зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание
понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости
чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата,
используемого человеком в его практической деятельности. Однако эта
зависимость не является односторонней.
Понятие является результатом исторического опыта человечества.
Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих понятий в
их сознании и деятельности - все это зависит от непосредственного контакта
людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия многократно
проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом. Т.о. чувственное и
рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В
их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности:
1. практическая деятельность в широком смысле;
2. деятельность, специально направленная на создание знаний, на
продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид
умственного труда.
В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления
человечество приобретает многочисленные знания об отношениях (между
различными типами материальных объектов и процессов, между различными
свойствами объектов). Поскольку знание направлено на выявление отношений
между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные
отношения становятся объектами познания. Процессы, в ходе которых
постепенно и последовательно образуются понятия, отражающие общие свойства
предметов и явления окружающего мира, измеряются столетиями. Прежде чем
знание тех или иных связей обретет обобщенную форму и благодаря этому
приобретет понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществиться
процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического
видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все несущественные
моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщенную форму и в том
смысле, что оно должно приобрести объективное значение для множества людей.
Когда слово выступает в единстве с более или менее полным знанием общих
свойств объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и выступает в
форме понятия. Понятия - это такие воплощенные в словах продукты социально-
исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие
существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе
истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении
вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт,
явление. Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе
образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения,
сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое присуще
необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии
именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями.
Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут
существуют два важных момента: при абстрагировании человек исходит из
объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных
отношений друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от
сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и
объединения свидетельствует об активности человеческого познания, о
возникновении особого типа деятельности, особого типа познания,
направленного на фиксирование отношений.
Объяснение и понимание.
Теория познания различает структурные объяснения (отвечают на вопрос,
как устроен объект), функциональные объяснения (как действует и
функционирует объект), причинные (почему возникло данное явление, почему
именно данный набор фактов привел к такому-то следствию). При этом в
процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения
других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и
составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для
объяснения, называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются –
объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как закономерности,
так и отдельные факты. Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых,
устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами
знаний. Во-вторых, позволяет осуществить предвидение и предсказание будущих
ситуаций и процессов. Чем же отличается понимание от объяснения? На всех
этапах человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем-то неизвестным,
знание о чем у нас отсутствует. В данных случаях мы говорим о том, что
данное явление непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не
понимать тексты из-за незнания языка, особенностей культуры. Из
необходимости решать подобные проблемы возникла герменевтика (Ф.
Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикер) - наука о
понимании. Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение
каждого слова, предложения или отрывка, который им придавали авторы. Но с
другой стороны, чтобы понять эти детали и части, необходимо понимать смысл
и значение содержащего их контекста. Эта ситуация получила название -
“герменевтический круг”.
Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы
постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом
осуществляются такие процедуры как:
1. интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и
значения;
2. реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения;
3. ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и
значений;
4. дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные под смыслы;
5. конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их
радикальное преобразование.
Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих
процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания
к знанию.
Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных
другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда
сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.
Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченных
возможностях разума, мышления и признающее основным видом познания
интуицию, чувство, инстинкт – считает действительность хаотичной, лишенной
закономерностей, подчиненной игре случая, слепой воле (иррациональным в
частности является экзистенциализм).
Рационализм – учение в теории познания, согласно которому всеобщность
и необходимость – логические признаки всеобщего знания – не могут быть
выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума
либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий,
существующих только в виде задатков, предрасположении ума. Опыт стимулирует
их проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).
2.2. Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени.
Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что
представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека
в мире? что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное?
подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий
мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие
вопросы называют мировоззренческими. Человек может опираться на жизненный
опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или на научные знания.
Проблемы философии: начальный период характеризуется космоцентризмом –
стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность; следующий
период.: антропоцентризм - проблема человека, этики, общественного
устройства; средневековье: теоцентризм - природа и человек как творение
Бога; Новое время: проблема познания, научных методов, общественного
устройства. На первый план выходят проблемы гносеологии. Гносеологическая
философия состоит в изучении отношения “мир-человек”. Теория познания
рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляется связь
чувственного и рационального, исследуются проблемы истины и другие
гносеологические вопросы.
Два основных направления философии Нового времени:
1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный
опыт как единственный источник знаний.
а) идеалистический эмпиризм (представители Беркин, Юм). Эмпирический опыт
совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта.
б) материалистический эмпиризм (представители Бекон, Гоббс) - источник
чувственного опыта существующий внешний мир.
2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое
основание науки, признает разум источником познания и критерием его
истинности.
Гносеология – философское учение о человеческом познании. Человек и
общество в своем бытии изменяют окружающий мир, но общество может
существовать, только изменяя мир. Это практическое отношение к миру и
является практической основой общества. Особенностью человеческого бытия
является то, что для своего бытия, человек вынужден целенаправленно
изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным, человечество
выработало познание. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого
познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей
человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной
деятельности; анализирует структуру человеческого знания, его основные
свойства (Что есть истина? – важнейший вопрос гносеологии), роль
биологических и социальных факторов познания; исследует закономерности
развития человеческого знания и т.д. Гносеология пытается дать образ
человеческого познания, опираясь на многовековой опыт, она связана с
психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д. Субъект и объект познания. В
рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под
углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках
рационалистической традиции трактовка понятий «субъект» и «объект»
существенно менялась. В докантовсой философии под субъектом познания
понимали единично оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом
же, то на что направлена познавательная деятельность и что существует в его
сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул
отношения объекта и субъекта. Кантовский субъект – это духовное
образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт
деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. В
немецкой классической философии субъект предстает как надындивидуальная
развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У
Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась, прежде всего, как
духовная активность, которая порождала объекты. У К. Маркса эта
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9