Философия любви

состояний человеческих душ в разные эпохи, у разных народов и в разных

жизненных коллизиях, в широчайшем диапазоне времени и пространства

(например, «Книга любви» в лирическом «Западно-восточном диване», «Трилогия

страсти»). Любовь формирует личность, окрыляет ее и вселяет в нее мужество,

делая ее способной идти наперекор всему, даже собственной жизни (роман

«Страдания молодого Вертера»), бросая вызов ханжеству и предрассудкам

(роман «Избирательное сродство»), губит в своей роковой судьбе (драма

«Мария Стюарт»), но и спасает и очищает (трагедия «Фауст»). Несмотря ни на

что, любовь пробивает путь к своему торжеству, «вечно-мужественное» и

«вечно-женственное» неуклонно стремятся друг другу навстречу:

Молодую страсть

Никакая власть,

Ни земля, ни гроб не охладят!

Гёте был и классицистом и реалистом, он и привержен ко всему земному,

и живо устремляется в романтические выси. И все это в гармоничном единстве.

Все четыре классика немецкого идеализма конца XVIII—первой трети XIX

в.—Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель — выразили свое определенное философское и

социально-практическое отношение к проблеме любви.

Иммануил Кант, прежде всего, провел различие между «практической»

любовью (к ближнему или к богу) и любовью «патологической» (то есть

чувственным влечением) и вообще занял слишком трезвую и сухую позицию в

вопросах отношений между полами, соответствующую скептическим составляющим

его философии и подкрепляемую холодными наблюдениями одинокого холостяка. В

«Метафизике нравов» (1797) Кант подходит к явлению любви с этической точки

зрения, и только. «Любовь мы понимаем здесь не как чувство (не

эстетически), т. е. не как удовольствие от совершенства других людей, и не

как любовь-симпатию (ведь со стороны других не может налагаться обязанность

питать чувства); любовь должна мыслиться как максима благоволения

(практическая), имеющая своим следствием благодеяние». Следовательно, по

Канту, любовь к человеку противоположного пола и «любовь к ближнему, хотя

бы этот последний заслуживал мало уважения» фактически одно и то же. Это

долг, моральная обязанность, и только.

В «Метафизике нравов» Кант совершенствует свою точку зрения и к числу

требований долга относит и дружбу, а «дружба (рассматриваемая в ее

совершенстве) — это союз двух людей, основанный на взаимной любви и

уважении». Более того, без уважения «невозможна истинная любовь, в то время

как можно питать к кому-нибудь большое уважение, и не испытывая любви».

Однако Канту представляется, что там, где любовь, не может быть равного

отношения друг к другу и тот, кто любит другого (другую) больше, чем тот

(та) его, невольно оказывается со стороны партнера, начинающего чувствовать

свое превосходство, менее уважаемым. А в то же время добродетельная любовь

«стремится полностью излиться и ждет такого же ответного сердечного

излияния, не сдерживаемого каким-либо недоверием».

И каким все-таки холодом веет от Кантовых опасений, что дружбу и

любовь погубит «бесцеремонная фамильярность»! Конечно, бесцеремонность в

дурном смысле слова сродни грубости и неуважительности, но Канта тревожит

не это: ему важно, чтобы между любящими всегда оставалась дистанция, иначе

пострадают их личности с присущей им самостоятельностью. Беззаветная

самоотдача в любви для Канта вещь недопустимая. Да и как могло у него

получиться иначе, если, по Канту, долг требует любви, человек обязан

любить, добровольно, но все-таки обязан...

Иоганн Готлиб Фихте не принял трезвых и расчетливых выкладок Канта, и

он рассуждает о любви как силе онтологического объединения «Я» и «Не-Я» —

двух противоположностей, на которые сперва расчленяется мировая духовная

сила, чтобы потом вновь устремиться к воссоединению с самой собой. Но Фихте

не мог, разумеется, отклонить эмпирического понятия половой любви, и в

ранних своих сочинениях, где он еще не отождествлял вселенское «Я», как

источник и основу всего бытия, с богом, Фихте это понятие рассматривает.

Позиция его весьма жесткая, ригористичная: брак и любовь, конечно, не одно

и то же, но не должно быть брака без любви и любви без брака.

Онтологизацией любви, то есть укоренением ее в структуре мирового

Абсолюта, занимался и Фридрих Шеллинг. Любовь он объявил формирующим

принципом деятельности всеобщего духовного начала — принципом наивысшей

значимости. Шеллинг много общался с иенскими романтиками, и это не прошло

даром: в отличие от Фихте, он признает равноправие двух полов в любви.

Каждый из них в равной мере ищет другого, чтобы слиться с ним в высшем

тождестве.

Отверг Шеллинг и миф об андрогинах, изложенный Платоном в его диалоге

«Пир» и повторенный Якобом Бёме: если бы существовали первые люди с

неразделенными полами, откуда же взялось бы их любовное тяготение вовне?

