Философия эпохи Возрождения и Нового времени

зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание

понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости

чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата,

используемого человеком в его практической деятельности. Однако эта

зависимость не является односторонней.

Понятие является результатом исторического опыта человечества.

Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих понятий в

их сознании и деятельности - все это зависит от непосредственного контакта

людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия многократно

проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом. Т.о. чувственное и

рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В

их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности:

1. практическая деятельность в широком смысле;

2. деятельность, специально направленная на создание знаний, на

продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид

умственного труда.

В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления

человечество приобретает многочисленные знания об отношениях (между

различными типами материальных объектов и процессов, между различными

свойствами объектов). Поскольку знание направлено на выявление отношений

между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные

отношения становятся объектами познания. Процессы, в ходе которых

постепенно и последовательно образуются понятия, отражающие общие свойства

предметов и явления окружающего мира, измеряются столетиями. Прежде чем

знание тех или иных связей обретет обобщенную форму и благодаря этому

приобретет понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществиться

процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического

видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все несущественные

моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщенную форму и в том

смысле, что оно должно приобрести объективное значение для множества людей.

Когда слово выступает в единстве с более или менее полным знанием общих

свойств объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и выступает в

форме понятия. Понятия - это такие воплощенные в словах продукты социально-

исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие

существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе

истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении

вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт,

явление. Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе

образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения,

сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое присуще

необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии

именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями.

Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут

существуют два важных момента: при абстрагировании человек исходит из

объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных

отношений друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от

сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и

объединения свидетельствует об активности человеческого познания, о

возникновении особого типа деятельности, особого типа познания,

направленного на фиксирование отношений.

Объяснение и понимание.

Теория познания различает структурные объяснения (отвечают на вопрос,

как устроен объект), функциональные объяснения (как действует и

функционирует объект), причинные (почему возникло данное явление, почему

именно данный набор фактов привел к такому-то следствию). При этом в

процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения

других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и

составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для

объяснения, называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются –

объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как закономерности,

так и отдельные факты. Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых,

устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами

знаний. Во-вторых, позволяет осуществить предвидение и предсказание будущих

ситуаций и процессов. Чем же отличается понимание от объяснения? На всех

этапах человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем-то неизвестным,

знание о чем у нас отсутствует. В данных случаях мы говорим о том, что

данное явление непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не

понимать тексты из-за незнания языка, особенностей культуры. Из

необходимости решать подобные проблемы возникла герменевтика (Ф.

Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикер) - наука о

понимании. Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение

каждого слова, предложения или отрывка, который им придавали авторы. Но с

другой стороны, чтобы понять эти детали и части, необходимо понимать смысл

и значение содержащего их контекста. Эта ситуация получила название -

“герменевтический круг”.

Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы

постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом

осуществляются такие процедуры как:

1. интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и

значения;

2. реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения;

3. ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и

значений;

4. дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные под смыслы;

5. конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их

радикальное преобразование.

Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих

процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания

к знанию.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных

другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда

сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченных

возможностях разума, мышления и признающее основным видом познания

интуицию, чувство, инстинкт – считает действительность хаотичной, лишенной

закономерностей, подчиненной игре случая, слепой воле (иррациональным в

частности является экзистенциализм).

Рационализм – учение в теории познания, согласно которому всеобщность

и необходимость – логические признаки всеобщего знания – не могут быть

выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума

либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий,

существующих только в виде задатков, предрасположении ума. Опыт стимулирует

их проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).

2.2. Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени.

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что

представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека

в мире? что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное?

подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий

мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие

вопросы называют мировоззренческими. Человек может опираться на жизненный

опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или на научные знания.

Проблемы философии: начальный период характеризуется космоцентризмом –

стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность; следующий

период.: антропоцентризм - проблема человека, этики, общественного

устройства; средневековье: теоцентризм - природа и человек как творение

Бога; Новое время: проблема познания, научных методов, общественного

устройства. На первый план выходят проблемы гносеологии. Гносеологическая

философия состоит в изучении отношения “мир-человек”. Теория познания

рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляется связь

чувственного и рационального, исследуются проблемы истины и другие

гносеологические вопросы.

Два основных направления философии Нового времени:

1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный

опыт как единственный источник знаний.

а) идеалистический эмпиризм (представители Беркин, Юм). Эмпирический опыт

совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта.

б) материалистический эмпиризм (представители Бекон, Гоббс) - источник

чувственного опыта существующий внешний мир.

2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое

основание науки, признает разум источником познания и критерием его

истинности.

Гносеология – философское учение о человеческом познании. Человек и

общество в своем бытии изменяют окружающий мир, но общество может

существовать, только изменяя мир. Это практическое отношение к миру и

является практической основой общества. Особенностью человеческого бытия

является то, что для своего бытия, человек вынужден целенаправленно

изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным, человечество

выработало познание. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого

познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей

человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной

деятельности; анализирует структуру человеческого знания, его основные

свойства (Что есть истина? – важнейший вопрос гносеологии), роль

биологических и социальных факторов познания; исследует закономерности

развития человеческого знания и т.д. Гносеология пытается дать образ

человеческого познания, опираясь на многовековой опыт, она связана с

психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д. Субъект и объект познания. В

рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под

углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках

рационалистической традиции трактовка понятий «субъект» и «объект»

существенно менялась. В докантовсой философии под субъектом познания

понимали единично оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом

же, то на что направлена познавательная деятельность и что существует в его

сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул

отношения объекта и субъекта. Кантовский субъект – это духовное

образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт

деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. В

немецкой классической философии субъект предстает как надындивидуальная

развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У

Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась, прежде всего, как

духовная активность, которая порождала объекты. У К. Маркса эта

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты