помимо сознательного контроля, создаёт свои понятия. Продуктивное
воображение – это рабочий инструмент синтеза чувствительности и рассудка.
Такова одна из центральных идей «Критики чистого разума». Деятельное начало
в интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением, представляет
собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна
ещё в одном важном деле – в их использовании. Учёный должен не только
располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять
их в конкретных, единичных обстоятельствах. Кант называет это интуитивное
умение способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познание
при его движении в любом направлении: Когда возникают абстракции, и когда
эти абстракции применяются в конкретных ситуациях. В первом случае
действует продуктивное воображение, во втором – способность суждения. Без
них функционирование рассудка невозможно. Философом описаны также другие
виды интуиции, в её современном понимании, - в работе речь идёт о
художественной и нравственной интуиции. Кроме рассудка и интуитивной
способности суждения, Кант называет ещё одну сферу интеллектуальной
деятельности, высшую её форму – разум. В широком смысле слова разум для
философа равнозначен всему логическому мышлению. Разум – высшая контрольная
и направляющая инстанция, и, в отличие от рассудка, который является сферой
науки, - это сфера философии и диалектики. Диалектика по Канту – логика
видимости. Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии,
принимать кажущееся за действительное. Задача критики – внести ясность.
Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями
(сфера рассудка), а с идеями. Идея – это такое понятие, которому в
созерцание не может быть дан адекватный предмет. Разум непосредственно
направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле для
деятельности. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы,
которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Он
выполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок к
определённой цели, ставит перед ними задачи (функция рассудка
конститутивна, то есть, конструктивна, он создаёт понятия). Разум очищает и
систематизирует знание. Именно благодаря ему теории переходят в практику,
идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение. В
теоретической сфере велика роль идей. Разум доводит рассудочный
категориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения,
выходящие за границы опыта. Теоретические идеи, по Канту, образуют систему,
выведенную из трёх возможных вариантов отношения к реальности: во-первых,
отношение к субъекту, во-вторых, - к объекту, в-третьих, - к тому и другому
вместе, то есть ко всем вещам. Отсюда возникают три класса идей: о душе, о
мире, о боге. Кант считает, что как раз в области идей разум нуждается в
самой основательной проверке и самокритике.
Таковы основные идеи «Критики чистого разума». Работа завершается
программой на будущее. Ни о каких новых «критиках» автор не помышляет.
Критическая работа завершена. Философу предстоит изложение позитивных начал
метафизики. До него в метафизике «можно было нести всякий вздор, не
опасаясь быть уличённым во лжи», так как она не располагает теми средствами
проверки, которые есть у естествознания. Поэтому до сих пор метафизика не
была наукой, но у неё, по мнению Канта, есть возможность таковой стать. По
замыслу мыслителя, вся система метафизики должна состоять из четырёх частей
– онтологии (учение об общих принципах бытия), физиологии (учение о
природе, которое распадается на физику и психологию), космологии (наука о
мире в целом) и теологии (наука о боге). Однако Кант фактически не ответил
на вопрос, заданный в начале «Критике…», - как возможна метафизика в
качестве науки? Своей трансцендентальной диалектикой он разрушил все
догматические построения в этой сфере, но дальше декларирования
необходимости новой научной философии пока не пошёл.
Выход в свет «Критики чистого разума» не вызвал сенсации. Читалась
книга с трудом, без интереса. Никто Канта публично не бранил, никто ему не
возражал, лишь изредка до него доходили жалобы на непонятность. Сразу же
после появления книги философ разослал дарственные экземпляры своим друзьям
и знаменитостям: в первую очередь министру Цедлицу, Марку Герцу,
Мендельсону, затем придворному проповеднику Иоганну Шульцу. Первых ответов
пришлось ждать около двух лет. За это время не вышло ни одной серьёзной
рецензии. Это действовало на философа удручающе. Тем более что он вовсе не
считал великие умы обречёнными на непонимание. Наоборот, он твёрдо верил,
что самые сложные произведения можно и нужно сделать общедоступными.
Теперь, когда главное было позади, Кант мог позаботиться и о том, чтобы его
правильно поняли. Ещё в дни типографской работы над книгой он высказывал
намерение общедоступно изложить содержание своего главного труда. Теперь
философ больше не откладывал завершение компендиума «Критики чистого
разума». Под название «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей
появиться в качестве науки» весной 1783 года книга вышла из печати.
«Пролегомены» явились переложением «Критики…», и были значительно короче
основного труда, но не более популярны. Акцент в них был перемещён на
проблему метафизики. Наконец, в 1785 году, основательно проштудировав труд
Канта, упомянутый выше пастор Шульц, написал обстоятельную рецензию. Вскоре
она была выпущена отдельной книгой. Пастор считал себя вправе вступить с
популяризацией учения канта, поскольку «Пролегомены» этой задачи не решили.
«Разъясняющее изложение «Критики чистого Разума»» представляет собой
добросовестный комментарий к кантовской теории познания. Только таким
образом проблема популяризации труда Канта была, наконец, разрешена.
***
Весной 1784 года Кант отметил своё шестидесятилетие. Юбилей застал его
в расцвете духовных сил. Уже прожито было три четверти отпущенных лет, но
не написана ещё и половина произведений. Теперь они появляются одно за
другим – книги, статьи, рецензии. Кант расширяет рамки критической
философии: принципы, найденные в теории познания, применяет в социальных
сферах. Обретённая истина подвергается многократной проверке, выдержав
которую получает дополнительное обоснование, а, не выдержав, заменяется
новой, подвергающейся, в свою очередь, проверке, уточнению и
совершенствованию. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание
уделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его
статья «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Статья
открывается констатацией обстоятельства, которое в XVIII веке стало более
или менее общим достоянием, - действия законов в жизни общества. Затем,
Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных
результатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека
наличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие,
злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но если
отвлечься от них, то в общем, ходе истории можно увидеть некую общую для
всего человечества разумную цель. Причиной законосообразного порядка в
человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность
вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление,
которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимной
любви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает,
что путь раздора в конечном итоге ведёт к достижению всеобщего правового
гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода,
совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе
будет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в таких
условиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в
человеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить в
некоторых более поздних работах, например, в статье «Предполагаемое начало
человеческой истории» (1786).
В 1787 году «Критика чистого разума» была издана повторно. Тем временем
Кант был избран ректором университета (на этой должности находились в
течение года), а Берлинская академия наук включила его в число своих членов
(это пожизненно). К этому времени философ не мог пожаловаться на невнимание
к своему труду, разве что на непонимание. Одна за другой появлялись уже не
статьи, а целые книги, направленные против него. Его обвиняли в скептицизме
и субъективном идеализме. Отвечать всем не было возможности, да и
необходимости: одновременно с количеством критиков росло и число
сторонников. Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своим оппонентам.
Научный спор, по его мнению, интересен тогда, когда можешь сказать что-то
новое. Уличать противника в недобросовестности или глупости – занятие
неблагодарное, тем более что перед Кантом открылся, наконец, неизведанный
континент мысли, вокруг которого давно спорили великие философы и к
которому он сам стремился много лет. Речь идёт об этике. В этой области
заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Именно интерес к
этическим проблемам и трудности, встающие при их решении, в первую очередь
побудили Канта взяться за написание «Критики чистого разума». Первое
систематическое изложение этики Кант предпринял в книге «Основы метафизики
нравов», которая увидела свет в 1785 году. Философ стремился показать
единство практического и теоретического разума, (то есть нравственности и
науки). В 1785 году он считал, что он не в состоянии решить подобную
задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он написал «Критику
практического разума». Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание этих двух
этических работ частично повторяет, частично дополняет друг друга. В них
изложены лишь начала кантовского учения о нравственности. Только в
преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика предстала
в завершённом виде, это – «Метафизика нравов». Новое слово, сказанное
Кантом о поведении человека, - автономия нравственности. Предшествовавшие
теории были гетерономны, то есть выводили мораль из внешних по отношению к
ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных принципов в некоем