Философия эпохи Возрождения и Нового времени

что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не

говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о

словах, когда люди принимают слова за вещи.

Идолы театра (или теорий) - это ошибки, связанные со слепой верой в

авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон

имел в виду систему Аристотеля и схоластику, слепая вера в которые

оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл

истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские

построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, -

это, по его мнению, своего рода "философский театр".

Разработанный Бэконом индуктивный метод, лежащий в основе науки, должен,

по его мнению, исследовать внутренне присущие материи формы, являющиеся

материальной сущностью принадлежащего предмету свойства – определенного

вида движения. Чтобы выделить форму свойства, надо отделить от предмета все

случайное. Это исключение случайного, конечно, мысленный процесс,

абстракция. Бэконовские формы - это формы "простых природ" или свойств,

которые изучают физики. Простые природы – это такие вещи, как горячее,

влажное, холодное, тяжелое и т.д. Они подобны "алфавиту природы", из

которого многие вещи могут быть составлены. Бэкон ссылается на формы, как

на "законы". Они – детерминанты, элементы фундаментальных структур мира.

Сочетание различных простых форм дает все разнообразие реальных вещей.

Развитое Бэконом понимание формы противопоставлялось им умозрительному

толкованию формы у Платона и Аристотеля, т.к. для Бэкона форма – своего

рода движение материальных частиц, составляющих тело. В теории познания,

для Бэкона, главное – исследовать причины явлений. Причины могут быть

разными: действующими, которыми занимается физика, или конечными, которыми

занимается метафизика. Методология Бэкона в значительной степени

предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующие

века, вплоть до XIX в. Однако, Бэкон в своих исследованиях недостаточно

подчеркивал роль гипотезы в развитии знания, хотя в его времена уже

зарождался гипотетико-дедуктивный метод осмысления опыта, когда выдвигается

то или иное предположение, гипотеза и из нее выводятся различные следствия.

При этом дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. В

этом отношении большая роль принадлежит математике, которой Бэкон не владел

в достаточной степени, да и математическое естествознание в то время только

формировалось.

В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве "Новая

Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.). В этом произведении он

изобразил будущее государство, в котором все производительные силы общества

преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает различные

удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь человека:

здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, и

лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и

передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы животных, и

многое другое. Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились

на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют

о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На современном языке

его можно было бы назвать технократом, т.к. он полагал, что все современные

ему проблемы можно решить с помощью науки.

Несмотря на то, что он придавал большое значение науке и технике в жизни

человека, Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных причин",

за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон все время

подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но

укрепляют веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой к

атеизму, более же глубокие возвращают к религии".

Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее

развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования

явлений природы, разработка концепции необходимости ее экспериментального

изучения сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI-

XVII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики.

Классификация наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и

даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. Хотя

углубление рационалистической методологии в дальнейшем развитии философии

снизило после смерти Бэкона его влияние в XVII в., но в последующие века

идеи Бэкона приобрели свое новое звучание. Они не потеряли своего значения

вплоть до XX в. Некоторые исследователи даже рассматривают его как

предшественника современной интеллектуальной жизни и пророка прагматической

концепции истины (имеется в виду его высказывание: "что в действии наиболее

полезно, то и в знании наиболее истинно").

4. Эпоха Возрождения.

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи

Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон

природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее

развитие культуры и философии. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая

период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия

средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой

эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью

Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом,

отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и

определить их связи и точки соприкосновения.

4.1 Общая характеристика эпохи

Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как

периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее

составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против

варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации,

другой культуры, другого знания.

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в

оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что

человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую

черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и

всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Одной из

характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление

светских настроений. Козимо Медичи — некоронованный правитель Флоренции —

говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и

что он лично всегда укреплял ее на земле. Светский характер присущ и такому

яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова

гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею

блага человека главной целью социального и культурного развития и

отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин

употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое

течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. В

формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное

культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре

стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для

воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих

древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов.

Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь

Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре

этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было

сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения —

антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого

времени. Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической

картины мира, отождествляющей Бога и природу. Наконец, если философия

Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли

Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект

философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического

бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало

новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV—XVI вв. становится

общеевропейским явлением.

5.Гуманистическая мысль эпохи Возрождения

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность),

употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном

(106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование

человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной

природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему

из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины

стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia

humanitatis» (гуманитарные дисциплины). Родоначальником гуманизма

единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). В его

творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной

культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он

решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по

отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо

считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.

В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке

античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету

литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям

замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной

культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия,

намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному

наследию. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии

должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв

переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного

самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-

разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем

более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он

утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу,

в корпорацию, в богоустановленный порядок — такова общественная доблесть,

требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты