Формирование обогащенного, развернутого, развитого понятия завершает
мыслительный процесс.
№159
Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений
действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово "истина"
происходит от старославянского "исть" - настоящий, несомненный,
действительный. Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина -
это то, что открыто для человеческого познания. Проблема истины является
ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания
касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм сущестзования
истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они
концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.
№160
Обьективная реальность. Гносеология – раздел фил. О познании, Объективно ,
вне зависимости от наших знаний и представлений существует объект .
Альтернатива объективная реальности, субъективная реальность.
№161
Бытийственный аспект связан с фиксацией.в ней бытия, как предметно-
субстратного так и духовного, когда объектом познания индивида становится
духовный мир другого человека, установленные теории, система догматов. Само
же бытие является данным субъекту как объект, т.е. как объективная
реальность, хотя и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне субъекта
познания.
№162
Важное место в теории познания занимают такие формы истины, как абсолютная
и относительная. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого
рода знание, которое тождественно своему предмету, и потому не может быть
опровергнуто при дальнейшем развитии познания. В применении к достаточно
развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное,
исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизован-ной материальной системе
или мире в целом), относительная истина - это неполное знание о том же
самом предмете.
№163
Антиподом истины является ложь, которая представляет собой преднамеренное
возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в
повседневной и социальной жизни, она есть функция любых человеческих
коммуникаций, при которых
№164
От этих понятий следует отличать заблуждение, под которым понимается
знание, не соответствующее своему предмету и не совпадающее с ним.
Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий
объекту, оно может порождаться как дезинформацией, так и другими факторами.
Будучи неадекватной формой знания, оно имеет своим главным источником
ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической
практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное
отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов
познания отдельных ее сторон. Заблуждения многообразны по своим формам.
Различаются заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические,
религиозные и философские, к которым относятся эмпиризм, рационализм,
софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.
№165
Обыденное познание - это житейское познание, складывающееся под влиянием
различных форм деятельности - производительной, политической, эстетической.
Оно является результатом коллективного опыта, накапливаемого поколениями
людей. Индивидуальное обыденное познание связано с эмоциональным
переживанием и осмыслением жизненного опыта личности. Предпосылки
обыденного познания коренятся в многообразных формах деятельности людей,
которая регламентируется обычаями, обрядами, праздниками и ритуалами,
коллективными действиями, нравственными и иными предписаниями и запретами.
№166
Философский оптимизм или гносеологический оптимизм гностицизм – мир
познаваем, агностицизм- мир не познаваем.
№167
Метод - это способ построения и обоснования системы философского знания;
совокупность приемов и операций теоретического и практического
освоения действительности
.
№168
Поскольку каждой науке присущи свои методы исследования, ее составной
частью является методология - система принципов и способов организации J
и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об
этой системе.
№169
Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле -
это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой
исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле -
это определенный этап '"развития человеческой истории.
№170
Термином "социальная группа" обозначается относительно устойчивая
совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения,
складывающиеся в рамках исторически определенных типов обществ.
№171
натуралистический, согласно которому человеческое общество рассматривается
как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в
конечном итоге - Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход
истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений
(А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-
климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как
природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями
(сторонники социобиологии). Общество предстает как своеобразный эпифеномен
природы, ее высшее, но не самое удачное и устойчивое образование
№172
Согласно атомистической теории, общество есть сумма индивидов, . связанных
тем или иным взаимным договором. Хотя в "естественном" состоянии "человек
человеку - волк, люди, следуя гражданским законам, идеям свободы и
равенства, могут обеспечить свое существование. В данной модели общество
представляет собой конгломерат индивидов, связанных условными связями.
№173
К. Маркс разработал концепцию материалистического понимания истории, суть
которой составляет положение о способе производства, который складывается
объективно, независимо от воли и сознания людей. Согласно Марксу, людей в
социальный организм связывает не общая идея или общий Бог, а способ
производства, в который входят производительные силы. - система
субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих
обмен между обществом и природой в процессе общественного производства и
производственные отношения,
№174
производительные силы. - система субъективных (человек) и вещественных
(техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в
процессе общественного производства
№175
Термин "природа" употребляется в философии в трех значениях. В широком
смысле им обозначают все
сущее, весь мир во всем многообразии его форм. Он распространяется на всю
объективную реальность и охватывает весь материально-энергетический и
информационный мир Вселенной, куда составной частью входит и человечество
как нечто целое, являющее собой единство материального и духовного начал.
Природа в узком смысле - часть объективной реальности, окружающая человека
среда или биосфера, "область жизни".
№176
социальной системе, под которой понимается все относящееся к системной
организации общества объединяющей индивидов разнообразными связями и
отношениями:
№177
Под общественной закономерностью понимается объективно существующая,
повторяющаяся существенная связь явлений общественной жизни или этапов
исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории.
№178
Такое положение характеризуется как экологический кризис, суть которого
состоит в том, что в результате чрезмерных перегрузок на природные системы,
многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей
среды (воды, воздуха, почв) происходит нарушение равновесия в естественных
природных процессах. В результате наступает глубокое расстройство
взаимосвязей внутри экологических систем и многих параметров системы
"общество - природа".
№179
Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между
социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их
экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
№180
Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных
общественных отношений, которые подразделяются на материальные и духовные
(идеальные) отношения. Выделяются также межличностные отношения -
отношения между отдельными индивидами по различным основаниям, как
правило, не имеющим отношения к их вхождению в большие социальные группы.
№181
Специфической задачей регулятивной, или управленческой, деятельности, т.е.
деятельности различного рода администраторов, управляющих, политиков,
является поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и
общественных отношений. Для поддержания наиболее важных.и необходимых
социальных связей формируются специализированные виды регулятивной
деятельности и соответствующие им организации, деятельность которых
направлена на обеспечение согласованности, упорядоченности различных сфер
общественной деятельности.
№182
Материальное производство призвано создавать определенные вещи, необходимые
для удовлетворения потребностей людей, поддержания их активности в любой
сфере. Складывающиеся в производственной сфере социальные отношения
традиционно отличались особой степенью напряженности и конфликтностью.
№183
В процессе 'духовного производства производятся идеи, образы, научные и
художественные ценности, которые так или иначе материализуются в физических
вещах, носителях этих духовных ценностей - книгах, картинах, скульптурах. В
процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его
многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностного сознания,
определяя значение тех или иных явлений для людей, глубже познает самого
себя и свой духовный мир. Благодаря полученным знаниям , совершенствуются
все формы деятельности.
№184
Под политической системой понимается совокупность государственных' и
политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих
политические отношения в обществе.
№186
Он обозначал попытку осмысления сути развития общества, его идеай и целей.
№187-188
Диалектическая пара- категории кот. противоположны , но в тоже время едины.
Борьба противоположностей .Добро и зло, хорошо и плохо, иня-янь, Тенденции
к единству и многообразию –это диалектическая пара. Едиными могут быть
только многообразные сущности , но они не создают целостную систему .
Условием единства является многообразие и наоборот.
№189
Термином "человек" обозначается высшая ступень живых, организмов на
Земле, субъект общественно-исторического развития деятельности и культуры.
Человек является предметом изучения различных областей знания, таких как
социология, филосоия, психология, история, антропология и многих других.
№190
Антропология наука о человеке, его становлении, развитии и будущем.
№191
философии экзистенциализма. В начале XX в. возникает антропософия -
развиваемое Р. Штейнером оккультно-мистическое учение о человеке как
носителе тайных, духовных сил.
№192
Фатализм - это мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый
человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального
предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
№193
Волюнтаризм - это признание примата воли над другими проявлениями духовной
жизни человека, включая мышление.
№194
Одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в
обществе является
'мораль, или нравственность. Мораль выступает как особая форма
общественного сознавая и как вид общественных отношений. Она является
предметом изучения этики
№195
является предметом изучения этики - филоской. науки, изучающей мораль,
нравственность, во-первых как форму общественного сознания; во-вторых, как
одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, в-третьих, как
специфическое явление общественной жизни.
№196
По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам
общества: материальные (экономические), политические социальные и
духовные. Материалы ценности включают производственно потребительские
(утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п.
Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические,
религиозные и другие идеи, представления, знания.
№197
Всякая культура включает в себя устойчивые элементы, т.e. культурные
универсалии К культурным универсалиям относятся все родовые,
общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд
и игра, досуг и общение, общественный порядок и управление, образование и
воспитание, духовная жизнь.
№198
Культура есть социоэнтегративная система. 1) превращает случайный набор
индивидов в общество.2) она интегрирует в общество новых членов. Культура
может быть понята через функционирование её элементов ( язык, нормы(
моральные и правовые) , ценности ( материальные и духовные) и немаловажный
показатель стабильности традиции отображающие преемственность культуры.
№199
Первоначально нравственность выражалась в том как фактически вели себя
люди , какие поступки они позволяли себе и др. , как они оценивали эти
поступки с точки зрения их полезности для коллектива .Так возникли нравы –
обычаи , имеющие нравственные значение поддерживаемое в обществе
посредством моральных отношений ,или наоборот, представляющие собой
отступление от требований нравственности. На уровне повседневного поведения
эти правила переходят в привычки – действия и поступки выполнение кот стало
потребностью. Привычки выступают как укоренившиеся в психики людей способы
поведения.
№200
Глобальные проблемы характеризуются следующими особенностями. Во-первых,
для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и
объединения усилий большинства населения планеты. Во-вторых, глобальные
проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и
судьбу всего человечества. В-третьих, эти проблемы являются объективным
фактором мирового развития и не могут быть никем проигнорированы. В-
четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к
серьезным, даже непоправимым последствиям для всего человечества и среды
его обитания.
№22 Энгельс Ф. №49 Антисфен , Кратет, Диоген Синопский. №68 Ф. Бэкон№71Р.
Декарт №80 И. Кант , И Фихте, Ф Шеллинг, Г Гегель, Л. Фейербах. №99 Н.Г
Чернышевский, Г.В. Плеханов. №100 В.С Соловьев, Н.А. Бердяев. №102 Плеханов
Г.В. №104 В.С Соловьев №108 А Шопенгауэр, С. Къеркегор, Ф. Ницше. №124 О.
Конт. №126 Э Мах, Р. Авенариус. №128 М . Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах.
Л. Витгенштейн. №185 Вольтер.