Философская антропология в 20 веке

Философская антропология в 20 веке

Содержание

Введение

К вопросу о развитии философской антропологии

Исторический обзор отношений психологии и философии

Систематизация вопроса

К вопросу о методе

Основные понятия философской антропологии

Две фундаментальные антропологические категории: действие и

происшествие

Об аристотелевском различии между поэзией и практикой

Действие как самоопределение

Самоопределение и самоосуществление

Антропология Гельмута Плеснера как возможное основание философско-

религиозной антропологии.

Философская антропология Арнольда Гелена в ее отношении к философско-

религиозной проблематике.

Литература

Введение

В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского

знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением

человека. Она получила название философской антропологии. Ее

основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад

в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других

исследователей. Появление философской антропологии как специального учения

о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского

человекознания. В 1928 году М.Шелер писал: "Вопросы: "Что есть человек и

каково его положение в бытии?" - занимали меня с момента пробуждения моего

философского сознания и казались более существенными и центральными, чем

любой другой философский вопрос" (Шелер М. Положение человека в космосе //

Избранные произведения. М.,1994. С.194.). Шелер разработал обширную

программу философского познания человека во всей полноте его бытия.

Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное

изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным

философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская

антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его

физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях,

которые им движут и которые он приводит в движение.

Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф.Ницше о

том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это

нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философская

антропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживается

множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих

настолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кроме

внимания к человеку, весьма сложно.

Термин «философская антропология» употребляется в двух основных

смыслах. Часто под ним называют раздел философского знания, посвященный

всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин

«философская антропология» закреплен и за конкретной современной

философской школой, главными представителями которой были немецкие философы

М.Шеллер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.

Представители «философской антропологии» выдвинули программу

философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили

соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение

различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением.

Принципиальной задачей философской антропологии является разработка

проблемы сущности человека. По мнению основателей, философская антропология

– это «базисная наука о сущности и сущностном строении человека».

Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: «Философская

антропология – это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека.

Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают

человека, но делает это с региональных точек зрения: философской,

биологической, психологической, лингвистической и т.д.».

В чем конкретно «философские антропологии» усматривают сущность

человека? В решении этого вопроса их взгляды расходятся. М.Шеллер,

полагает, что такой сущностной идеей человека является антропологический

дуализм духа и жизни. Сущностное определение человека, с точки зрения

немецкого, есть одновременное определение его особого положения в порядке

бытия. Соответственно принцип антропологического дуализма будет в качестве

сущностной характеристики человека, если будет доказано на основе этого

принципа особое положение человека в бытии. И поскольку жизнь как один из

способов антропологического дуализма в представлении М.Шеллера является чем-

то общим для человека и остального органического мира, то человек может

претендовать на особое положение в бытии, если только дух предстанет как

нечто принципиальное для жизни.

В работе «Положение человека в космосе» статус человеческого бытия

выявляется в космической перспективе через соотношение человека с другими

формами органичного мира в плане становления и эволюции психического

начала: чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и

практического интеллекта. Жизнь человека содержит в себе эти формы

отношения с миром и в этом смысле человек в принципе не отличается от

животного. И.М.Шеллер убежден, «человек – естественный человек есть

животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда

останется животным». Однако между человеком и остальными животным миром, по

мнению М.Шеллера, имеется сущностное различие. Это различие обусловлено

наличием у человека духа. Наиболее базисно важной характеристикой

человеческого духа объявляется его «открытость миру». Животные органы

средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выход в

открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом, сущностная

особенность связывается Шеллером с его онтологической свободой. В силу этой

свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном

бытии. В силу этого человеческий дух предстанет как объективность. Из этих

базовых качеств человеческого духа вырастают такие его составляющие, как

способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное

отношение к миру.

Всякий дух необходимо носить личностный характер. Личность – это

сущностно-необходимая единственная форма существования духа. Только на

личностной основе существует возможность творческой самореализации духа.

Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции

Шеллера, представляет как определенная целостность – микрокосм, находящийся

в определенном отношении с «макрокосмом – запредельным миром».

Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те

теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как

близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как

подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека

выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику

А.Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации

человека. По его мнению, «человек – это существо, открытое миру». Эта

«открытость» определяется его биологическим недорсувитием и

недостаточностью.

Человек как биологически «недостаточное» существо должно решать задачу

своего выживания. В силу этого человек является действующим существом.

Действие – это форма человеческого овладения природой в целях

обеспечения его жизнедеятельности. «Открытость миру» и действительность

человека обуславливают главный принцип его существования – «принцип

освобождения от бремени». Суть этого принципа состоит в том, что совокупные

недостатки человеческой конструкции, которые в естественных, животных

условиях представляют собой тяжкое бремя для его жизнеспособности, человек

самостоятельно превращает в условия своего существования. Результатом этого

является становление человека как культурного существа.

С точки зрения А.Гелена, культура является определяющей сущностью

человека. В основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом А.Гелен

в конечном счете приходит к тому же выводу о дуалистической сущности

человека.

К вопросу о развитии философской антропологии

Вопрос "Что есть человек?" изначально является фундаментальным

вопросом философии. Уже в самых ранних памятниках философской мысли

(некоторые из них лишь сегодня доходят до нас) представлен вопрос человека

о самом себе, откуда он пришел и куда направляется. В греческой философии,

под влиянием которой формировалось и формируется наше культурное

пространство, два классических философа – Платон и Аристотель – развили

наиболее целостные теории личности, в каком отношении друг к другу

находятся человеческие тело и дух, что значит то, что человек является

одновременно духовным и мыслящим существом, как соотнесен человек с другими

живыми существами. Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и

морально-философский вопрос о том, что есть хорошая жизнь, eudamonia.

Наряду с теориями вышеназванных философов, сложились и другие философские

традиции, повлиявшие на последующую историю духа (Geistesgeschichte), как,

например, философская школа стоиков. Отмеченные подходы к пониманию

человека, появившиеся еще до рождества Христова, способствовали оформлению

юридического понятия субъекта права в римском культурном пространстве.

Наконец, в этой связи необходимо вспомнить о раннем Христианстве с его

намерением указать общее направление поиска ответов на важнейшие вопросы

человека. Без учета решающего влияния раннего христианства на историю духа

невозможно понять с ее позиции размышления человека о самом себе и о своем

определении, о своем отношении к другим и к Богу. Влияние раннего

Христианства на историю духа наиболее отчетливо выразилось в трудах таких

христианских "философов", как Августин и Боэций, которые своим пониманием

личности наложили отпечаток на философско-теологические произведения

последующих эпох.

Если вопрос о том, что есть человек, изначально представлен в

философии, то сам термин "антропология" появился в ней очень поздно. В 1501

году лейпцигский магистр Магнус Хундт опубликовал книгу под названием

"Anthropologium de hominis dignitate, natura et proprietatibus. В 1594 году

Отто Касман, ректор в Штаде, написал "Psychologia antropologica"

("Антропологическую психологию"), вторая часть которой появилась двумя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты