внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь "бытие" однозначно таким
понятиям, как "Мир в целом" или "Универсум"; 2) под "бытием" понимается
исходное начало и основание 'Чнашего мира, его сущность, его метафизическая
определенность. Философы "бытие" в таком понимании обычно называют
"абсолютным бытием" - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых
религиях это Бытие определяется как бог.
№137
В истории фил для обозначения такой первоосновы которая не нуждается для
своего существования ни в чем кроме самой себя используется предельно
широкая категория "субстанция" (в (переводе с латинского - сущность; то,
что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, "физическое"
основание бытия, и как его сверхприродное, "метафизическое" начало.
№138
Движение - это способ существования материи, оно абсолютно 1и
противоречиво, существуете различных формах, взаимодействующих 'друг с
другом..
№139-140
Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают
пространство и время. Пространство – это всеобщая форма бытия
материи, ее важнейший атрибут, характеризующий протяженность
материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во
всех материальных системах. Время - это форма бытия материи, выражающая
длительность ее существования, последовательность смены состояний в
изменении' и развитии всех материальных систем.
№141
В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность
пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Родоначальники
субстанциональной концепции - Демокрит (по проблеме пространства) и Платон
(во взглядах на время) – трактовали
№142
Противоположное Демокриту понимание пространства было сформулировано
Аристотелем. Его взгляды составили суть реляционной концепции. Аристотель
отрицает существование пустоты как таковой. Согласно Аристотелю,
пространство неоднородно и конечно, оно есть система естественных мест,
занимаемых материальными телами. Аристотель утверждал, что как в движении,
так и во времени всегда есть некоторое "прежде" и некоторое отличное от
него "после". Именно в силу движения мы распознаем различные, .не
совпадающие друг с другом "теперь". Время оказывается ни чем иным, как
последовательностью этих "теперь", их сменой, перечислением, счетом, числом
движения в связи предыдущего и последующего.
№143
Аристотель сформулировал парадокс времени, который затем был 10полнен
Августином Блаженным. По утверждению Аристотеля, прошлое ie существует уже,
будущее не существует еще, следовательно, актуально :уществует лишь
настоящее. Если предположить, что само настоящее стягивается в лишенное
длительности мгновение, то согласно Августину, настоящее тоже не
существует. Таким образом, оказывается, что время вообще не обладает
реальностью.
№144
Свою специфику имеет и социальное время, которое, в отличие от
биологического и планетарно-космического, протекает неравномерно. (Начав
свой отсчет на заре становления человечества, оно на протяжении тысячелетий
пребывало в мало заметных изменениях и лишь с первыми ощутимыми признаками
научно-технического прогресса в XVII - XVIII вв. стало заметно набирать
свои обороты. В XX столетии научно-техническая революция "спрессовала"
социальное пространство и неимоверно ускорила бег времени, придав взрывной
характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала
маленькой и тесной для человечества как единого целого, а время перемещения
из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было немыслимо
еще в прошлом столетии. В сложной структуре социального времени выделяется
временная компонента индивидуального бытия конкретных людей, социальных
коллективов, отдельных сообществ, наций, государств, всего человечества.
Время и темпы жизни каждого из них различны и имеют свою специфику.
№145
Мир непреходящ как бесконечное целое и в то же время в отдельных своих
частях и проявлениях изменчив и преходящ. Он движется и развивается как по
пути становления и усложнения своей структуры, так и по пути разрушения и
деградации, что постоянно изменяет его количественные и качественные
характеристики. С одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с
другой - являет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное
единство всех своих составных частей.
№146
Познание - это процесс духовного освоения человеком мира; цель его -
постижение истины. До XIX в. познание изучалось в единстве с онтологией в
рамках теоретической философии.
№147
Цель познания – постижения истины, можно только постигать , но нельзя
постичь
- постижения тайны природы, общества- знания
- приобретения позитивного практического опыта, прикладного знания т.е
утилитарно полезного для людей.
№148
Эпистемология - это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание
о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или
недостоверно человеческое знание. В истории философии сложились два подхода
к ответу на этот вопрос: познавательно-реалистичский и агностический.
№149
В прошлом веке изучение процесса познания выделялись в самостоятельную
науку - гносеологию (от греческого gnosis - познание). В последние
десятилетия философы обычно используют более употребительное в англоязычных
странах понятие эпистемология (от греческого episteme -; знание);
принципиальной разницы между двумя названиями нет.
№150
Представление - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений
действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без
непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Это
воспроизведение в сознании тех предметов и явлений, которые воздействовали
на наши органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в нашей
памяти. Представления возникают на базе ощущений и восприятий и вместе с
ними входят в состав чувственного познания. Но они содержат элементы
обобщения и продолжают играть важную роль и в процессе
рационального познания.
№151
Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего
субъекта и познаваемого объекта, Субъектом познания является человек,
человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления
действительности. Но Человек - это не просто индивид с определенными
биологическими свойствами, а прежде всего общественное существо. Поэтому он
мыслит и познает, постольку поскольку является членом общества, которое
через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на
содержание познания. Познающее мышление есть активный процесс отражения
действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда
предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их
достижения, производит корректировку этих целей на основе практики.
№152
Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального
или духовного мира или области действительности, на которую направлена
познавательная деятельность субьекта. Объект познания нельзя отождествлять
со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся
только те области действительности, которые включаются в познавательную
деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной
деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным
исследованием.
№153
Предмет познания - это более или менее широкий фрагмент действительности,
выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один
и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук.
Мышление как объект познания является предметом исследования таких наук,
как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной
деятельности и других. В структурном отношении предмет познания отличается
от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства
изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного
исследования.
№154
Разум производит знания более глубокого и обобщенного характера. Он
схватывает объект в единстве противоположностей, ему свойственна гибкость,
он обеспечивает получение нестандартных, творческих решений. Разум способен
анализировать не только данные чувственного опыта, но и критически
оценивать собственные решения. Отличительной особенностью разума является
выход за пределы, ограниченные познавательной задачей, внеутилитарность и
новизна результатов. Разум дополняется рассудком, который выполняет
нетворческую работу мышления.
№155
Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются
эмоции. Эмоции - это комплексная и довольно сложная форма человеческой
чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти, такие как
гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и
неудовольствие. Эмоции вполне определенно зависят от чувственной
организации отдельного человека, особенности его психики, индивидуальных
черт характера и темперамента. Они, с одной стороны, включают в себя
аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек,
с другой стороны, они фиксируют субъективное отношение человека к миру.
№156
Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление - это
процесс познавательной деятель-ности, для которого (' характерно создание
обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредо-вано
чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее.
Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений
и выявляет присущие им общие и существеннейшие признаки. Оно осуществляется
в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью,
в которой мысль воплощается.
№157
Основными формами мышления явл.: понятие, суждение, умозаключение.
№158
Понятие - это узловая форма мышления, отражающая конкретно всеобщую
природу или "общий тип" определенного рода явлений, синоним понимания сути
дела. В понятии мыслятся предметы, свойства и отношения между ними в их
общих существенных признаках. Понятие является исходным моментом движения
мысли, создающей "стартовые условия" всего мыслительного процесса.