Философские аспекты взаимоотношений человека и природы в условиях глобального экологического кризиса
ВВЕДЕНИЕ.
Философия дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой
жизни. Справедливо подчеркивалось, что истинная философия есть духовная
квинтэссенция эпохи, живая душа культуры. Конечно, социальные истоки и
социальный смысл философских учений зависят от вызывающих их к жизни
социальных форм. Хотя всемирная философия, в сущности, вращается вокруг
"вечных" проблем. К их числу принадлежит и проблема взаимоотношений
Человека и Природы, которая в нынешний переломный момент человеческой
истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных
социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего
тысячелетия, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего
живого на Земле. Человеческому бытию угрожает самоуничтожение. Это
обстоятельство, как и экологические, научно-технические и другие моменты,
неоднократно интерпретировались мыслителями самых различных
мировоззренческих ориентаций. Человек стал, как полагал президент Римского
клуба А. Печчеи, сам для себя ахиллесовой пятой, он - точка отсчета, "в нем
все начала и концы"1 С его точки зрения важно понять положение, в котором
очутился человек. Почему его дорога привела к катастрофе? Есть ли еще время
свернуть с нее, а если есть, то куда? Какой путь выбрать? Какие ценности
предпочесть? Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы
и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют
пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений, задуматься
над проблемой их гармонизации. Почему речь должна идти именно о гармонии
человека с природой, и недостаточно говорить, например, только об их
единстве? Дело в том, что в силу своей объективной диалектичности
противоречивое единство человека с природой имеет место и на тех этапах их
взаимоотношений, когда эти отношения обострены, как, например, в настоящее
время. Вместе с тем потребность выхода из настоящего кризисного состояния
вызывает необходимость становления особой формы единства человека и
природы, которая и обеспечила бы это. Таковой и является гармония человека
с природой.
Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая
является необходимым естественным фактором его существования.
Природапредпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем
полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных
условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и
весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих
биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той
экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на
протяжении всей его истории. Как отмечает Н.Н.Моисеев, развитие общества
вне биосферы- это нонсенс! Возможность существования общества может быть
гарантирована только в контексте развития биосферы, и то только в
относительно узком диапазоне ее параметров. Знание этого диапазона-
жизненная необходимость людей. Конечно, каждый человек обладает
возможностью приспосабливаться к изменяющимся (В известных пределах)
условиям природной среды, новой для него среде обитания. Дж. Уайнер
отмечает, что "Все представители вида Homo Sapiens способны проявить
необходимую пластичность реакций в ответ на изменение внешних условий"2 .
Однако при всей их широте и мобильности, адаптационные возможности
человеческого организма не беспредельны. Когда скорость изменения
окружающей природной Среды превышает приспособительные возможности
организма человека, тогда наступают патологические явления, ведущие, в
конечном счете, к гибели людей. В связи с этим возникает настоятельная
потребность соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными
возможностями человека и человеческой популяции, определения допустимых
пределов их воздействия на биосферу исходя из допустимых границ ее
изменения. ""Человечество как живое вещество неразрывно связано с
материальноэнергетическими процессами определенной геологической оболочки
Земли с ее биосферой,- подчеркивал Вернадский.- Оно не может физически быть
от нее независимым ни на одну секунду"3 . Иначе говоря, человек как
биосоциальное существо для полноценной жизнедеятельности и развития
нуждается не только в качественной социальной среде, но и в естественной
среде определенного качества. Это значит, что наряду с материальными и
духовными потребностями объективно существуют потребности экологические,
вся совокупность которых поражается биологической организацией человека.
Экологические потребности- особый вид общественных потребностей. Человек
нуждается в определенном качестве естественной среды его обитания. Лишь при
сохранении должного качества таких фундаментальных условий существования
людей как воздух, вода и почва возможна их полноценная жизнь. Разрушение
хотя бы одного из этих жизненно важных компонентов окружающей среды привело
бы к гибели жизни на Земле.
Таким образом, экологические потребности также древни, как и потребности
человека в пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении всей предшествующей
истории их удовлетворение происходило автоматически и люди были убеждены,
что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена.
Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с
нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит
чистого воздуха, воды и почвы. Сегодня всем ясно, что здоровая окружающая
среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Было бы
большим заблуждением полагать, будто бы с экологическим кризисом можно
справиться с помощью одних лишь экономических мер. Экологический кризис
обусловлен "стрелками", направлявшими движение нашей технократической
цивилизации к конкретным ценностям и категориям, без корректировки которых
нельзя приступить к радикальным изменениям. При переориентации категорий
понятие природы должно стать центральным, так что само отношение человека к
природе будет иным, чем было до этого. Важно понять и принять новые
ценностные ориентиры, смысловые установки, создать новый образ человека - в
противовес человекупотребителю человека гуманного по отношению к самому
себе и природе. без этой глобальной философской перестройки отношений в
системе" Человек- Природа" все меры экономического, экологического, научно-
технического характера будут иметь лишь частное значение и не смогут стать
сколько-нибудь серьезным препятствием на пути надвигающейся экологической
катастрофы. Конечный вывод философов, занимающихся этой проблемой,
достаточно жесток: "Либо он (человек) должен измениться, либо ему суждено
исчезнуть с лица Земли".4
Целью данной работы является рассмотрение именно философских аспектов
взаимоотношений человека и Природы в условиях надвигающейся экологической
катастрофы, путей и возможностей формирования той новой системы ценностей,
с помощью которой можно будет предотвратить сползание Человечества к
собственной гибели.
Нужно отметить, что проблема эта, несмотря на всю ее актуальность, далеко
не нова. Вопрос об ответственности Разума перед природой был поставлен еще
в XIX в. течением так называем русских космистов, развит в работах
Федорова, Вернадского и других.
В XIX веке, по мере обострения экологической ситуации, в разрешение
проблемы гармонических взаимоотношений Человека и Природы втягивалось все
большее число философов и ученых. Возникли даже новые отрасли знаний:
философия экологии, социоестественная история, рожденные на стыке
естественных и гуманитарных дисциплин, что было вызвано масштабностью и
разноплановостью проблемы.
При подготовке настоящей работы были использованы исследования российских
и зарубежных ученых, таких как Федоров Н.Н., Кульпин Э.С., Пантин В.И.,
Моисеев Н.Н., Гиренок Ф.И., Лось В.А., Кравченко Ш.И.; Гор ЭЛ., Хесле В.,
Форррестер, Печеи А., Тоффлер О. и другие.
Задачами данной работы являются:
1. Рассмотреть современное состояние взаимоотношений "человекприрода_
Цивилизация" и основные узлы нравственно- философских противоречий в ней на
современном этапе общественного развития.
2. Осветить основные пути выхода из глобального кризиса, предлагавшиеся
философами и учеными XIX- XX в. и их реальное соотнесение со сложившейся
экологической ситуацией.
3. Показать роль и место экологического воспитания в общем контексте
экологической проблемы.
ГЛАВА I :
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Проблема взаимоотношений в системе "Человек- Природа- Цивилизация"
относится к числу вечных философских проблем. Не углубляясь слишком далеко
в историю ее становления и развития, заметим однако, что первые
экологические кризисы (локального характера) были известны еще в древности
и являлись той основой, которая служила наглядной иллюстрацией жизненной
важности данной проблемы.
Являясь по сути неотъемлемой частью Природы, Человечество в своих
отношениях с ней прошло ряд этапов: от полного обожествления и поклонения
природным силам до идеи полной и безусловной власти человека над природой.
Катастрофические последствия последней мы полной мерой пожинаем
сегодня. Отношения Человека и Природы в XX веке стали своеобразным центром,
в котором сходятся и завязываются в один узел различные стороны
экономической, общественной и культурной жизни людей. Как отмечает
Ф.Гиренок, современному человеку "нужно осознать тот факт, что для него нет
привилегированного места ни в природе, ни в космосе".5
Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся
до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом
взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как
необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом
никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей
постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и
продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой
деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс
вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионах и в