Философия любви

состояние человеческого бытия, снимает «страх Божий», предписанный человеку

в его обыденной жизни, даже страх перед днем Суда. «В любви нет страха, но

совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение;

боящийся не совершен в любви» (1 Ин 4, 18).

Первые защитники и пропагандисты христианства, учившие еще во времена

гонений на него со стороны римской власти, осмыслили новозаветное учение о

любви, прежде всего как наказ о гуманных отношениях между людьми, о

человечности как главном принципе социального бытия.

Опираясь на предпосылки, возникшие еще в стоической философии, ранняя

патристика попыталась разработать и внедрить в позднеантичное общество

комплекс таких отношений внутри социума, который обеспечивал бы защиту

свободы и достоинства человеческой личности во всем ее индивидуальном

своеобразии, в ее оригинальной самости. На смену философскому духовному

эросу античности христианство принесло интимную, глубоко человечную,

сострадательную любовь к ближнему, освятив ее божественным авторитетом,

божественной заповедью и производя ее от божественной любви. Всеобъемлющая,

всепроникающая любовь к людям становится главным оружием в руках ранних

христиан против всякого зла и насилия, и вся раннехристианская культура

устремлена к воплощению идеалов христианского гуманизма в жизни. Бог

даровал человеку мудрость и человеколюбие, поэтому для христиан на первом

месте стоит религия – «познание и почитание истинного Бога», но

непосредственно за ней и в тесной связи с ней следует человеколюбие –

«милосердие, или человечность». Гуманность, милосердие, сострадание, любовь

к людям – вот область чувств и нравственных принципов, открытая

христианством и поставленная им в основу построения новой культуры.

Вслед за раннехристианскими мыслителями много внимания проблеме любви

уделяли и византийские отцы церкви. Идеи человечности, гуманного отношения

к каждому конкретному человеку и для них сохраняют свою высокую значимость,

но здесь они практически не добавляют ничего нового к идеям апологетов.

Находки византийцев лежат более в сфере чисто духовного опыта, который, по

их глубокому убеждению, опирающемуся на Новый завет, неосуществим без

любви. «Познание осуществляется любовью», - афористически выразил его суть

крупнейший мыслитель IV в. Григорий Нисский, и в этом направлении активно

работала мысль многих византийских богословов и практиков «духовного

делания».

Учение о божественном эросе составляло глубинные основания всей

христианско-византийской духовности. Христианство как мировоззрение и

религия, обращенная к самым широким массам населения, избегало абстрактных

усложненных форм выражения своего учения. Самые сложные духовные истины оно

стремилось выразить в формах, доступных пониманию каждого верующего.

Осознав эрос, любовь в качестве главной творческой движущей силы

универсума, византийские мыслители стремились донести эту идею до всех

членов Церкви, внедряя в их сознание не ее космическое значение, а в первую

очередь социально-личностный смысл. Ведь христианский Бог, хотя и

умонепостигаем, но, прежде всего — личность, и божественный эрос

проявляется для человека в формах межличностной, индивидуальной и очень

интимной любви. Познание Бога, слияние с ним — это, в конечном счете, очень

личный, очень интимный тайный акт, хотя готовиться к нему можно и нужно

соборно.

Поздняя святоотеческая традиция приписывает одному из крупнейших

византийских богословов, комментатору «Ареопагитик» Максиму Исповеднику

(VII в.), издание сборника высказываний о любви, наиболее полно выражающих

патриотические представления. В четырех «сотницах» афористических суждений,

обращенных, прежде всего к возлюбленным самого Христа—монахам, представлены

многие аспекты христианского (и шире — средневекового вообще) понимания

любви. Любовь предстает в этом сборнике, прежде всего как важный

гносеологический фактор, то есть познавательная сила. Высшее знание

обретается человеком только на путях и в акте безмерной любви к Абсолюту.

Познание божественных вещей возможно только в состоянии «блаженной страсти

святой любви» к ним, «связывающей ум духовными созерцаниями» и отрешающей

его полностью от вещественного мира. «Страсть любви прилепляет» человека к

Богу, его дух воспаряет к Богу «на крыльях любви» и созерцает его свойства,

насколько это доступно уму человеческому. «Когда по влечению любви ум

возносится к Богу, тогда он не чувствует ни самого себя, ни чего-либо из

сущего. Озаряясь божественным безмерным светом, он не чувствует ничего из

сотворенного, подобно тому как и физическое око не видит звезд при сияющем

солнце». В состоянии бесконечной и всепоглощающей любви ум «подвигается к

исследованиям о Боге и получает чистые и ясные о нем извещения».

Даже вера, которая в христианстве как учении, прежде всего религиозном

занимает главное место, не может обойтись без любви. Только любовь

возжигает в душе «свет ведения», и, более того, она бесконечна. «Вера и

надежда,— считает Максим,— имеют предел; любовь же, соединяясь с

пребесконечным и всегда возрастая, пребывает в бесконечные веки. И потому

любовь выше всего». Любовь очищает дух человека от ложных и низменных

пристрастий и открывает духовные сокровища в нем самом, в глубинах его

«сердца», под которым христианство, как уже указывалось, имеет в виду не

физическое сердце, но некий духовно-душевный центр человека. Именно в нем

обретает человек, охваченный божественной любовью, «все сокровища

премудрости и ведения». В акте этой любви наш ум преобразуется, уподобляясь

божественному Уму. Он становится мудрым, благим, человеколюбивым,

милостивым, долготерпеливым — «словом, почти все божественные свойства в

себя приемлет. А отлучающийся от Бога ум становится либо скотским,

погрязнув в сластолюбии, либо зверским, побуждающим к нападению на людей

ради скотских удовольствий».

Слияние с Богом (равно обладание им, мистическое познание его) в акте

божественной любви — цель жизни христианина; оно обещает ему спасение и

бесконечное блаженство. «Не будь скор на отвержение духовной любви, ибо не

осталось людям иного пути к спасению»,— утверждает Максим. И пролегает этот

путь через нравственно-этическую сферу — правильный с христианской точки

зрения образ жизни, то есть через исполнение божественных заповедей, и,

прежде всего заповеди любви к ближнему. Поэтому ей византийские мыслители

уделяли самое пристальное внимание.

Развивая новозаветные идеи, Максим призывает своих читателей любить

всех людей одинаково: добродетельных «по естеству и за доброе расположение

воли», а порочных — «по естеству» (то есть как людей-братьев) и из

сострадания, как несмышленых и заблудившихся во тьме незнания. Но самый

высокий вид любви на социальном уровне — это любовь к врагам. «Добровольно

делать добро ненавидящим свойственно только совершенной духовной любви».

Человек, любящий поносящего его и делающий ему добро, идет «путем

христианской философии», проложенным самим Христом, то есть путем истины.

Внимательно изучая отношения людей друг к другу, Максим различает пять

видов любви: 1) «ради Бога»— так добродетельный любит всех людей; 2) «по

естеству» — любовь между детьми и родителями; 3) «из тщеславия» —

прославляемый любит прославляющего; 4) «из корыстолюбия» — так любят

богатого за раздаваемые им дары; 5) «из сластолюбия» — плотская любовь, не

имеющая целью рождение детей. Только первый вид любви, в глазах христиан,

достоин похвалы; второй — естествен и как бы нейтрален, а остальные три

вида относятся к «страстным» и порицаются христианскими теоретиками.

Любовь к людям, к каждому конкретному человеку как бескорыстное

служение, как постоянную заботу об обездоленных и помощь им, как

беспрестанную молитву за всех перед Богом византийские отцы резко отличали

от «любви к миру», то есть к мирской суете и наслаждениям (к погоне за

славой, богатством, роскошью, плотскими утехами). Если любовь к ближнему —

это путь к единению с Богом, то «любовь к миру» отвращает человека от

божественной любви, ибо они, как писал Палама, противоположны друг другу.

«Любовь к Богу является корнем и началом всякой добродетели, а любовь к

миру — причиной всякого зла». Каждый из этих видов любви уничтожает другой,

а начала их заключены в двойственной природе человека. Душа его вожделеет

духовной любви и духовных наслаждений, а тело стремится к сиюминутным

плотским утехам. Поэтому душа обуреваема любовью к Богу, а тело — к миру, и

борьба между этими видами любви происходит почти в каждом человеке.

Преемник Паламы по епископской кафедре в Салониках Николай Кавасила в

какой-то мере подвел итог многовековой святоотеческой традиции понимания

любви в византийско-православном регионе. Бог есть любовь, и божественный

эрос неиссякаемо источается в мир и оплодотворяет его. Особую любовь питает

Бог к главному своему творению — человеку, так что «неизреченное

человеколюбие и любовь Божия к роду нашему превосходит разум человеческий»

и таинственное «Его единение с возлюбленными выше всякого единения, так что

этого никто не в состоянии понять или изобразить каким-либо образом»,—

пишет Кавасила. Бог вложил изначально в души людей ответную любовь к себе,

но вследствие дарованной им также свободы воли эта любовь была заглушена в

них не без помощи сатанинских сил порочной любовью к миру, тем не менее в

душах человеческих всегда сохраняется «удивительное предрасположение» к

высокой любви.

Приняв человеческую плоть, претерпев в ней страдания и самую смерть

ради людей, Бог наглядно напомнил им о своей любви к ним, показал пример

бескорыстной любви и призвал их следовать этому примеру в их повседневной

жизни. При этом, подчеркивает Кавасила, Бог удостоил своей высокой любви не

просто человеческую природу, но каждого человека в отдельности, открыв ему

индивидуальный путь к Богу.

Возбуждение в людях духовной любви, ведущей, в конечном счете, к

познанию Первопричины в акте мистического слияния с ней, осуществляется в

христианстве путем включения их в систему, главные моменты которой

определяются взаимосвязанными понятиями: Благо — Красота — Любовь —

познание — наслаждение.

Уже в самом таинстве крещения, полагает Кавасила, Христос являет

принимающим его свою красоту, которая возбуждает в сердцах такую любовь к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты