
Процесс постановки целей.
Классификация целей:
По периоду установления: оперативные, тактические и стратегические.
По содержанию: экономические, организационные, политические, научно –
технические, политические, социальные, производственые.
По приоритетности: особо приоритетные, приоритетные и прочие.
По измеряемости: количественные и качественные.
По повторяемости: повторяющиеся (постоянные) и разовые.
По иерархии: цели организации и цели подразделений.
По стадиям жизненного цикла: цели на стадиях: проектирования, создания,
зрелости объекта, завершения жизненного цикла.
Требования к целям:
Направление цели –подразумевает определение сфер деятельности
Требования к целям (реальность, детализованность по подразделениям,
измеримость, однозначность, непротиворечивость цели).
Правила задания целей: цели задаются с учетом объемов работ, сроков
исполнения, исполнителей, исходя из имеющихся возможностей.
Для целеполагания используется дерево целей.
Построение дерева целей состоит из 4 этапов:
Определение круга полномочий и обязанностей всех работников организаций
Разработка целей управления в рамках установленных обязанностей.
Составление реальных планов достижения поставленных целей.
Контроль, оценка работы каждого исполнителя.
Принципы – правила руководства.
Научность в сочетании с искусством.
Целенаправленность управления
Оптимальное сочетание целенаправленного управления объектом с его
саморегулированием.
Последовательность управленческого процесса.
Функциональная специализация в сочетании с универсальностью.
Учёт личных особенностей работника.
Обеспечение прав, обязанностей и ответственности работников.
Обеспечение заинтересованности работников в достижении общей цели.
Обеспечение состязательности работников управления.
4. Методы управленческого воздействия.
1) Организационные- правильно организованное нормирование,
регламентирование, организации – пассивный метод.
2) Административные – методы гласной мотивации – сводятся к открытому
принуждению людей к выполнению той или иной работы; условие-
однозначность, минимальная самостоятельность исполнителей.
3) Экономические- в их основе лежит матер. заинтересованность исполнителей
в результате их работы.
4) Социально-психологические- создание благоприятного морально-псих.
климата в коллективе для получения большей от него отдачи; выявление и
развитие индивидуальных способностей для достижения максимальной
самореализации работников в производственном процессе.
5) Математического моделирования- использование математического аппарата
для прогнозирования управленческих процессов.
Внешняя и внутренняя среда управления.
Внутреннюю среду упр-я определяет след. Факторы:
1. Цели – «ядро» среды
2. Структура
3. Задачи
4. Технология
5. Люди (кадры)
Схема внутренней среды упр-я.
Внешняя среда управления.
Среда прямого воздействия
Среда косвенного воздействия
Экономическая система НТП
междунар. отн-я
Политическая система
Социальная система
Взаимодействие внешней и внутренней среды управления.
Экономич.
Политич. Социальная Междунар. НТП
Система
система система отношения
Поставщики
Потребители Законодательная Конкуренты
Ресурсов
база
6. Уровни управления и состав управленческого аппарата.
Технический персонал – лица, осуществляющие вспомогательные функции и
обеспечивающие работу специалистов и руководителей.
Специалисты – лица, осуществляющие информационную и методическую работу.
Руководители – лица, руководящие коллективом людей и уполномоченные
принимать управленческие решения.
3 уровень – технический
уровень – занимается оперативным управлением.
2 уровень – средний уровень
– управленческий уровень: начальники отделов, цехов и др.
1 – высший уровень
управления – институционный уровень управления: президенты, зам.
директоров – стратегическое
управление.
7. Функции управления организацией.
V Планирование деятельности предприятия
Планы: стратегические – высшее звено, текущие (1 год) – среднее звено,
оперативные – низшее звено.
Стратегия – процесс формулирования долговременных целей и выбор надлежащих
направлений деятельности.
9 факторов, которыми определяется стратегия предприятия ( по Карлову):
Корпоративная миссия – это чётко сформулированная причина деятельности
предприятия.
Конкурентные преимущества.
Организация бизнеса (структурное деление)
Продукция предприятия.
Ресурсы
Ожидаемые изменения в структуре фирмы.
Рынки и их границы.
Программы совершенствования производства, расширения рынков сбыта,
проведение НИОКР.
Культура и компетентность менеджеров предприятия – уровень образования,
способность к лидерству и т.д.
Экономическая стратегия:
Стратегии, реализуемые во внешнюю среду предприятием: товарная стратегия,
стратегия ценообразования, стратегия взаимодействия предприятия с рынками
ресурсов, стратегия поведения на рынке ценных бумаг, стратегия снижения
трансакционных издержек, стратегия внешнеэкономической деятельности.
Стратегии, реализуемые во внутренней среде предприятия: стратегия снижения
производственных издержек, стратегия инвестиционной деятельности, стратегия
стимулирования персонала.
Стратегии предотвращения несостоятельности предприятия.
Разновидности стратегий предприятия:
Стратегия лидерства по затратам – предприятие старается максимально снизить
затраты, связанные с производством продуктов, без ущерба качеству – для
крупных предприятий.
Стратегия дифференциации – предприятие стремится к такой дифференциации
продукта, которая предопределяет его исключительность и оригинальность:
стратегия совершенствования, специализации, обеднения, сужения.
Стратегия концентрации – удовлетворение спроса определённого круга
потребителей за счёт концентрации внимания на выбранном сегменте рынка.
Стратегия горизонтальной интеграции – стратегия соединения предприятий
путём слияния или выкупа.
Стратегия вертикальной интеграции – объединение друг с другом подразделений
внутри предприятия, связанных между собой технологически.
Стратегия диверсификации. Диверсификация – вхождение фирмы в новые сегменты
рынка.
Типы дивесификации:
o Концентрическая – предприятие развивается в направлении новых продуктов,
но сходных с его традиционной деятельностью.
o Конгломерационная – вовлечение предприятия в новые сферы деятельности,
отличные от его традиционной деятельности.
Стратегия сужения поля деятельности – ликвидация низкоэффективных сфер
деятельности – применяется в период спадов экономики.
Стратегия ликвидации – наименее привлекательна – прекращение какой либо
деятельности на предприятии.
Стратегия реструктуризации – применяется для «торможения» процесса
экономического ухудшения состояния предприятия. 2 вида реструктуризации:
предметная – функционирование предприятия; субъективная – преобразование
формы собственности на предприятии.
Стратегия развития в сфере «продукт – рынок».
Планирование бывает 2 видов:
o Текущее планирование – план реализации стратегических перспектив
организации. Он включает в себя: план производства; план маркетинга; план
по менеджменту; финансовый план.
o Оперативное планирование. 3 вида: квартальные, месячные, недельные. Они
состоят из следующих элементов:
Производственные программы
Оперативные задания по подразделениям.
Планы графика прохождения продукта по технологической цепочке.
Для организации оперативного планирования могут быть использованы следующие
системы:
диспетчеризация.
Точного времени
«Канбан» – система карточек заказов на определённые объёмы деталей для
участков и технологических линий.
V Организация – заключается в создании условий, способствующих достижению
целей и реализации планов.
Функция организации понимается в 2 аспектах:
Организационное построение – структура управления.