Билеты по философии
№1
Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем
человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе,
а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы,
принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение -
это интегральное образование. В его состав входят обобщенные знания: как
повседневные жизненно-практические, так и профессиональные, научные. В
мировоззрении осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются
определенные системы ценностей, выстраиваются "образы" прошлого и "проекты"
будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни,
поведения.
№2
Мировоззрение - это комплексная форма сознания, объемлющая самые разные
"пласты" человеческого опыта. Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки
повседневности, конкретного места и времени, В мировоззрении накапливается
опыт уяснения смысловой основы чел приобщаются к духовному миру прадедов,
дедов, отцов, современников . По соотношению духа и материи бывают
идеалистическим и материалистическим, религиозным или атеистическим.
№3
типы мировоззренческих систем. Можно выделить следующие из них:
Космоцентризм, являвшийся отличительной чертой древней демократической
философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы
эллинские мудрецы VII-VI веков до н.э. стремились распознать единую
сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков опорой,
основой того, что гармоничным и разумным должен быть их общественный мир, а
также нравственность.
№4
Теоцентризм, характерный для философии и культуры средних веков. В этот
период все основные понятия средневекового мышления были соотнесены с Богом
и определялись через него.
№5
Антропоцентризм, характерный для эпохи Возрождения XIV-XVI I веков. В это
время человек ощутил и осознал себя центром Вселенной. Происходила
реабилитация не только духа, но и тела человека. Именно в эту эпоху идеал
целостной, универсально развитой личности был близок к его реальному,
действительному воплощению в жизнь.
№6
В мировоззрении различаются также интеллектуальная и эмоциональная
составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается
понятием "миропонимание". Оно достаточно устойчиво, т.к. включает в себя
систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы.
Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями
"мировосприятие" и "мироощущение". Мироощущение является первоначальным
элементом, соединяющим человека (как субъект) и мир (как объект). Оно
достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений.
Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде
наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную
окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями.
Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений,
поступков и действий субъекта. В мировоззрении человек и человечество
приводят себя к самовыражению. Мировоззрение оказывается фоном всех
поведенческих реакций, поступков и действий; оно проявляется не только в
духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности.
№7
Теоретический уровень мировоззрения, к которому относятся? философия и
наука, осуществляет специальный критический анализ и осмысление воззрений,
формирующих мысли и действия. Он должен постоянно способствовать
непрерывному обогащению мировоззрения познавательным и ценностным
содержанием, помогающим человеку ориентироваться в любой конкретной
ситуации.
№8
Выделяются также теоретический и практический уровни мировоззрения.
Практический уровень мировоззрения иногда называют!" "жизненной
философией". Синонимами практического мировоззрения выступают понятие
"житейское", "повседневное", "ненаучное". Это стихийно формирующееся
мировоззрение, в котором роль картины мира играет обобщение наиболее
типичных представлений о жизни, складывающихся из часто встречающихся
повседневных ситуаций, свойственных данной среде навыков, форм отношений и
привычек. Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения
являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в
различных сферах деятельности: говорят о мировоззрении ученых, инженеров,
политических деятелей, чиновников.
№9-10
Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной
и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития.
Мифы - это архаически повествования о деяниях богов и героев, за
которыми стоять фантастические представления о мире, об управляющих ими
богах и духах.
№11
Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия.
Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность вопросов о
происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его
положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного
знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.
№12-13
Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления
действительности и связи между ними посредством фиксации общих и
специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и
явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-
мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е.
формирование понятий для обозначения образов реальности. Абстракция
результат абстрагирования, способы отбрасывать несущественное, и обращать
внимание на значимое .Альтернатива конкретного. Понятие существует как
набор существенных признаков предмета. Несущественность величина подвижная.
№14
Философское понимание мира осуществляется посредством рмирования различных
философских теорий. Понятие теория в широком смысле обозначает
комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и
объяснения какого-либо явления. Теория в узком и специальном смысле -это
высшая, самая развитая форма организации научного знания,, дающая целостное
представление о закономерностях и существенных связях определенной области
действительности - объекта данной теории.
№15-16
Любая философская теория обязательно проходит проверку-практикой.
Практика - это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая
деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование
природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу,
движущую силу развития человеческого общества и познания.
№17
Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом
философии являются наиболее общие законы развитие, природы, общества и
человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения
объекта ее исследования .Иногда под предметом философского исследования
понимается определенная область действительности или круг проблем,
изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или
область исследования определенной философской науки.
№18-19
Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания,
источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом
может пониматься , как отдельный индивид, так и целая социальная группа.
Объект - это! то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и
познавательной деятельности. Объектом изучения ранних греческих философов
была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы
общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы
также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения выступал
и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и
т.д. В конечном счете объектом философских размышлений стали природный и
общественный мир и человек в их сложных соотношениях.
№20
Объект любой науки - это та часть объективной действительности, на изучение
которой направлены действия познающего субъекта. Объектом философского
исследования является вся объективная действительность, весь материальный и
духовный мир, включая самого человекам. Объектом изучения ранних греческих
философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и
вопросы" общественной жизни людей, ее политического и правового устройства.
Философы также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения
выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль,
религия и т.д. Д конечном счете объектом фил размышлений стали природный и
общественный мир и человек в юр сложных соотношениях
№21
Основной вопрос философии в его традиционном истолковании предложенном Ф.
Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию.. Он имеет две стороны.
Первая сторона выражена в вопросе - что' является первичным, а что -
вторичным, производным - дух или природа сознания или материя.
№23
В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских
направления: материализм, идеализм, дуализм.
№24
Материализм - это дно из главных философских направлений, которое решает
основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия:,
физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое,
субъективное как свойство материи. Материя - это бесконечное множество всех
существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей,
отношений и форм движения. Близким к понятию "материализм" является понятие
"натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как
единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения
всего сущего.
№25
Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что
сознание, мышление,психическое, духовное первично, а материя, природа,
физическое -вторично, производно, зависимо.В зависимости от того, что
идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо
субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое
собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание
некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.
№26-27