Философские проблемы войны

Очерки по истории и военного искусства, 6 изд., пер. с нем., М.,

1956; Клаузевиц К., О , пер. с нем., М., 1934; Финлеттер Т. К., Сила

и политика, пер. с англ., М., 1956; Киссингер Г., Ядерное оружие и внешняя

политика, пер. с англ., М., 1959; Гроций Г., О праве , воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин,

и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами,

международная брань. Наступательная , когда ведут войско на чужое

государство; оборонительная, когда встречают это войско, для защиты своего.

междусобная, усобица, когда один и тот же народ, раздвоившись в

смутах, враждует между собою оружием. сухопутная, морская, битва на

материке, на море. подземная, подкопы разн. родов, при осаде, с той

и с другой стороны. Малая , аванпостная служба, занятия и

обязанности сторожевой части войска. Партизанская , действия

отдельных, мелких частей войска, с крыльев и с тыла неприятеля, для отрезки

ему средств сообщены и подвоза. Народная , в которой весь народ

принимает, по сочувствию к поводу раздора, живое участие. Чернильная

, перебранка на письме. Легко про слушать, да тяжело

(страшно) ее видеть. Хорошо про слышать, да не дай Бог ее видеть.

Хороша за горами, в мор намрутся, в налгутся, нахвастаются.

да огнем не шути. Всякая от супостата, не от Бога. И я б

шел на , да жаль покинуть жену. Собирались грибы на идти, из

песни. Волки воют под жильем, к морозу или к . Воевать кого, что, с

кем, противу кого; воеваться с кем, стар. и арх. идти на кого ,

идти с войском на бой, наступая или обороняясь, вести , ополчиться и

ратовать оружием. Воевать народ, землю, государя, идти наступательно, для

завоеваний. Воюют, так воруют, т. е. плутуют. Кто силен да богат, тому

хорошо воевать. В доме то у них, словно Мамай воевал, велик беспорядок.

Знал бы, так и не воевал бы. И еще бы воевал, да воевало потерял. И

ратоваль, и воевал, да ничто взял. Воевать тебе на печи с тараканами. Нужда

горюет, нужда воюет.

2.3 Энциклопедический справочник «Конституция Р.Ф.»[5]:

ВОЙНА -насильственное средство разрешения межгосударственных конфликтов. В

итоге длительного исторического развития и трагического опыта двух мировых

войн в настоящее время война осуждена и запрещена международным правом, что

нашло свое отражение и в современном конституционном праве. Конституции

некоторых государств, принятые после второй мировой войны, содержат так

называемые мирные статьи, провозглашающие безоговорочный отказ от войны как

средства государственной политики. Наиболее известна в этом плане статья 9

Конституции Японии 1947 г., гласящая, что японский народ на вечные времена

отказывается от войны как суверенного права нации; право на ведение

государством войны не признается. Однако отсутствие таких формул в ряде

действующих конституций не означает, что страна не стоит на позициях отказа

от войны как средства своей внешней политики. Так, Конституция РФ не

предусматривает традиционного для многих зарубежных конституций и

Конституции бывшего СССР института права объявления войны. Ни один высший

государственный орган Российской Федерации, включая ее Президента, таким

правом не наделен. Президент имеет лишь право в случае агрессии против

России или непосредственной угрозы агрессии ввести военное положение. Это

означает, что Конституция исходит из возможности лишь оборонительной войны.

Понимаемые таким образом вопросы войны и мира, обороны и безопасности

Конституция РФ относит к исключительному ведению федерации. Россия не

относится ни к одному государству как к своему противнику, уважает

общепризнанные принципы международного права, содействует усилиям мирового

сообщества по предотвращению войны. Война как силовой межгосударственный

конфликт — редкое явление во второй половине XX в. Однако бедствием этого

периода стали внутригосударственные, как правило межнациональные,

конфликты.

3. От физической к психологической войне. Эволюция форм войны в процессе

развития цивилизации.

«История была всегда войной по преимуществу, она наполнена войнами. Были

лишь сравнительно короткие периоды мира, относительного равновесия, которое

легко опрокидывалось. История протекала на вулканической почве и

периодически лава извергалась. История должна кончаться, потому что история

есть война»

Николай Бердяев «Война и эсхатология»[6]

3.1Физическая (первобытная) война.

Достоверных сведений о приемах взаимоистребления наших предков мы,

естественно, не имеем. Однако можно предположить, что первым оружием дикого

человека были зубы. На протяжении длительного исторического периода война

проявлялась в виде единоборства особей с целью физического истребления

соперников. Стремление выжить в «войне всех против всех» побуждало

первобытных людей к объединению в группы. Группирование происходило по

схожести физических и психических признаков. Появляющиеся группировки

контролировали территории такой конфигурации и размера, на которых они

могли успешно добывать пропитание, защищаться и с которых могли успешно

нападать. Такие территории вероятней всего имели естественные преграды:

горы, леса, болота, реки. На такой естественно ограниченной территории

обосновывалось более или менее однородное население. Такую группировку

людей можно назвать первобытной общиной. Стержнем первобытной общины были

совместная оборона своих границ и нападение на другие сообщества.

Характерной социально-психологической особенностью при этом стало деление

на «свой — чужой» Современные ученые утверждают, что если у сообщества нет

внешних врагов, то актуализируется агрессивность внутри общности, что

чревато ее развалом. Поэтому поиск внешнего противника стал для первобытных

общин условием выживания и дальнейшей эволюции. Внутренняя эволюция таких

сообществ постепенно приводила к возникновению управленческой иерархии,

экономических связей и однородного населения. Такая общность постепенно

становилась этническим государством.

Постепенно люди стали использовать подвернувшиеся палки и камни не только

как орудие труда, но и как орудие убийства себе подобных. Несомненно,

революционное значение имело изобретение дистанционных средств поражения

противника — копья, пращи, лука. Это полностью перечеркнуло незыблемый

постулат природы — побеждает сильнейший, так как слабый воин теперь мог на

расстоянии поразить более сильного врага. Наступил эпохальный перелом.

Наряду с состязанием в силе появилась необходимость в состязании ума.

Дальнейшее совершенствование орудий убийства и появление конницы, кораблей,

пушек, самолетов, танков, ракет, атомных бомб, смертоносных газов, лучей и

т.п. не изменило главных принципов первобытной войны — убить соперника, а

уже после этого завладеть его ресурсами, оставшихся в живых обратить в

рабство, поддерживая их численность, интеллект и физическое здоровье на

уровне, необходимом завоевателю. Такая форма войны, которую логично назвать

физической, господствовала тысячелетиями. Однако уже в древности в недрах

ее начал зарождаться новый тип войны — войны экономической.

3.2 Экономическая война.

По мере эволюции интеллекта и возникновения государств люди постепенно

стали осознавать, что истребление врагов не всегда выгодно. Выгоднее

расставить незаметно экономические ловушки и капканы, сплести паутину

экономической зависимости и, присосавшись к ресурсам противника, заставить

его работать на себя.

Главный принцип экономической войны — это установление ростовщических

экономических отношений, а в случае сопротивления — включение физических

форм воздействия: государственного давления и вымогательства под угрозой

оружия.

Возникновение неравных экономических отношений, как между отдельными

людьми, так и между государствами, как и все в природе, имеет объективные

причины. Одной из главных таких причин стал... технический прогресс.

Существует наивное представление, что появление машин повысило

производительность труда и высвободило человеку время для творчества.

Вспомним, как в школе нас учили, что один комбайн заменяет труд сорока

косцов. Это миф. Если машины освободили человека от рутинной работы, то

почему одни процветают, а другие нищенствуют? Почему наряду с техническим

прогрессом нарастает духовная деградация в развитых странах? Почему

развитые и экономически благополучные страны захлебываются в потоке дикой

преступности, убийств, психических заболеваний и наркомании? Ответ на эти

вопросы есть.

Итак, один комбайн заменяет труд сорока косцов. Но на создание комбайна

идет труд сорока одного человека. Если появится более совершенный комбайн,

заменяющий труд 41 человека, то на создание его сложных механизмов

понадобится уже 43 человека. Вспомните элементарный закон физики — любая

машина всегда больше потребляет, чем производит, и что она нужна лишь для

преобразования энергии или движения. Чем больше машин в технической

цепочке, тем, естественно, ниже их КПД. В целом технически оснащенная

экономика отдельного государства работает как двигатель внутреннего

сгорания: она всегда больше потребляет, чем производит. Вечного двигателя

не бывает.

По этой причине в любом индустриальном и постиндустриальном государстве

возникает проблема внешней подпитки. Например, когда сорок человек создают

комбайн (или компьютер — не имеет значения) в одной стране, а этот комбайн

потом работает в другой стране, высвобождая там 40 ее жителей. При этом

вторая страна платит только четверть стоимости комбайна, а чтобы в первой

стране не возмущались, вторая страна организовывает из своих освободившихся

граждан 2-3 человек, вооружает их за недоплаченные деньги производителей и

усмиряет их же. Остальные из освободившихся от рутинного труда занимаются

обустройством своей страны или пребывают в творческом безделье. Некоторые

распространяют опыт неравных экономических отношений по всему миру под

видом борцов за чистоту природы, защиты прав человека, ежей и т.п.

По данным ООН, протекционизм только рынка труда индустриально развитых

стран обходился на конец 1980-х годов «третьему миру» в 500 млрд. долл. в

год. Поэтому когда вы будете читать об условиях труда и средней заработной

плате в США или Великобритании, помните о том, что эти условия оплачены

трудом филиппинских девочек, которые собирают компьютеры, получая 1$ в день

— на буханку хлеба

Таким образом, становится совершенно очевидным, почему индустриальные и

постиндустриальные государства стремятся присоединиться к ресурсам других

стран, запускают незаметно корни к чужому воздуху, воде, земле, интеллекту.

Без этого индустрия существовать не может. Машины пожирают чужую землю,

чтобы переработать ее для своих хозяев. Чтобы процесс этот был непрерывным,

нужно устрашение доноров, а для этого и армия. Вот почему индустриализации

всегда сопутствовала милитаризация. Индустриальное общество всегда

гипертрофирует силовые, разведывательные, идеологические, психологические и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты