отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к
конкретному, индивидуальному. Гуманисты вырабатывают новый подход к
пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности.
Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или
социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее
деятельности. Ярким воплощением этого подхода может служить, например,
разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Батиста Альберта
(1404—1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об
искусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия и
симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек
способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной
активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит
иго судьбы тот, кто привык подчиняться».
Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его
индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно
считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском
сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала
провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него
выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-
то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла
родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная
мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями,
важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые
свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение
в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) в своей яркой «Речи о
достоинстве человека» помещает его в центр мира: «Не даем мы тебе, о Адам,
ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и
место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно
своей воле и своему решению». Утверждается, что Бог (вопреки церковной
догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему
возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического
антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека
заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.
Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными
творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению
человека с Богом. «Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет
времени... Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день.
Наконец, божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека
творит чудеса — как те, которые может сотворить природа, так и те, которые
может сотворить только бог». В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти
(1396—1472), Марсилио Фичино (1433—1499), Томмазо Кампанеллы (1568—1639),
Пико (1463—1494) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического
антропоцентризма — тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не
были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они
оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на
первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали
на первый план человека, а затем говорили о Боге.
Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей
Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как
социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом,
включает и антиклерикальные (от лат. anti — против, clericalis — церковный)
взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и
духовенства на господство в обществе.
В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374—1444), Поджо Браччолини
(1380—1459), Эразма Роттердамского (1469—1536) и др. содержатся выступления
против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви
и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим
гуманистам стать служителями церкви, а двое из них — Томмазо Парентучелли и
Энеа Сильвио Пикколомини — даже были возведены в XV в. на папский престол.
Надо сказать, что до середины XVI в. преследования гуманистов со стороны
католической церкви — явление крайне редкое. Поборники новой светской
культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И
только Реформация заставила церковь перейти в наступление.
5.1 Эпоха Возрождения и Реформация
Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической
церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения
стала продажа индульгенций — грамот, свидетельствующих об отпущении грехов.
Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого
раскаяния, а также купить право на будущий проступок. «95 тезисов против
индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецким
богословом Мартином Лютером (1483—1546), имели огромный резонанс. Они
послужили мощным стимулом для выступлений против официальной церковной
идеологии и послужили началом Реформации (от лат.reformatio —
преобразование) — движения за обновление веры, обратившегося против
папства. Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и
созданию новой разновидности христианства — протестантизма, проявились с
разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы.
Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями
— швейцарским священником Ульрихом Цвингли (1484—1531) и французским
богословом Жаном Кальвином (1509—1564), имели не только религиозный смысл,
но были наполнены и социально-политическим и философским содержанием.
Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны,
гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая
неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к
истокам (в одном случае — к античным, в другом — к евангельским). С другой
стороны, Реформация — это протест против ренессансного возвеличивания
человека. В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении
взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста
Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями
Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и
язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они
разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что
перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если
человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может
спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для
Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное
Писание для него — это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний
волен откликнуться на него или нет. Культурные и социально-исторические
результаты реформационного процесса не исчерпываются рождением
протестантизма и модернизацией католической церкви. Они более внушительны.
Традиционное вероучение опиралось на практику искупления прегрешений путем
совершения предписанных церковью «святых дел» (строгий пост, приобретение
индульгенций, пожертвования в пользу церкви). Главная же идея тезисов
Лютера состояла в том, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет
необходимости в особых поступках, изолированных от обычной жизни и
специально преследующих цели спасения. Человек не должен как монахи бежать
от мира, наоборот, ему следует добросовестно исполнять свое земное
призвание. Всякое занятие, если его польза не вызывает сомнений, может
рассматриваться как святое дело. Это коренное переосмысление покаяния
привело к формированию новой, предпринимательской этики (получение прибыли
признается делом, угодным Богу, если совершается без ростовщических
хитростей, при условии потребительского воздержания, честности в деловых
отношениях и непременного инвестирования нажитого богатства). Утверждение
этих новых норм и ценностей, определивших «дух капитализма», сыграло
решающую роль, по мнению известного немецкого мыслителя XX в. Макса Вебера,
в разложении натурального хозяйства и становлении капиталистических
отношений.
6. Социально-философская мысль эпохи Возрождения
Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к
проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические
теории Никколо Макиавелли (1469—1527) и Франческо Гвиччардини (1482—1540) и
социальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639).
6.1 Философские взгляды Макиавелли
Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и
государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов
«Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет
идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека
считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над
человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с
фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) —
воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Судьба «... являет свое
всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой
напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений». Подлинным
воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в
которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие
учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые
меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав
реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе
сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не
предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли
решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы
политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было
освобождено от абстрактного морализирования. Как сказал известный
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9