Философские аспекты взаимоотношений человека и природы в условиях глобального экологического кризиса

Философские аспекты взаимоотношений человека и природы в условиях глобального экологического кризиса

ВВЕДЕНИЕ.

Философия дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой

жизни. Справедливо подчеркивалось, что истинная философия есть духовная

квинтэссенция эпохи, живая душа культуры. Конечно, социальные истоки и

социальный смысл философских учений зависят от вызывающих их к жизни

социальных форм. Хотя всемирная философия, в сущности, вращается вокруг

"вечных" проблем. К их числу принадлежит и проблема взаимоотношений

Человека и Природы, которая в нынешний переломный момент человеческой

истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных

социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего

тысячелетия, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего

живого на Земле. Человеческому бытию угрожает самоуничтожение. Это

обстоятельство, как и экологические, научно-технические и другие моменты,

неоднократно интерпретировались мыслителями самых различных

мировоззренческих ориентаций. Человек стал, как полагал президент Римского

клуба А. Печчеи, сам для себя ахиллесовой пятой, он - точка отсчета, "в нем

все начала и концы"1 С его точки зрения важно понять положение, в котором

очутился человек. Почему его дорога привела к катастрофе? Есть ли еще время

свернуть с нее, а если есть, то куда? Какой путь выбрать? Какие ценности

предпочесть? Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы

и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют

пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений, задуматься

над проблемой их гармонизации. Почему речь должна идти именно о гармонии

человека с природой, и недостаточно говорить, например, только об их

единстве? Дело в том, что в силу своей объективной диалектичности

противоречивое единство человека с природой имеет место и на тех этапах их

взаимоотношений, когда эти отношения обострены, как, например, в настоящее

время. Вместе с тем потребность выхода из настоящего кризисного состояния

вызывает необходимость становления особой формы единства человека и

природы, которая и обеспечила бы это. Таковой и является гармония человека

с природой.

Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая

является необходимым естественным фактором его существования.

Природапредпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем

полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных

условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и

весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих

биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той

экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на

протяжении всей его истории. Как отмечает Н.Н.Моисеев, развитие общества

вне биосферы- это нонсенс! Возможность существования общества может быть

гарантирована только в контексте развития биосферы, и то только в

относительно узком диапазоне ее параметров. Знание этого диапазона-

жизненная необходимость людей. Конечно, каждый человек обладает

возможностью приспосабливаться к изменяющимся (В известных пределах)

условиям природной среды, новой для него среде обитания. Дж. Уайнер

отмечает, что "Все представители вида Homo Sapiens способны проявить

необходимую пластичность реакций в ответ на изменение внешних условий"2 .

Однако при всей их широте и мобильности, адаптационные возможности

человеческого организма не беспредельны. Когда скорость изменения

окружающей природной Среды превышает приспособительные возможности

организма человека, тогда наступают патологические явления, ведущие, в

конечном счете, к гибели людей. В связи с этим возникает настоятельная

потребность соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными

возможностями человека и человеческой популяции, определения допустимых

пределов их воздействия на биосферу исходя из допустимых границ ее

изменения. ""Человечество как живое вещество неразрывно связано с

материальноэнергетическими процессами определенной геологической оболочки

Земли с ее биосферой,- подчеркивал Вернадский.- Оно не может физически быть

от нее независимым ни на одну секунду"3 . Иначе говоря, человек как

биосоциальное существо для полноценной жизнедеятельности и развития

нуждается не только в качественной социальной среде, но и в естественной

среде определенного качества. Это значит, что наряду с материальными и

духовными потребностями объективно существуют потребности экологические,

вся совокупность которых поражается биологической организацией человека.

Экологические потребности- особый вид общественных потребностей. Человек

нуждается в определенном качестве естественной среды его обитания. Лишь при

сохранении должного качества таких фундаментальных условий существования

людей как воздух, вода и почва возможна их полноценная жизнь. Разрушение

хотя бы одного из этих жизненно важных компонентов окружающей среды привело

бы к гибели жизни на Земле.

Таким образом, экологические потребности также древни, как и потребности

человека в пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении всей предшествующей

истории их удовлетворение происходило автоматически и люди были убеждены,

что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена.

Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с

нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит

чистого воздуха, воды и почвы. Сегодня всем ясно, что здоровая окружающая

среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Было бы

большим заблуждением полагать, будто бы с экологическим кризисом можно

справиться с помощью одних лишь экономических мер. Экологический кризис

обусловлен "стрелками", направлявшими движение нашей технократической

цивилизации к конкретным ценностям и категориям, без корректировки которых

нельзя приступить к радикальным изменениям. При переориентации категорий

понятие природы должно стать центральным, так что само отношение человека к

природе будет иным, чем было до этого. Важно понять и принять новые

ценностные ориентиры, смысловые установки, создать новый образ человека - в

противовес человекупотребителю человека гуманного по отношению к самому

себе и природе. без этой глобальной философской перестройки отношений в

системе" Человек- Природа" все меры экономического, экологического, научно-

технического характера будут иметь лишь частное значение и не смогут стать

сколько-нибудь серьезным препятствием на пути надвигающейся экологической

катастрофы. Конечный вывод философов, занимающихся этой проблемой,

достаточно жесток: "Либо он (человек) должен измениться, либо ему суждено

исчезнуть с лица Земли".4

Целью данной работы является рассмотрение именно философских аспектов

взаимоотношений человека и Природы в условиях надвигающейся экологической

катастрофы, путей и возможностей формирования той новой системы ценностей,

с помощью которой можно будет предотвратить сползание Человечества к

собственной гибели.

Нужно отметить, что проблема эта, несмотря на всю ее актуальность, далеко

не нова. Вопрос об ответственности Разума перед природой был поставлен еще

в XIX в. течением так называем русских космистов, развит в работах

Федорова, Вернадского и других.

В XIX веке, по мере обострения экологической ситуации, в разрешение

проблемы гармонических взаимоотношений Человека и Природы втягивалось все

большее число философов и ученых. Возникли даже новые отрасли знаний:

философия экологии, социоестественная история, рожденные на стыке

естественных и гуманитарных дисциплин, что было вызвано масштабностью и

разноплановостью проблемы.

При подготовке настоящей работы были использованы исследования российских

и зарубежных ученых, таких как Федоров Н.Н., Кульпин Э.С., Пантин В.И.,

Моисеев Н.Н., Гиренок Ф.И., Лось В.А., Кравченко Ш.И.; Гор ЭЛ., Хесле В.,

Форррестер, Печеи А., Тоффлер О. и другие.

Задачами данной работы являются:

1. Рассмотреть современное состояние взаимоотношений "человекприрода_

Цивилизация" и основные узлы нравственно- философских противоречий в ней на

современном этапе общественного развития.

2. Осветить основные пути выхода из глобального кризиса, предлагавшиеся

философами и учеными XIX- XX в. и их реальное соотнесение со сложившейся

экологической ситуацией.

3. Показать роль и место экологического воспитания в общем контексте

экологической проблемы.

ГЛАВА I :

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Проблема взаимоотношений в системе "Человек- Природа- Цивилизация"

относится к числу вечных философских проблем. Не углубляясь слишком далеко

в историю ее становления и развития, заметим однако, что первые

экологические кризисы (локального характера) были известны еще в древности

и являлись той основой, которая служила наглядной иллюстрацией жизненной

важности данной проблемы.

Являясь по сути неотъемлемой частью Природы, Человечество в своих

отношениях с ней прошло ряд этапов: от полного обожествления и поклонения

природным силам до идеи полной и безусловной власти человека над природой.

Катастрофические последствия последней мы полной мерой пожинаем

сегодня. Отношения Человека и Природы в XX веке стали своеобразным центром,

в котором сходятся и завязываются в один узел различные стороны

экономической, общественной и культурной жизни людей. Как отмечает

Ф.Гиренок, современному человеку "нужно осознать тот факт, что для него нет

привилегированного места ни в природе, ни в космосе".5

Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся

до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом

взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как

необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом

никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей

постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и

продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой

деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс

вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионах и в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты