Устройство организации – взаимоотношения полномочий, связывающих высшие и
низшие уровни организации – позволяет распределить задачи, стоящие перед
организацией, и координировать их выполнение. Инструментом для
распределения задач и координации их выполнения является делегирование.
Делегированию подлежат задачи, полномочия и функциональная ответственность.
Преимущества при правильной постановке процесса делегирования:
Освобождает руководителя от решения второстепенных вопросов и выполнения
рутинных операций.
Способствует использованию профессиональных знаний и опыта сотрудника.
Стимулирует развитие способности, инициативы и компетентности.
Способствует повышению ответственности исполнителя.
V Мотивация – побудительная причина, повод к тому или иному действию.
Мотивация: внешняя (стимулирование) и внутренняя.
Мотивация – процесс формирования внутренних побудительных сил работника для
достижения личных целей и целей организации.
Модель мотивации трудового поведения.
10 основополагающих правил мотивации:
каждый может мотивировать
каждого можно мотивировать
только тот, кто мотивирован, может мотивировать
мотивация нуждается в целях
мотивация бесконечна
мотивация нуждается в признании
причастность мотивирует
успех мотивирует
вызов мотивирует
группы мотивируют
Функции стимулирования:
Экономическая – стимулирование направлено на повышение эффективности
функционирования организации и труда.
Социальная – стимулирование служит основой удовлетворения потребности
личности и её способности.
Психологическая – стимулирование показывает влияние на формирование
внутренних ценностей работника.
Воспитательная – стимулирование направлено на формирование нравственных
качеств работника.
Стимулирование трудовой деятельности:
. Материальное
Денежное – зарплаты, надбавки, единовременные выплаты.
Неденежное – предоставление льготных путёвок, подарков и т. д.
. Нематериальное
Социальное – принятие решений, продвижение по службе
Моральное – возможность удовлетворения потребности в признании труда
Творческое – удовлетворение потребности самовыражения
Социально – психологическая - создание благоприятного социально –
психологического климата в коллективе.
. Коллективное
. Индивидуальное
Требования к стимулированию:
Комплексность
Дифференцированность по результатам
Гласность
Гибкость и оперативность
Участие работников в организации стимулирования.
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ:
. Содержательные – связаны с изучением потребностей и использованием этих
потребностей в процессе трудовой деятельности: Маслоу, Герцберг, Мак
Клелланд.
. Процессуальные – работник распределяет свои усилия для достижения
конкретных целей и выбирает при этом конкретный вид поведения. Поведение
в труде – результат восприятий и ожиданий.
1. Теория ожиданий – базируется на 3 взаимосвязях:
Затраты труда – результаты
Результаты – вознаграждения
Вознаграждения – удовлетворение от вознаграждения.
2. Теория справедливости – индивидуальный доход к индивидуальным затратам
равны отношению дохода других к затратам других.
3. Модель мотивации Портера – Лоулера. Тезис: человек удовлетворяет свои
потребности посредством адекватного вознаграждения за свой труд.
V Контроль – процесс, с помощью которого руководство организации
определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в
корректировке.
Процедура контроля включает в себя следующие этапы:
Получение информации о состоянии управляемой системы (сбор)
Сравнение фактических данных и плановых показателей, выявление отклонений
(анализ)
Выявление причин отклонений
Принятие необходимых корректирующих действий.
Существуют виды контроля:
Текущий (контроль процесса) – носит периодический характер.
Контроль результата – проводится по выполнении работ или по определённым
календарным датам – характер постфактума (нельзя сделать корректировку).
Промежуточный контроль – является дополнением контроля процесса .
Цель контроля – выявление отклонений и устранение воздействия отрицательных
факторов.
Правила проведения контроля (по Зигерту и Лангу):
Контроль не должен ограничиваться инцидентами
Тотальный контроль делает людей неуверенными и несамостоятельными.
Контроль должен быть открытым.
Контролируют не только наиболее известный участок работы.
Не превращайте контроль в проформу.
Не контролируйте из недоверия.
Не держите своих выводов при себе.
Содержание стратегического управления.
Планы: стратегические – высшее звено, текущие (1 год) – среднее звено,
оперативные – низшее звено.
Стратегия – процесс формулирования долговременных целей и выбор надлежащих
направлений деятельности.
9 факторов, которыми определяется стратегия предприятия ( по Карлову):
Корпоративная миссия – это чётко сформулированная причина деятельности
предприятия.
Конкурентные преимущества.
Организация бизнеса (структурное деление)
Продукция предприятия.
Ресурсы
Ожидаемые изменения в структуре фирмы.
Рынки и их границы.
Программы совершенствования производства, расширения рынков сбыта,
проведение НИОКР.
Культура и компетентность менеджеров предприятия – уровень образования,
способность к лидерству и т.д.
Экономическая стратегия:
Стратегии, реализуемые во внешнюю среду предприятием: товарная стратегия,
стратегия ценообразования, стратегия взаимодействия предприятия с рынками
ресурсов, стратегия поведения на рынке ценных бумаг, стратегия снижения
трансакционных издержек, стратегия внешнеэкономической деятельности.
Стратегии, реализуемые во внутренней среде предприятия: стратегия снижения
производственных издержек, стратегия инвестиционной деятельности, стратегия
стимулирования персонала.
Стратегии предотвращения несостоятельности предприятия.
9. Разновидности стратегий предприятия:
Стратегия лидерства по затратам – предприятие старается максимально снизить
затраты, связанные с производством продуктов, без ущерба качеству – для
крупных предприятий.
Стратегия дифференциации – предприятие стремится к такой дифференциации
продукта, которая предопределяет его исключительность и оригинальность:
стратегия совершенствования, специализации, обеднения, сужения.
Стратегии концентрации – удовлетворение спроса определённого круга
потребителей за счёт концентрации внимания на выбранном сегменте рынка.
Стратегия горизонтальной интеграции – стратегия соединения предприятий
путём слияния или выкупа.
Стратегия вертикальной интеграции – объединение друг с другом подразделений
внутри предприятия, связанных между собой технологически.
Стратегия диверсификации. Диверсификация – вхождение фирмы в новые сегменты
рынка.
Типы дивесификации:
o Концентрическая – предприятие развивается в направлении новых продуктов,
но сходных с его традиционной деятельностью.
o Конгломерационная – вовлечение предприятия в новые сферы деятельности,
отличные от его традиционной деятельности.
Стратегия сужения поля деятельности – ликвидация низкоэффективных сфер
деятельности – применяется в период спадов экономики.
Стратегия ликвидации – наименее привлекательна – прекращение какой либо
деятельности на предприятии.
Стратегия реструктуризации – применяется для «торможения» процесса
экономического ухудшения состояния предприятия. 2 вида реструктуризации:
предметная – функционирование предприятия; субъективная – преобразование
формы собственности на предприятии.
Стратегия развития в сфере «продукт – рынок».
10. Текущее и оперативное планирование.
Планирование бывает 2 видов:
o Текущее планирование – план реализации стратегических перспектив
организации. Он включает в себя: план производства; план маркетинга; план
по менеджменту; финансовый план.
o Оперативное планирование. 3 вида: квартальные, месячные, недельные. Они
состоят из следующих элементов:
Производственные программы
Оперативные задания по подразделениям.
Планы графика прохождения продукта по технологической цепочке.
Для организации оперативного планирования могут быть использованы следующие
системы:
Диспетчеризация.
Точного времени
«Канбан» – система карточек заказов на определённые объёмы деталей для
участков и технологических линий.
Организационное построение предприятия.
Организационное построение предприятия – это структура управления этого
предприятия.
Устройство организации.
Устройство организации – взаимоотношения полномочий, связывающих высшие и
низшие уровни организации – позволяет распределить задачи, стоящие перед
организацией, и координировать их выполнение. Инструментом для
распределения задач и координации их выполнения является делегирование.
Делегированию подлежат задачи, полномочия и функциональная ответственность.
Преимущества при правильной постановке процесса делегирования:
Освобождает руководителя от решения второстепенных вопросов и выполнения
рутинных операций.
Способствует использованию профессиональных знаний и опыта сотрудника.
Стимулирует развитие способности, инициативы и компетентности.
Способствует повышению ответственности исполнителя.
Линейные и аппаратные полномочия.
Линейные полномочия передаются от начальника к подчинённому как прямая
линия. Они упрощают взаимоотношения подчинённых и начальников.
Штабные (аппаратные) полномочия ограничены, их виды:
Рекомендательные
Параллельные – цель – установление системы контроля для уравновешивания
власти.
Функциональные
Штабные полномочия помогают использовать специалистов без нарушения
единоначалия организации.
14. Функция мотивации труда работников.
Мотивация – побудительная причина, повод к тому или иному действию.
Мотивация: внешняя и внутренняя.
Мотивация – процесс формирования внутренних побудительных сил работника для
достижения личных целей и целей организации.
Модель мотивации трудового поведения.
10 основополагающих правил мотивации:
каждый может мотивировать
каждого можно мотивировать
только тот, кто мотивирован, может мотивировать
мотивация нуждается в целях
мотивация бесконечна
мотивация нуждается в признании
причастность мотивирует
успех мотивирует
вызов мотивирует
группы мотивируют
15. Характеристика стимулов трудовой деятельности.
Стимул – заострённая палка, которой в древности погоняли животных.
Функции стимулирования:
Экономическая – стимулирование направлено на повышение эффективности