Философия эпохи Возрождения и Нового времени

деятельность носила материально чувственный характер, была практической.

Субъект – носитель материального целенаправленного действия, связывающего

его с объектом. Объект – предмет, на который направлено действие. Каковы же

основные качества субъекта отличающие его от объекта? Исходная

характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное,

внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии.

Объект же это предмет приложения активности. Активность человека носит

осознанный характер и, следовательно, она характеризуется и самосознанием.

Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Таким образом,

субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее

преобразование действительности. Объект – это сфера приложения активности

субъекта. Различия между объектом и субъектом относительны. Субъект и

объект – это функциональные категории, которые означают роли различных

явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если он активно

воздействует на окружающих, - субъект, а если на него воздействуют другие,

то он превращается в объект. Познание как отражение действительности.

Отражение – это взаимодействие двух систем, в результате которого

особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В

диалектико-материалистической философии свойство отражения распространяется

на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает

своими специфическими характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в

познавательном процессе, который происходит на уровне человеческого

сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим

способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти

образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему

содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но

воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания

происходит в соответствии с особенностями, отражающей системы, т.е.

сознания. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по

содержанию, субъективны по форме, т.е. несут в себе определенные

характеристики субъекта.

3. Учение о методе познания. Эмпиризм и рационализм.

3.1. Логика, методология и методы научного познания.

Для научного познания характерно наличие двух уровней: эмпирического и

теоретического.

Пытаться решить поставленную проблему можно двумя путями: искать нужную

информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений,

экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент –

важнейшие методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория

- это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто

используют ряд особых логических приемов:

1. прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и

свойства, наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов,

распространяются на все возможные случаи;

2. прием идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при

которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е.

так, как в самой действительности они происходить не могут;

3. прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов

вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получившие в них

достаточно точный смысл и значение.

Формы и методы научного исследования.

Эмпирическое и теоретическое. В науке различают эмпирические и

теоретические уровни исследования. Это различение имеет своим основанием

методы познавательной активности и характер достигаемых результатов.

Эмпирическое исследование предполагает выработку программы исследований,

организацию наблюдения и экспериментов, описание и обобщение

экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для

эмпирического познания характерна фактофиксирующая активность.

Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне

абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории,

законы, гипотезы. Исторически эмпирическое познание предшествует

теоретическому, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного

знания. Эмпирическое исследование выявляет все новые данные путем

наблюдения и эксперимента, ставит перед теоретическим мышлением новые

задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и

обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдением и экспериментом

все более сложные задачи.

Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решения

какой-то задачи, в основе которой всегда лежит известное предположение,

догадка, постановка проблемы.

Постановка проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся познать

то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к

самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить проблему, порой, не

менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в

известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность.

Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно

разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей

деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос.

Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.

Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное

восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений

объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным

приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в

соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с

наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании

условий. Но человек не может ограничиться ролью только наблюдателя:

наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует

эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно,

или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям

исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в

исследуемый процесс.

В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда

ученый в уме оперирует определенными образами, мысленно ставит объект в

определенные условия.

Эксперимент двусторонен. С одной стороны - он способен подтвердить или

опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность выявления

неожиданных новых данных. Т.о. экспериментальная деятельность обладает

сложной структурой: теоретические основы эксперимента - научные теории,

гипотезы; математическая основа - приборы; непосредственное осуществление

эксперимента; экспериментальное наблюдение; количественный и качественный

анализ результатов эксперимента, их теоретическое обобщение. Необходимым

условием научного исследования является установление фактов. Факт (от лат.

Factum) - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или

духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания,

зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения.

“Факты - это воздух ученого” - говорил Павлов. Самое характерное для

научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован.

Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией.

Например, свидетельские показания: люди говорят об одном и том же, но как

по-разному. Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной

достоверности факта. Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны

быть подвергнуты отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они

включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой

для научного анализа является не просто единичный факт, а множество фактов,

отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты

могут служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно

подобранных фактов можно построить любую теорию.

Описание и объяснение. В ходе наблюдения и эксперимента осуществляется

описание, протоколирование. Основное требование к описанию – его

достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

Объяснение – это мыслительная операция, ориентированная на выявление

причинной зависимости объекта исследования, постижение закономерностей его

функционирования и развития, и, наконец, раскрытие его сущности. Объяснить

– значит осмыслить объект в свете уже существующих, исторически накопленных

знаний, определенных принципов, законов, категорий.

Гипотеза. Ни одна научная теория не родилась в готовом виде. Сначала она

существовала как гипотеза. При этом сама гипотеза возникает не сразу, она

проходит определенные стадии формирования. Сначала это предположение,

догадка, вытекающая из наблюдения новых фактов. Она может подвергаться

изменениям, модификациям. В результате формируется сама гипотеза как

наиболее вероятное предположение. Гипотеза есть предположение, исходящее из

фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно

изученной области мира..

Обоснование и доказательство гипотезы проводится на основании анализа

накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с

установленными новыми фактами и теми фактами, которые могут быть

установлены в будущем. Иначе говоря, обоснование гипотезы предполагает ее

оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и

предвидении новых.

Гипотеза выступает как определенное обобщение имеющегося знания. Но

она принципиально носит вероятностный характер. Степень ценности гипотезы

определяется уровнем ее вероятности (Фрейд «Ядро Земли из мармелада»).

Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая

система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства,

закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер

функционирования и развития определенной области реальности.

Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в

рамках данной теории выявляется противоречие, неразрешимое в ее рамках, то

его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину научной теории

составляют входящие в нее законы. В теории выделяют такие существенные

моменты: исходную эмпирическую основу (факты, данные эксперимента);

различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику, теории, допустимые в

рамках теоретического правила логические выводы и доказательства;

совокупность выведенных утверждений с их доказательствами; законы наук, а

также предвидение.

Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и

дедуктивные теории.

Поворотными пунктами в истории науки становятся научные революции.

Революция в науке выражаются в качественном изменении ее исходных

принципов, понятий, категорий, законов, теорий, т.е. в смене научной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты