положений:
1) Полное процветание невозможно без процветания ближнего.
2) Время от времени нужно ставить себя выше утилитарного расчёта.
3) Отношения между управляющим и рабочим должны развиваться в
диалектической форме.
4) Не нужно делать вид, что начальники и подчинённые находятся в равном
положении.
5) Наилучший способ не отстранение, а максимальное привлечение работников к
делам фирмы.
6) Нужно всем давать право голоса в управлении компанией и вести постоянный
конструктивный диалог.
33. Социально – экономические концепции формирования организационной
культуры управления:
1) Концепция рационального человека – теория Х – Тэйлор.
Особенности:
V Человек является придатком производства и не имеет самостоятельного
значения.
V Средний человек по своей природе ленив.
V Средний человек предпочитает, чтобы им руководили.
V Средний человек проявляет низкий уровень способностей – необходимо
максимально упрощать работу на основе разделения труда, чёткой
регламентации и подробнейшими инструкциями.
Подход создаёт агрессивную среду в организации, делает сотрудников
безыдейными и безынициативными.
2) Концепция социального человека – теория Y – МакГрегор.
V Труд – естественная потребность человека.
V Высший контроль и материальное поощрение не являются единственным
побудительным средством сотрудника к действиям для достижения цели
организации.
V Определяющее значение принадлежит таким мотивам трудовой деятельности,
как удовлетворённость трудом, радость успеха, чувство признания.
V Средний человек при соответствующих условиях не только учится принимать
на себя ответственность, но и стремится к ней.
V Средний человек имеет сравнительно высокий уровень творческих
способностей.
V В условиях современной индустриальной жизни интеллектуальные способности
среднего человека используются только частично.
3) Концепция социального человека как открытой системы – теория Z .
V Вовлечённость человека в организационные структуры является смыслом его
жизни.
V Человек стремится к конструктивным действиям, не ожидая указаний.
V Внешний контроль не имеет серьёзного значения: подчинённые сами
контролируют свои действия.
34. Содержание организационной культуры управления.
Модель содержания орг. Культуры сформулировал Геерте Хофштеде – голландский
учёный.
Организационную культуру можно описать, используя 4 характеристики:
Сопоставление «индивидуализм – коллективизм».
Отношение к власти.
V Ориентированные на исключение неравноправия.
V Культуры, где отдельный индивидум осознаёт неравноправие и считает это
нормальным положением вещей.
Отношение к неопределённости - указывает на степень стремления людей
избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно.
V Культура, лишённая восприятия неопределённости.
V Культура, которая характеризуется большой свободой и терпимостью к чужим
мнениям.
Мужественность – женственность.
V Мужская линия поведения: тщеславие, самоуверенность, стремление к успеху.
V Женская линия поведения: способность к восприятию малого, слабого и
медлительного – преобладают качественные характеристики.
35. Организационная культура японской модели управления.
1. Практика пожизненного найма на работу.
2. Постепенная оценка и продвижение кадров.
3. Продвижение по службе как поощрение за преданность фирме.
4. Практика постоянного горизонтального перемещения работников.
5. Практика оплаты труда по результатам работы группы и по служебному
стажу.
6. Коллективное управление.
7. Коллективное принятие управленческих решений.
8. Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию
действий всех сотрудников.
36. Корпоративная культура американской модели.
1. Краткосрочный найм на работу.
2. Быстрая оценка и продвижение кадров.
3. Продвижение по службе обуславливается личными результатами.
4. Практика узкой специализации деятельности.
5. Оплата труда по индивидуальным достижениям.
6. Формальные механизмы управления.
7. Принятие решений в узком кругу.
8. Главное качество руководителя – профессионализм и инициатива.
37. Управленческие решения и их классификация.
Решение – это выбор альтернатив.
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования,
оптимизации, экономического обоснования альтернативы из множества вариантов
достижения конкретной цели системы управления.
Классификация:
По цели:
o Коммерческие
o Некоммерческие
По рангу управления:
o У. Р. Низшего
o У. Р. Среднего
o У. Р. Верхнего уровней управления.
Масштабность:
o Комплексные (охватывают проблему в целом)
o Частные (частные стороны вопроса).
Продолжительность действия управленческого решения
o Стратегические
o Текущие
o Оперативные
Объект действия:
o Внутренние
o Внешние
Сфера действия управленческого решения:
o Экономические
o Социальные
o Политические и др.
Методы формализации:
o Текстовые
o Графические
o Математические
По формам отражения:
o Программа
o План
o Приказ
o Распоряжение
o Указание и др.
По способам передачи решения:
o Письменные
o Вербальные (устные)
o Электронные
По сложности:
o Стандартные
o Нестандартные
Стадии жизненного цикла товаров:
o Разработка
o Совершенствование
o Завершение
Учитывая индивидуальные характеристики человека, все решения можно
разделить:
> Уравновешанные – менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своей
работе.
> Импульсивные – люди легко генерируют идеи, но не в состоянии их оценить,
проверить и организовать.
> Инертные – контролирующие и уточняющие действия преобладают над всеми
остальными.
> Рисковые – авторам решений не нужно обоснование решения.
> Осторожные – тщательность обоснования.
38. Алгоритм принятия управленческого решения.
Этапы операции принятия управленческого решения:
1. Выявление управленческой проблемы.
2. Предварительная постановка целей.
3. Сбор исходной информации.
4. Анализ информации.
5. Определение исходных характеристик проблемы с учётом ограничений.
6. Уточнение цели и критерия управления.
7. Обоснование и построение формализованной модели в проблемной ситуации.
8. Разработка альтернативных вариантов решений.
9. Выбор метода решения.
10. Экономическое обоснование вариантов.
11. Согласование вариантов с органами управления и исполнителями.
12. Окончательное утверждение решения.
13. Организация выполнения решения.
14. Стимулирование качества работ, экономии ресурсов и сроков.
15. Контроль выполнения решения.
16. Установление обратной связи и при необходимости корректировка цели.
Алгоритм принятия управленческого решения.
Все управленческие процессы делятся на:
o Основные – операции, направленные на изменение управленческого предмета
труда: принятие управленческого решения, сбор и накопление информации,
формирование нормативной и технической документации.
o Вспомогательные – процессы, создающие нормальные условия для протекания
основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение и ремонт
средств технического оснащения процесса управления.
o Обслуживающие – процессы по накоплению, контролю и передачи предмета
управленческого труда: решения, информация, документация.
Классификация документов:
Уровень иерархии нормативно – методического обеспечения:
o Международные
o Государственные
o Региональные
o Сельские
o Предприятия
Правовой статус документа:
o Обязательные к исполнению
o Рекомендуемые
Содержание документа:
o Технические
o Экономические
o Социальные
o Технологическая и т. д.
39. Сопоставимость альтернативных вариантов управленческого решения.
Качество управленческого решения – совокупность параметров решения,
удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его
реализации.
Параметры качества решения:
1. Показатель энтропии – количественной неопределённости проблемы.
2. Степень риска.
3. Вероятность реализации решения: по срокам, по затратам, по качеству и т.
д.
4. Степень адекватности – точность прогноза параметров проблемы –
определяется коэффициентом апроксимации.
Основные условия, обеспечивающие качество управленческого решения:
1. Применение при разработке решения научных подходов.
2. Изучение влияния экономических законов на управленческое решение.
3. Обеспечение качественной информации, характеризующей параметры: «вход»,
«выход», «внешняя среда», «процесс».
4. Применение методов функционально – стоимостного анализа,
прогнозирования, моделирования, экономического обоснования
управленческого решения.
5. Структуризация проблемы и построение дерева целей.
6. Обеспечение сопоставимости вариантов решений.
7. Правовая обеспеченность решения.
8. Наличие механизма реализации решения.
К сопоставимости варианты решения приводятся по следующим факторам:
1. Фактор времени – решения приводятся к сопоставимости при помощи
коэффициента дисконтирования.
Кд = (1+()t
t- количество лет приведения.
Кд – коэффициент дисконтирования
(- процентная ставка.
Зп =Зн?Кд
Зп – приведённые затраты
Зн – номинальные затраты
2. Фактор качества объекта.
Уп =Ун?Кк?
Уп – приведённые по качеству к новому варианту значения функции старого
варианта объекта.
Кк – коэффициент, учитывающий фактор качества объекта.
Ун – номинальное значение функции.
?1- коэффициент весомости анализируемого показателя качества.
Кк = Пст/Пнов
Пнов и Пст – значение полезного показателя качества нового и старого
объектов.
3. Фактор масштаба производства.
Уп = Ун?КN
Уп – приведённое к новым условиям по масштабу производства значение
функции.
Ун – номинальное значение функции.
КN – коэффициент, учитывающий масштаб производства, для каждого
производства индивидуальный.
4. Фактор инфляции.
Уп = Ун?Jn
Уп – приведённое к новым условиям по уровню инфляции значение функции.
Ун – номинальное значение функции.
Jn – индекс инфляции за анализируемый период.
5. Фактор риска и неопределённости.
Неопределённость – это неполнота или неточность информации об условиях