Они были бы вполне самодостаточны, и любовь в человеческом роде не только

не развивалась бы, но, наоборот, совершенно угасла.

Решительно отверг всякий мистицизм в истолковании любви Георг

Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831). К этим вопросам он возвращался не

раз, побуждаемый как непосредственным интересом, так и нуждами своей

философской системы. Уже в юношеском фрагменте «Любовь и религия» он

начинает категориальную обработку этого понятия: человеку свойствен раскол

между желаниями и действительностью, и этот раскол преодолевается

«позитивностью» любви, чудесная сила которой равноценна религиозной. В

другом неоконченном наброске— «Любовь» (1798) молодой Гегель продолжает, но

несколько по-другому выявлять диалектику противоречий, свойственную этому

явлению и его понятию. Субъект, согласно Гегелю, ищет любви самоутверждение

и бессмертие, а приближение к этим целям возможно только тогда, когда

объект любви достоин субъекта по своей внутренней силе и возможностям и в

этом смысле ему «равен». Вот тогда любовь обретает жизненную мощь,

становится сама проявлением «Жизни»: реализуя влечение, любовь стремится к

овладению и господству, но тем самым преодолевает противоположность

субъективного и объективного, возвышается к бесконечному.

Во второй половине XIX в. нашумела 44-я глава второго тома (1844)

главного труда немецкого философа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и

представление». Глава эта называлась «Метафизика половой любви», и в ней

охваченный чувством любви человек изображался слепой марионеткой во власти

космического начала — Мировой Воли. Она использует людей как покорные

орудия — средства, которых фантом любви заставляет продолжать человеческий

род. Все остальное — индивидуальная избирательность в любви, видящая все в

радужном свете страсть и верящая только в худшее ревность, вообще вся

широкая гамма чувств и настроений,— все это представляет собой лишь

маскировку, скрывающую лицемерно ту «истину», что любовь — это лишь

коварная ловушка природы, а все остальное — только обманчивая надстройка.

Впрочем, Шопенгауэр заявлял, что человек в состоянии преодолеть и

слепоту биологического устремления, и эгоизм расчетливой меркантильности

при том условии, что он преобразует половое чувство в сострадание, а его —

в чувство всечеловеческого альтруизма. В понимании Шопенгауэра субъекты

альтруистической любви должны «забыть себя», растворив свою волю в

императиве морального самоподавления, а затем ее полностью умертвить. В

конце концов, отомрет и любовь в любом ее виде, и все погрузится в нирвану.

Согласно Ницше, любовь всегда эгоистична, альтруизм невозможен, его

соучастие в любви противоестественно. В этом смысле любовь и мораль

исключают друг друга, любовь оказывается «по ту сторону добра и зла». Если

одухотворенность и возможна в любви, то это лишь одухотворенность

чувственности в смысле ее острой осознанности, «пронзительности». Так как

любовь есть способ самоутверждения Воли, то она проявляет себя не только

как любовь к существу противоположного пола, но и как любовь к жизни вообще

и любовь к власти особенно. Но эти два последние измерения присутствуют и в

половой любви как стремление к преодолению налично существующего, как

желание победить партнера в любви, сломать его и подчинить себе. Преодолеть

существующее — значит преодолеть и свое прежнее существование: любовь

способствует жизненному творчеству, но также и отрицанию уже существующей

жизни, так что она оказывается преамбулой смерти, вводит на ее порог.

Эта своеобразная диалектика жизни и любви в воззрениях Ницше была

усилена его рассуждениями о ступенях любви в ее развитии. Эти ступени

выстраиваются им в определенную последовательность на основе резкого

противопоставления любви женской и мужской. В них обеих есть моменты

самосохранения и самоотрицания, но проявляются они совсем по-разному: в

первой побеждает желание подчиниться, вторая стремится господствовать, а в

обоюдной любви соединение этих двух противоположных по качеству тенденций

порождает во внутреннем мире партнеров хаос и диссонанс импульсов,

торжества и растерянности, дружественности и ненависти, восхищения и

презрения. Выходя за собственные границы, любовь возвращается к своим

иррациональным биологическим первоосновам.

Сущность любви – тема философского размышления

В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый

вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого

человека, общество и т.д. Сложность и важность любви продиктованы тем, что

в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное,

индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и

необъяснимое, интимное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет

такого человека, кто не был с ней знаком хотя бы в малой мере. Более того,

без любви не может сформироваться моральный облик человека, не происходит

нормального развития.

Страсть любить, отмечает в книге «Искусство любить» американский

социолог Э. Фромм, это самое существенное проявление человеческих

положительных, жизнеутверждающих влечений. «Любовь – единственный

утвердительный ответ на вопрос о проблеме существования человека». Однако,

продолжает он, большая часть людей не способна развить ее до адекватного

уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще – это искусство,

требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты