Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества

принудительном предписании – воле бога, установлениях общества, требованиях

врождённого чувства. Другие настаивали на том, что представление о добре и

зле суть производные от целей, которых добивается человек, и последствий,

которые вытекают из его поведения, от его стремления к счастью,

наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальную самостоятельность и

самоценность нравственных принципов. Добро есть добро, даже если никто не

добр. Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философский анализ нравственных

понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта, они априорно заложены

в разуме человека. Исходное понятие этики Канта – автономная добрая воля.

Она не пассивна, от её носителя мыслитель требует действия, поступка.

Моральный поступок выглядит как результат некого внутреннего императива

(повеления), порой идущего вразрез с аморальной практикой окружающей

действительности. В связи с этим философ подчёркивает первенство

практического разума по сравнению с теоретическим. Главное – поведение, а

значение вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и зло, не нужно

специального обоснования, достаточно интуиции («способности суждения»).

Здесь Кант расходится с «первооткрывателем» морали Сократом, для которого

добро совпадает со знанием и отсутствие знания является единственным

источником всякого морального несовершенства. Таким образом, автор

«Критики» и «Основ» выходит за пределы просветительского рационализма.

Природа человека по Канту – его свобода. Свобода с точки зрения этики не

произвол, не просто логическая конструкция, при которой из данной причины

могут на равных правах проистекать различные действия. Нравственная свобода

личности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другими

людьми. «Свободная воля и воля, подчинённая нравственным законам, - это

одно и тоже». Свобода человека возможна постольку, поскольку он – дитя двух

миров. Принадлежность к чувственно воспринимаемому миру делает человека

игрушкой внешней причинности, здесь он подчинён посторонним силам – законам

природы и установлениям общества. Но как член ноуменального мира «вещей

самих по себе» он наделён свободой. Эти два мира не антимиры, они

взаимодействуют друг с другом. Интеллигибельный мир содержит основание

чувственно воспринимаемого мира, а ноуменальный характер человека лежит в

основе его феноменального характера. Раздвоенность человека устраняется

механизмом совести. Нельзя всё правильно понимать, но неправильно поступать

тоже. Определи сам себя, проникнись сознанием морального долга, следуй ему

всегда и везде, сам отвечай за свои поступки – такова квинтэссенция

кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Существенное место в

философской системе Канта занимает его философия религии, которая примыкает

непосредственно к этике. Философ выдвигает тезис: мораль не возникает из

божественных установлений, и антитезис: мораль неизбежно ведёт к религии.

Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести в

соответствие право людей на счастье с их обязанностями, поэтому необходимо

признать всемогущее моральное существо как владыку мира. Обоснованию

антитезиса посвящён трактат «Религия в пределах только разума». Кант

присматривается к прошлому, ищет социально-психологические корни веры в

бога и видит в человеке и человечестве в целом борьбу двух начал – добра и

зла. Философ начинает с размышлений о нравственной природе человека.

Человек, утверждает он, по природе зол. В нём заключена неизбывная

склонность творить зло, которая выглядит как приобретённая, будучи, однако,

изначально ему присущей. Вместе с тем, человек обладает и первоначальными

задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в

правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой

склонностью к злому. Такая победа возможна только как революция в образе

мыслей и чувств самого человека и требует для этой цели наличия

общественной потребности в добре. Переживание вины (своей собственной или

чужой, к которой ты лишь сопричастен) – основа морали. В учении о религии

чётко проявился историзм кантовского мышления. Кант видит изначальное, по

сути дела безрелигиозное состояние людей, затем первый, ещё не совершенный

тип религии, который называется «богослужебным». Третий этап – вера разума.

Богослужебная религия рассчитана на снискание благосклонности верховного

существа, которое можно умилостивить путём почитания, сакральными жертвами,

соблюдением предписаний и обрядов. Человек льстит себя мыслью, что бог

может сделать его счастливым без того, чтобы самому стать лучше. Религия

разума – это чистая вера в добро, в собственные моральные потенции без

примеси какого бы то ни было расчёта, без переложения ответственности на

высшие силы. Это религия доброго образа жизни, которая обязывает к

внутреннему совершенствованию. Бог – это моральный закон, как бы

существующий объективно, это – любовь, - так говорится на страницах

«Метафизики нравов», наиболее поздней этической работы автора. Христианство

автор приемлет как нравственный принцип, как программу человеколюбия.

Совершенствуя эту программу, он пытается обосновать её теоретически.

***

В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Канта происходит

новый перелом. Оставаясь в целом на позициях критицизма, он уточняет (а

порой решительно меняет) свои воззрения на ряд существенных для него

проблем. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. В «Критике

чистого разума» вопрос остался открытым. С одной стороны, философ

убедительно показал, что метафизика как теоретическая дисциплина

невозможна. С другой – он декларировал программу создания новой метафизики

как науки о сверхчувственных вещах – боге и бессмертии души. В 1788 году

стало известно, что Берлинская академия намеревается объявить конкурс на

лучшее сочинение по теме «Какие действительные успехи сделала метафизика со

времён Лейбница и Вольфа». Кант в конкурсе не участвовал, хотя трижды

принимался за работу. Сохранившаяся рукопись красноречиво свидетельствует о

его отношении к метафизике. Кант настаивает на том, что за пределами

чувственного опыта не может быть никакого теоретического познания. Чтобы

придать понятию объективность необходимо подвести под него какое-либо

созерцание. Поэтому теоретически мы ничего не можем узнать ни о боге, ни о

свободе, ни о душе, отделённой от тела. «Практически мы сами создали себе

эти предметы», мы верим в них и ведём себя соответствующим образом.

Метафизика сверхчувственного возможна только с «практически-догматической»

точки зрения. А метафизику природы Кант представляет себе лишь как

разработку понятийного аппарата естественных наук. Метафизика есть критика,

поправка к здравому смыслу, и ничего более, - можно прочитать в черновиках.

Перейдя на позиции критической философии, Кант не забывал об увлечениях

молодости, о своей «первой любви» - естествознании. Он продолжал читать

курсы физической географии и теоретической физики. Сохранял интерес к

астрономии и «небесной механике» и написал две статьи на эту тему: «О

вулканах и луне» и «Нечто о влиянии Луны на погоду». За два года до того,

как заговорили о берлинском конкурсе, он выпустил работу «Метафизические

начала естествознания». Если в «Критике чистого разума», набрасывая

структуру своей будущей философии природы, Кант разделил её на рациональную

физику и рациональную психологию, то теперь природу души он не считает

объектом научного познания. Душа не экстенсивная величина, а описание

душевных явлений – не естествознание, которое имеет дело только с телами.

Философ принимал посильное участие в практической реализации научных

открытий. Так, например, с именем Канта связано сооружение в Кенигсберге

первого громоотвода (на здании Габербергской церкви). Однако главные

интересы мыслителя по-прежнему лежали в собственно философской сфере. Когда

для него выяснилась несостоятельность попытки заново построить разрушенное

им здание умозрительной метафизики, он стал искать новые пути создания

философской системы, так как в философии он ценил, прежде всего,

систематичность. Общие контуры учения сложились у него давно, но системы

пока ещё не было. Конечно обе первые «Критики…» связаны определённым

образом, в них развита одна и та же концепция, но достигнутое единство

между теоретическим и практическим разумом представлялось ему

недостаточным. Не хватало какого-то важного опосредующего звена. Система

философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природой

и свободой своеобразный «третий мир» - мир красоты. Когда он создавал

«Критику чистого разума», он считал, что эстетические проблемы невозможно

осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирический

характер и, следовательно, не могут служить для установления всеобщих

законов. Термином «Эстетика» он обозначал тогда учение о чувственности, об

идеальном пространстве и времени. Однако в 1787 году Кант сообщает

Рейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности, а

именно «чувства удовольствия и неудовольствия». Теперь философская система

мыслителя обретает более чёткие контуры. Он видит её состоящей из трёх

частей в соответствии с тремя способностями человеческой психики:

познавательной, оценочной («чувство удовольствия») и волевой («способность

желания). В «Критике чистого разума» и «Критике практического разума»

изложены первая и третья составные части философской системы –

теоретическая и практическая. Вторую, центральную, Кант пока называет

теологией – учением о целесообразности. Затем термин «теология» уступит

своё место эстетике – учению о красоте. Задуманное произведение философ

намеревался окончить к весне 1788 года. Но работа опять затянулась.

Потребовалось ещё две весны, чтобы работа ушла в типографию. Трактат

получил название «Критика способности суждения». В работе «Критика чистого

разума» термином «способность суждения» обозначалась одна из познавательных

интуитивных способностей. Если рассудок устанавливает правила, то

способность суждения даёт возможность пользоваться этими правилами в

каждом конкретном случае. Теперь Кант размышляет над другим видом

интуиции, который называет «рефлективной способностью суждения». Речь идет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты