Билеты по философии

нечто такое, что ускользает от его разума. Предметом философии являются

истины разума, предметом теологии - истины откровения. Конечным объектом и

источником всякой истины является Бог, поэтому нет принципиального различия

между философией и теологией.

№52

В целом философия средневековья характеризуется следующими чертами:

1)ей был свойственен Библейский традиционализм и ретроспективность,

поскольку Библия стала отправным источником и мерой оценки любых теорий

философии;

2)поскольку Библия понималась как свод законов бытия и повелений Бога,

особое значение приобретала экзегетика - искусство правильного толкования и

разъяснения положений Завета;

3)философии средневековья была присуща тенденция к назидательству и

учительству.

№53

Развитие фил мысли периода средневековья В таких условиях было пронизано

проблемами религии. Церковь монополизировала все процессы развития

образования и научного знания. философия могла развиваться только с позиции

церкви. Ее содержание и развитие полностью зависело от теологии, или

богословия, которое представляло собой совокупность религиозных доктрин о

сущности действии Бога.

№54

Схоластика - это тиг религиозной философии, хар принципиальным подчинением

примату теологии, соединением догматических предпосылок с

рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической

проблематике. Он получил наиболее полное развитие в Западной Европе.

№55

Центральной категорией философии Аквинского является бытие но есть, и оно

есть истина. Предельной полнотой бытия, частью которой являются

изменяющиеся вещи, является Бог. Он есть конечная реальность, его силы

постоянно в действии. Он может сотворить и безначальное, и бесконечное во

времени и в пространстве, поскольку он сам вне времени и пространства.

№56

Аврелий Августин разработал теорию о гармонии веры и разума, в которой

выступил с требованием признания двух путей приобщения 'людей к религии:

понятийно-рационального и нерационального.

№57

Теоцентризм также характеризуется креационизмом – учение о сотворении мира

Богом.

№58

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в

происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма.

Под реализмом понималось учение, согласно которому подлинной реальностью

обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы,

существующие в эмпирическом мире.

№59

Номинализм - это философское учение, отрицающее онтологическое |К значение

общих понятий и утверждающее, что они существуют не в р действительности, а

только в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия - это только

имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо

единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков,

общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Поэтому универсалии

существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывали даже, что

реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в

человеческом уме. ч.

№60

Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и

общего, поставленной еще Аристотелем, который различал первичные и

вторичные сущности, но затруднялся в определении онтологического статуса и

тех, и других.

№61

Целью религиозного интеллектуализма была выработка у человека

сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на

авторитет, но и подкрепленное разумными доводами. Его представители

допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и

оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу

вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности

рациональных средств воздействия на человека.

№62

Августин Аврелий теолог (богослов) он опирался на христианскую религию. Он

стоит у истоков христианской философии ( патристика от слова «патер»

отец) Человек не по своей воле умирает, рождается. За него решает Бог. Но

человек властен над своей волей . Человек обладает силой воли , но не

властен над телом.

№63

антропоцентризмом - учением об исключительной роли человека среди творений

Бога;

№64

Начиная с XV века, в социально-экономической и духовной жизни Западной

Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи,

которая вошла в историю под названием Возрождение. Она характеризуется

развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и,

соответственно, техники, естествознания, механики, математики. Все это

требовало поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному

познанию мира и человека. Новая эпоха осознает себя как возрождение

античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования,

откуда идет и само название - Ренессанс (Возрождение). Однако Возрождение

возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло

себя средневековому христианству.

№65

Представители другого направления - религиозного антиинтеллектуализма

полагают, что рассудочный подход к религии, содержащий себе момент

принудительности и обязательности для Бога, исключает в нем творческое

начало, свободу, произвол, всемогущество. Действия Бога неподвластны

законам разума. Бог абсолютно свободен, его действия абсолютно

непредсказуемы. На пути к Богу разум является помехой.Слепую и бездумную

веру Его представители рассматривали античную культуру как ложные,

противоречивые по своей природе воззрения, уводящие людей от их подлинного

назначения - спасения своей души.

№66

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.

Специфической чертой натурфилософии Возрождения является пантеизм -

философское учение, отождествляющее мир и 5ога. В нем христианский Бог

утрачивает свой в неприродный характер, сливается с природой, которая тем

самым обожествляется.

№67

Другим путем в разработке проблем методологии научногсТ исследования пошел

французский философ Р. Декарт (1598-1650 гг.)! представитель

рационалистического подхода к изучению явлений природы. Рационализм

представляет собой философское направление, признающее разум основой

познания и поведения людей.

№69

провиденциализмом - учением о предназначен ности человека к

сверхъестественной судьбе; эсхатологизмом - учением о конце мира и

наступлении "царства божьего".

№70

Под эмпиризмом мается направление в теории познания, признающее

чувственный источником знаний и считающее, что содержание знания может

представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

№72

Декарт сформулировал три следующих правит дедуктивного метода:

1).во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;

2) это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы

исследование было направлено на постижение имент этого неизвестного;

3) в вопросе должно содержаться нечто известное.

№73

единая субстанция обладает двумя атрибутами неотъемлемыми Свойствами

-протяжением и мышлением. Наряду с протяжением, материя, начиняя от камня и

заканчивая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени;

человеческое мышление есть лишь частный случай мышления вообще.

№74

Понятие монада используется в ряде философских систем для обозначения

конститутивных (определяющих) элементов бытия. Лейбница этим термином

обозначается самостоятельно существующая' субстанция. Монада проста, не

состоит из частей, а потому неделима. Она не может быть чем-то материально-

протяженным, т.к. все материальное, будучи протяженным, делимо до

бесконечности .Сущноеуь каждой монады оставляет деятельность т.е.

1)представление или восприятие 2) стремление.

№76

характерными особенностями философии эпохи Просвещения является сциентизм

- мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о

научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием

ориентации человека в мире.

№77

деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог,

сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в

закономерное течение его событий.

№78

Одной из важнейших характеристик философии этого периода является

рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что

инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют

второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму,

придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и

восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место в познании опыт.

№79

Главной идеей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) была проблема социального

неравенства и его преодоления. Уже в своем первом социально философском

сочинении он выступил против современной цивилизаций как цивилизации

неравенства, осуждая социальную культуру, оторванную от народа и освящавшую

неравенство. Этой цивилизации он противопоставил простоту и невинность

первобытных людей, живущих в согласии с природой и ведущих нравственный

образ жизни.Возникновение неравенства было одновременно и прогрессом, и

регрессом в жизни общества.

№81

Субъект познающий , по Фихте «я» , Гегель- тождество субъекта и объекта

№82

Кант выдвинул новую -концепцию субъекта, на основе которой провел

разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои

возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Он

ограничил познавательные способности субъекта миром явлений, оставив

нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе".

№83

Исходное понятие системы Фихте- « я» , которое утверждает себя как

такового в акте самосознания. «Я « есть волевое действующее существо.

Существует индивидуальное и абсолютное «я»

№84

В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира

явлений и мира свободы как субъективного деятельностного "Я" на основе

учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта. Абсолютный

субъект в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты