нечто такое, что ускользает от его разума. Предметом философии являются
истины разума, предметом теологии - истины откровения. Конечным объектом и
источником всякой истины является Бог, поэтому нет принципиального различия
между философией и теологией.
№52
В целом философия средневековья характеризуется следующими чертами:
1)ей был свойственен Библейский традиционализм и ретроспективность,
поскольку Библия стала отправным источником и мерой оценки любых теорий
философии;
2)поскольку Библия понималась как свод законов бытия и повелений Бога,
особое значение приобретала экзегетика - искусство правильного толкования и
разъяснения положений Завета;
3)философии средневековья была присуща тенденция к назидательству и
учительству.
№53
Развитие фил мысли периода средневековья В таких условиях было пронизано
проблемами религии. Церковь монополизировала все процессы развития
образования и научного знания. философия могла развиваться только с позиции
церкви. Ее содержание и развитие полностью зависело от теологии, или
богословия, которое представляло собой совокупность религиозных доктрин о
сущности действии Бога.
№54
Схоластика - это тиг религиозной философии, хар принципиальным подчинением
примату теологии, соединением догматических предпосылок с
рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической
проблематике. Он получил наиболее полное развитие в Западной Европе.
№55
Центральной категорией философии Аквинского является бытие но есть, и оно
есть истина. Предельной полнотой бытия, частью которой являются
изменяющиеся вещи, является Бог. Он есть конечная реальность, его силы
постоянно в действии. Он может сотворить и безначальное, и бесконечное во
времени и в пространстве, поскольку он сам вне времени и пространства.
№56
Аврелий Августин разработал теорию о гармонии веры и разума, в которой
выступил с требованием признания двух путей приобщения 'людей к религии:
понятийно-рационального и нерационального.
№57
Теоцентризм также характеризуется креационизмом – учение о сотворении мира
Богом.
№58
Многие характерные особенности средневековой философии проявились в
происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма.
Под реализмом понималось учение, согласно которому подлинной реальностью
обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы,
существующие в эмпирическом мире.
№59
Номинализм - это философское учение, отрицающее онтологическое |К значение
общих понятий и утверждающее, что они существуют не в р действительности, а
только в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия - это только
имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо
единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков,
общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Поэтому универсалии
существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывали даже, что
реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в
человеческом уме. ч.
№60
Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и
общего, поставленной еще Аристотелем, который различал первичные и
вторичные сущности, но затруднялся в определении онтологического статуса и
тех, и других.
№61
Целью религиозного интеллектуализма была выработка у человека
сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на
авторитет, но и подкрепленное разумными доводами. Его представители
допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и
оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу
вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности
рациональных средств воздействия на человека.
№62
Августин Аврелий теолог (богослов) он опирался на христианскую религию. Он
стоит у истоков христианской философии ( патристика от слова «патер»
отец) Человек не по своей воле умирает, рождается. За него решает Бог. Но
человек властен над своей волей . Человек обладает силой воли , но не
властен над телом.
№63
антропоцентризмом - учением об исключительной роли человека среди творений
Бога;
№64
Начиная с XV века, в социально-экономической и духовной жизни Западной
Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи,
которая вошла в историю под названием Возрождение. Она характеризуется
развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и,
соответственно, техники, естествознания, механики, математики. Все это
требовало поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному
познанию мира и человека. Новая эпоха осознает себя как возрождение
античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования,
откуда идет и само название - Ренессанс (Возрождение). Однако Возрождение
возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло
себя средневековому христианству.
№65
Представители другого направления - религиозного антиинтеллектуализма
полагают, что рассудочный подход к религии, содержащий себе момент
принудительности и обязательности для Бога, исключает в нем творческое
начало, свободу, произвол, всемогущество. Действия Бога неподвластны
законам разума. Бог абсолютно свободен, его действия абсолютно
непредсказуемы. На пути к Богу разум является помехой.Слепую и бездумную
веру Его представители рассматривали античную культуру как ложные,
противоречивые по своей природе воззрения, уводящие людей от их подлинного
назначения - спасения своей души.
№66
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.
Специфической чертой натурфилософии Возрождения является пантеизм -
философское учение, отождествляющее мир и 5ога. В нем христианский Бог
утрачивает свой в неприродный характер, сливается с природой, которая тем
самым обожествляется.
№67
Другим путем в разработке проблем методологии научногсТ исследования пошел
французский философ Р. Декарт (1598-1650 гг.)! представитель
рационалистического подхода к изучению явлений природы. Рационализм
представляет собой философское направление, признающее разум основой
познания и поведения людей.
№69
провиденциализмом - учением о предназначен ности человека к
сверхъестественной судьбе; эсхатологизмом - учением о конце мира и
наступлении "царства божьего".
№70
Под эмпиризмом мается направление в теории познания, признающее
чувственный источником знаний и считающее, что содержание знания может
представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
№72
Декарт сформулировал три следующих правит дедуктивного метода:
1).во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;
2) это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы
исследование было направлено на постижение имент этого неизвестного;
3) в вопросе должно содержаться нечто известное.
№73
единая субстанция обладает двумя атрибутами неотъемлемыми Свойствами
-протяжением и мышлением. Наряду с протяжением, материя, начиняя от камня и
заканчивая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени;
человеческое мышление есть лишь частный случай мышления вообще.
№74
Понятие монада используется в ряде философских систем для обозначения
конститутивных (определяющих) элементов бытия. Лейбница этим термином
обозначается самостоятельно существующая' субстанция. Монада проста, не
состоит из частей, а потому неделима. Она не может быть чем-то материально-
протяженным, т.к. все материальное, будучи протяженным, делимо до
бесконечности .Сущноеуь каждой монады оставляет деятельность т.е.
1)представление или восприятие 2) стремление.
№76
характерными особенностями философии эпохи Просвещения является сциентизм
- мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о
научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием
ориентации человека в мире.
№77
деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог,
сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в
закономерное течение его событий.
№78
Одной из важнейших характеристик философии этого периода является
рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что
инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют
второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму,
придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и
восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место в познании опыт.
№79
Главной идеей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) была проблема социального
неравенства и его преодоления. Уже в своем первом социально философском
сочинении он выступил против современной цивилизаций как цивилизации
неравенства, осуждая социальную культуру, оторванную от народа и освящавшую
неравенство. Этой цивилизации он противопоставил простоту и невинность
первобытных людей, живущих в согласии с природой и ведущих нравственный
образ жизни.Возникновение неравенства было одновременно и прогрессом, и
регрессом в жизни общества.
№81
Субъект познающий , по Фихте «я» , Гегель- тождество субъекта и объекта
№82
Кант выдвинул новую -концепцию субъекта, на основе которой провел
разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои
возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Он
ограничил познавательные способности субъекта миром явлений, оставив
нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе".
№83
Исходное понятие системы Фихте- « я» , которое утверждает себя как
такового в акте самосознания. «Я « есть волевое действующее существо.
Существует индивидуальное и абсолютное «я»
№84
В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира
явлений и мира свободы как субъективного деятельностного "Я" на основе
учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта. Абсолютный
субъект в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира,