Билеты по философии

Билеты по философии

№1

Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем

человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе,

а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение -

это интегральное образование. В его состав входят обобщенные знания: как

повседневные жизненно-практические, так и профессиональные, научные. В

мировоззрении осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются

определенные системы ценностей, выстраиваются "образы" прошлого и "проекты"

будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни,

поведения.

№2

Мировоззрение - это комплексная форма сознания, объемлющая самые разные

"пласты" человеческого опыта. Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки

повседневности, конкретного места и времени, В мировоззрении накапливается

опыт уяснения смысловой основы чел приобщаются к духовному миру прадедов,

дедов, отцов, современников . По соотношению духа и материи бывают

идеалистическим и материалистическим, религиозным или атеистическим.

№3

типы мировоззренческих систем. Можно выделить следующие из них:

Космоцентризм, являвшийся отличительной чертой древней демократической

философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы

эллинские мудрецы VII-VI веков до н.э. стремились распознать единую

сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков опорой,

основой того, что гармоничным и разумным должен быть их общественный мир, а

также нравственность.

№4

Теоцентризм, характерный для философии и культуры средних веков. В этот

период все основные понятия средневекового мышления были соотнесены с Богом

и определялись через него.

№5

Антропоцентризм, характерный для эпохи Возрождения XIV-XVI I веков. В это

время человек ощутил и осознал себя центром Вселенной. Происходила

реабилитация не только духа, но и тела человека. Именно в эту эпоху идеал

целостной, универсально развитой личности был близок к его реальному,

действительному воплощению в жизнь.

№6

В мировоззрении различаются также интеллектуальная и эмоциональная

составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается

понятием "миропонимание". Оно достаточно устойчиво, т.к. включает в себя

систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы.

Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями

"мировосприятие" и "мироощущение". Мироощущение является первоначальным

элементом, соединяющим человека (как субъект) и мир (как объект). Оно

достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений.

Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде

наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную

окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями.

Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений,

поступков и действий субъекта. В мировоззрении человек и человечество

приводят себя к самовыражению. Мировоззрение оказывается фоном всех

поведенческих реакций, поступков и действий; оно проявляется не только в

духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности.

№7

Теоретический уровень мировоззрения, к которому относятся? философия и

наука, осуществляет специальный критический анализ и осмысление воззрений,

формирующих мысли и действия. Он должен постоянно способствовать

непрерывному обогащению мировоззрения познавательным и ценностным

содержанием, помогающим человеку ориентироваться в любой конкретной

ситуации.

№8

Выделяются также теоретический и практический уровни мировоззрения.

Практический уровень мировоззрения иногда называют!" "жизненной

философией". Синонимами практического мировоззрения выступают понятие

"житейское", "повседневное", "ненаучное". Это стихийно формирующееся

мировоззрение, в котором роль картины мира играет обобщение наиболее

типичных представлений о жизни, складывающихся из часто встречающихся

повседневных ситуаций, свойственных данной среде навыков, форм отношений и

привычек. Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения

являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в

различных сферах деятельности: говорят о мировоззрении ученых, инженеров,

политических деятелей, чиновников.

№9-10

Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной

и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития.

Мифы - это архаически повествования о деяниях богов и героев, за

которыми стоять фантастические представления о мире, об управляющих ими

богах и духах.

№11

Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия.

Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность вопросов о

происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его

положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного

знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.

№12-13

Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления

действительности и связи между ними посредством фиксации общих и

специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и

явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-

мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е.

формирование понятий для обозначения образов реальности. Абстракция

результат абстрагирования, способы отбрасывать несущественное, и обращать

внимание на значимое .Альтернатива конкретного. Понятие существует как

набор существенных признаков предмета. Несущественность величина подвижная.

№14

Философское понимание мира осуществляется посредством рмирования различных

философских теорий. Понятие теория в широком смысле обозначает

комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и

объяснения какого-либо явления. Теория в узком и специальном смысле -это

высшая, самая развитая форма организации научного знания,, дающая целостное

представление о закономерностях и существенных связях определенной области

действительности - объекта данной теории.

№15-16

Любая философская теория обязательно проходит проверку-практикой.

Практика - это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая

деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование

природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу,

движущую силу развития человеческого общества и познания.

№17

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом

философии являются наиболее общие законы развитие, природы, общества и

человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения

объекта ее исследования .Иногда под предметом философского исследования

понимается определенная область действительности или круг проблем,

изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или

область исследования определенной философской науки.

№18-19

Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания,

источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом

может пониматься , как отдельный индивид, так и целая социальная группа.

Объект - это! то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и

познавательной деятельности. Объектом изучения ранних греческих философов

была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы

общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы

также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения выступал

и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и

т.д. В конечном счете объектом философских размышлений стали природный и

общественный мир и человек в их сложных соотношениях.

№20

Объект любой науки - это та часть объективной действительности, на изучение

которой направлены действия познающего субъекта. Объектом философского

исследования является вся объективная действительность, весь материальный и

духовный мир, включая самого человекам. Объектом изучения ранних греческих

философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и

вопросы" общественной жизни людей, ее политического и правового устройства.

Философы также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения

выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль,

религия и т.д. Д конечном счете объектом фил размышлений стали природный и

общественный мир и человек в юр сложных соотношениях

№21

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании предложенном Ф.

Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию.. Он имеет две стороны.

Первая сторона выражена в вопросе - что' является первичным, а что -

вторичным, производным - дух или природа сознания или материя.

№23

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских

направления: материализм, идеализм, дуализм.

№24

Материализм - это дно из главных философских направлений, которое решает

основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия:,

физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое,

субъективное как свойство материи. Материя - это бесконечное множество всех

существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей,

отношений и форм движения. Близким к понятию "материализм" является понятие

"натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как

единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения

всего сущего.

№25

Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что

сознание, мышление,психическое, духовное первично, а материя, природа,

физическое -вторично, производно, зависимо.В зависимости от того, что

идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо

субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое

собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание

некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

№26-27

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты