Философские аспекты взаимоотношений человека и природы в условиях глобального экологического кризиса

современного общества.

Несмотря на появление представлений о единстве Природы и Человека, их

взаимообусловленности, эти два мира в сознании ученых XIX века еще не были

взаимосвязанными. Таким связующим звеном сказалось учение о ноосфере,

которое начало формироваться В.И.Вернадским в начале нынешнего столетия. К

1900г. им был подытожен опыт многолетних исследований. В результате

возникла новая научная дисциплина: биогеохимия. В книге с таким же

названием Вернадский развернул широкую программу эволюции биосферы с

момента ее возникновения и до настоящего времени. Создание биохимии

естественно поставило новый вопрос - вопрос о месте Человека в этой картине

общепланетарного развития. И Вернадский дал на него ответ. Уже в первые

годы XIXв. он начал говорить о том, что воздействие Человека на окружающую

природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он

превратится в основную геологообразующую силу. И, как следствие, он

необходимо должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие

природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными.

Биосфера перейдет однажды в сферу разума - ноосферу. Произойдет великое

объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным

- направляемым силой разума.

С термином "ноосфера" не все так просто: однозначное толкование его

отсутствует. В целом так принято называть часть биосферы, которая

оказывается под влиянием человека и преобразуется им. Из этого некоторые

авторы делают вывод, что переход биосферы в ноосферу означает лишь

постепенное освоение человеком биосферы. Однако нужно заметить, что

подобная трансформация понятия не является правомерной. Ноосфера

Вернадского - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит

целенаправленно, когда Разум имеет возможность направить развитие биосферы

в интересах Человека, его будущего.

Из этого логически вытекает и следующее положение Вернадского- об

автоэволюции Человека. Важным путем развития человека есть путь его

саморазвития. Расширяя и углубляя биосферу, раздвигая границы познанного

мира, человек и сам бесконечно развивается и совершенствуется. В противном

случае сложилась бы тупиковая ситуация: достигнув предела заложенных

возможностей, человечество остановилось бы в своем развитии, а

остановившись- погибло. Это положение Вернадского о возможностях и

необходимости саморазвития человека также является важной частью его учения

о ноосфере. Неизбежность дестабилизации биосферы за счет производства

чуждых природе соединений и порождаемых ими геохимических реакций

констатировал ученик В.И.Вернадского академик А.Е.Ферсман. В результате

осознания того, что глобальный характер воздействия человеческой

деятельности на природную среду стал печальной реальностью, было признано,

что неконтролируемое влияние антропогенных факторов на природу достигло

порога ее самозащиты, и возникла идея сознательного управления эволюцией

биосферы (Н.В.Тимофеев-Ресовский, Н.Н.Воронцов, А.В.Яблоков, Н.В.Лазорев,

Д.Бернал и др.). Для разрешения противоречий технического прогресса стали

создаваться программы практических действий, таких, как программы "Римский

клуб", "Global change", "Геосфера- биосфера" и др. Каждая из этих программ

вне ее зависимости от исходных посылок, столкнулась с проблемой соотношения

эволюции природной среды и человеческой культуры.

Современные философы получили в наследство многоплановые разработки

философских отношений Человека и общества к природе. Но сама

разноплановость проблемы не позволяет останавливаться лишь на изучении ее

отдельных сторон. Рассмотрение сложившейся ситуации в комплексе всех ее

составляющих, поиски комплексных выходов из нее. Такова задача, стоящая

сегодня, в конце XX века, перед современными философами и учеными.

Итак, на пороге III тысячелетия человечество ищет достойный ответ на

"экологический вызов", возникший перед цивилизацией XX века. Если в 70

годах шло осознание специфики взаимоотношений общества и природы в условиях

НТР, а в 80 годах вырабатывалась тактика смягчения социальноэкологической

ситуации и "тушения" острых "экологических пожаров" локального и

регионального масштаба, то в 90 годах человечество должно, чтобы

экологически выжить, разработать и приступить к активной реализации единой

глобальной стратегии общемирового развития, обеспечивающей качество

окружающей среды для цивилизации XXI века.

Это тем более важно, что во все времена взаимоотношения между человеком и

природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус

цивилизации в истории человечества, духовный климат эпохи. И каждая эпоха

добавляла как бы свой штрих в интерпретацию экологической проблемы, в

попытки выявления и использования эффективных путей ее разрешения. Где же

выход из ситуации, когда отрываясь в процессе своего технического, научного

или духовного развития от природы, цивилизации доходит до опасной грани

полного разрыва с ней.

На этот счет существует масса различных точек зрения. Картезианский

подход к отношениям в системе "Человек- Природа" позволил человечеству

считать, что отчужденность от Земли дает право видеть в ней лишь

неодушевленную совокупность ископаемых, - богатств, которые мы вольны

эксплуатировать, как захотим. Это коренная ошибка восприятия и привела нас

к сегодняшнему кризису.

Не менее опасна и другая, полярная позиция так называемых "глубоких

экологов", говорящих о человечестве в терминах болезни. Согласно их

взглядам, люди- это патогены, своего рода вирусы, вид глобального рака,

угрожающего самому существованию земли. Способ лечения один: стереть

человечество с лица Земли. Иначе говоря, они считают, что "мир поражен

раком, и рак этот- сам человек".9

Такова на сегодня картина разброса мнений: от апологетики

вседозволенности до рецептов тотального уничтожения человечества для

выживания Земли. Однако это- крайние точки зрения, и поиск ответа на

волнующие вопросы современности, очевидно, лежит где-то посередине. Сегодня

уже ясно, что на повестке дня настоятельно встал вопрос о как можно более

широкой экологизации общественного сознания. Экологизация общественного

сознания включает в себя формирование экологического сознания в качестве

самостоятельной формы общественного сознания, а также внесение

экологического аспекта во все остальные формы (политическое и правовое

сознание, мораль, искусство, философию и т.д.) и уровни (теоретическое и

обыденное, массовое сознание, идеология и общественная психология)

общественного сознания.

Экологическое сознание- важнейший компонент экологической культуры,

объединяющий все виды и результаты материальной и духовной деятельности

людей, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и

природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества.

Потребность в формировании экологической культуры как решающего фактора в

гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время все

более актуальной. "Экологическая культура,- отмечает П.Проскурин,- должна

стать у нас делом государственным. Пока эта культура не будет доведена до

каждого из нас, до тех пор толку не будет.".10

Первостепенную роль в формировании высокой экологической культуры играет

экологическое образование и воспитание.

Целью экологического воспитания и образования является целенаправленное

формирование у каждого человека на всех этапах его жизни глубоких и прочных

экологических знаний, целостных представлений о биосфере, понимание

органической взаимосвязи и единства человечества и окружающей среды, роли

природы в жизни общества и человека, необходимости и значимости ее охраны и

рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за

состояние окружающей среды.

Конечная цель такого образования заключается в том, чтобы представить

населению возможность понять сложный характер окружающей среды и

необходимость для всех стран развиваться таким образом, чтобы это

согласовывалось с окружающей средой. Подобное образование должно также

содействовать осознанию человечеством экономической, политической и

экологической взаимозависимости современного мира, с тем чтобы повысить

чувство ответственности всех стран, что станет предпосылкой для решения

серьезных проблем окружающей среды на глобальном уровне.

Интересно проследить, как расширилось проблемное поле философии экологии.

В начале это были постановки вопросов о необходимости регуляции

преобразующей деятельность человека, о пределах роста производства,

основанного на все расширяющемся потреблении природы. Уже в 70-х годах в

работах Римского клуба были довольно четко обозначены сценарии возможной

экологической катастрофы, к которой постепенно и неуклонно приближается

современная цивилизация. Выход виделся на пути ограничения вещественно-

энергетического потребления природы и минимизации вредных выбросов,

критически нарушающих динамическое равновесие биосферы. Идеалами были

провозглашены переход к экологически чистым технологиям, отказ от

технократического отношения к природе и человеку.

Но в этой связи возник новый комплекс проблем, касающихся условий,

возможностей и путей реализации этого идеала. Возможно ли ограничение

потребления природных ресурсов при увеличивающемся демографическом

давлении? Как соотносятся идеи свободы, демократии, принципы рыночной

экономики с требованиями ограничения непрерывного роста производства и

потребления? Как должна измениться структура ценностей технократической

цивилизации, до сих пор ориентированной на расширение масштабов

преобразования природы? Какие новые нравственные императивы и правовые

нормы должны быть выработаны, чтобы обеспечить экологическое выживание

человечества? Современные исследования глобального кризиса выявили его

природу как кризиса машинной стадии цивилизации, поставившей, однако, под

угрозу существование человечества вообще.

Вероятно, прежде чем приступать к выработке новых нравственных

императивов и норм взаимоотношений человека с природой, необходимо, образно

говоря, "расчистить им место", критически пересмотрев и проанализировав

прежние (то есть современные) догмы экологического сознания. И это также

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты