Философские аспекты взаимоотношений человека и природы в условиях глобального экологического кризиса

различные исторические эпохи была различна. Так, на заре развития

человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно

присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости

от внешней среды. Подобно стаду животных, первобытные люди после истощения

пищевых ресурсов в одном месте перемещались в другое, где было достаточно

природных средств для существования. Иначе говоря, истощение природных

ресурсов, деградация природы вели к определенным социальным изменениям-

миграции населения. В дальнейшем, по мере развития производительных сил,

зависимость общества от природы постоянно уменьшалась, человек все больше

выходил из-под власти ее стихийных сил. Но эта независимость человека от

природы оказалась иллюзорной, поскольку интенсивное воздействие на

окружающую среду ведет к резкому ухудшению условий его существования, т.е.

экологическому дискомфорту. Более того, нарастание экологических опасностей

ставит под вопрос само существование земной цивилизации, сохранение

обитемости планеты Земля. Вое это свидетельствует о том, что в процессе

обособления человека от природы зависимость его от нее не ослабевала, а

наоборот, возрастала. Социальный прогресс имел место в истории лишь в силу

того, что постоянно воспроизводилась экологическая среда. И в наши дни

интересы обеспечения будущего рода человеческого вынуждают людей все больше

считаться с законами функционирования и развития биосферы. Однако

диалектика взаимодействия общества и природы проявляется и в том, что не

только окружающая среда оказывает влияние на общество, но и человек в

процессе жизнедеятельности накладывает неизгладимый отпечаток на природу.

Как отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, "историю можно рассматривать с двух

сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе

эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история

природы и история людей взаимно обуславливают друг друга.".6

Уже в древности, в условиях античности и средневековья, воздействие

общества на окружающую среду было весьма существенным, что приводило к

локальным экологическим кризисам, в результате которых под песками пустынь

оказывались погребенными развалины некогда цветущих цивилизаций. Так, одной

из причин гибели государства майя, этой выдающейся цивилизации, было

истощение земель из-за применения подсечно- огневой системы земледелия.

Локальные (или региональные) экологические кризисы, имели место во все

эпохи развития человеческого общества. Истории известны достаточно крупные

экологические бедствия, обусловленные хозяйственной деятельность человека,

и в те далекие времена, когда плотность населения в странах, претерпевших

эти бедствия, по нынешним меркам, была ничтожно малой, а промышленности в

ее современном понимании не было вовсе. Достаточно вспомнить печальный опыт

Месопотамии и Греции, где тучные пастбища были выбиты скотом, или земли

Ливана, где опустынивание было вызвано вырубкой ливанского кедра. В XX в.

экологические проблемы переросли в общий экологический кризис планетарного

масштаба во многом "благодаря" тому, что именно в этот период человек стал

активной стороной взаимодействия в системе "человек- природа" и своими

непродуманными действиями резко нарушил баланс экологического равновесия. В

целом до XXв. активной стороной взаимодействия была, как правило, природа.

Изменения климата, природные катаклизмы больше влияли на жизнь людей, чем

жизнедеятельность последних на природу. С того времени, как человек

"нарушил" закон природной эволюции, вышел из его подчинения, нашел путь

развития, отличный от пути развития других живых организмов, начинается

социоестественная история- история взаимоотношения двух суверенных начал:

общества и природы.

В целом можно выделить следующие этапы взаимодействия природы и

общества:(5)

1. Доисторический (доцивилизационный), когда имеет место неосознанное

сотрудничество, а противостояние носит неантогонистический характер;

2. Исторический (цивилизационный, современный). Для этого этапа

отличительны: нарастание конфронтационных, антагонистических отношений

между природой и обществом; производящая деятельность, ведущая к

уничтожению естественной среды обитания, быстрой смене естественных

ландшафтов антропогенными, постепенное осознание гибельности

конфронтационных отношений.

3. Постисторический, постцивилизационный (будущий). Предполагает наличие

альтернативы: либо экологическая катастрофа планетарного масштаба, либо

полная перестройка философской основы взаимоотношений Природы и Человека.

Последний путь и будет предметом рассмотрения II части данной работы.

Итак, на данном этапе мы имеем цивилизацию технократического типа,

основные приоритеты которой нацелены на дальнейшее расширение власти над

природой без учета возможных последствий; систему "ЧеловекПрирода", в

которой стрелки резко смещены в сторону преобразующей деятельности

человека. С эпохи Возрождения, когда человек был поставлен в центр

мироздания, а Природа низвержена до его служения, исподволь складывался тип

технократического мышления. С зарождением промышленной революции и

индустриализма складывалась соответствующая совокупность представлений о

месте и роли человека в природе и обществе. Постепенно наиболее развитые

научные представления физических наук, особенно механики, легли в основу не

только физической картины мира, но и стали ядром мировоззрения. Это

механистическое мировоззрение было, прежде всего, антропоцентрическим. Оно

фактически допускало вседозволенность человеческой деятельности в природе.

В то же время, будучи сугубо механистическими, оно фактически игнорировало

нравственный аспект в социальной и экологической практике. Человек,

усвоивший мировоззренческие представления индустриальной эпохи, весьма

схематично- механистически представлял себе социально- исторический процесс

общественного и социоприродного развития, их эволюцию он оценивал с точки

зрения количественных трансформаций, забывая о возможности качественных

изменений.

Догматичность механистического мировоззрения сдерживала поиски новых

подходов к осмыслению теории и практики взаимодействия природы и общества,

а консервация индустриального типа развития общества, в свою очередь,

обуславливала живучесть старых мировоззренческий ориентиров. Философское

обоснование этой сложившейся системы (в упрощенном варианте) таково:

Человек в большинстве рассматривается как внеприродный объект, Природа- как

неодушевленный склад ресурсов и богатств, которые можно и должно

использовать в соответствии с волей и желанием Человека. Иными словами,

параллельно усилению давления на природную среду шло формирование

соответствующей философии покорения природы. Стало считаться как бы само

собой разумеющимся, что человек "царь природы" и может изменять среду

обитания как ему заблагорассудится. Подобный агрессивно- потребительский

антропоцентризм составляет мировоззренческую основу экологического кризиса.

Сейчас, в конце столетия, в полной мере проявились вое явные и тайные

пороки подобной позиции, инициировав ту ситуацию, в которой оказалось

Человечество. Иллюзия, что удастся добиться окончательной победы над

природой, возможна только при забвении того факта, что сам человек - часть

природы, и уничтожение природы означает тем самым физическую и духовную

гибель человека.

Дисгармония отношений между Человеком и Природой, отчасти вызванная

наркотоподобной привычкой потреблять все больше и больше природных

ресурсов, сегодня проявилась в серии кризисов, каждый из которых отличается

все более разрушительным столкновением цивилизации и природы. Как уже

говорилось выше, ранее все угрозы окружающей среде имели локальный и

региональный характер, но сегодня они приобрели стратегический размах.

Озоновая дыра над Антарктидой и уменьшение озонного слоя на всех широтах,

парниковый эффект, а также возможное уничтожение того климатического

баланса, который делает нашу Землю пригодной для жизни - все это говорит о

том, что противоречия между человеком и природой, между природой и

цивилизацией становятся все сильнее.

Победное шествие рационалистического отношения к природе, недавно еще

столь заметное в современном естествознании и технике, может обернуться

беспрецедентным порабощением человека. Ведь человек, будучи существом

телесным, также является природой, и его господство над природой означает и

господство над человеком, вначале над другим, а потом и над самим собой.

Диалектика техники заключается в следующем: с одной стороны, она

доказывает превосходство человека над природой, она основана на способности

человека видеть вещи не такими, каковы они в их природном контексте, и тем

самым делать их пригодными для своих целей. Но с другой стороны столь же

ясно, что техника способствует быстрейшему, как экстенсивному, так и

интенсивному удовлетворению потребностей, причем в первую очередь

потребностей природных. Технократическая цивилизация, освобождая человека

ст власти природы, одновременно вновь привязывает его к ней, ибо техника

создает новые потребности, а именно - метапотребности, то есть нужду в

определенном технически опосредованном способе удовлетворения самих

потребностей. Зависимость человека от цивилизации предстает также в виде

проблем продовольствия, сырья, энергии и других так называемых глобальных

проблем. Оказалось, что ресурсы исчерпаемы, что для цивилизации нет прочной

опоры, если она разрушает структуру биосферы, несет в себе моральную

деградацию человека. Люди не могут перестать изменять природу, но они могут

и должны перестать изменять ее необдуманно и безответственно, не учитывая

требований экологических законов. Только в том случае, если деятельность

людей будет идти в соответствии с объективными требованиями этих законов, а

не вопреки им, изменение природы человеком станет способом ее сохранения, а

не разрушения. Неоправданное смещение философских акцентов в системе

"Человек - Природа" приводит к тому, что, калеча природу, окружающую среду,

человек калечит и свою собственную человеческую природу. Ученые считают,

что рост числа душевных заболеваний и самоубийств во всем мире связан с

продолжающимся насилием недр окружающей средой. Общение с неискалеченной

природой способно снять стрессы, напряжение, вдохновить человека на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты